Спиридон Печерский
Пропове́дницей на́м явля́ется честна́я десни́ца твоя́, Спиридо́не богоприя́тне.
Блаженный Спиридон был совсем прост относительно хитрости книжной и невежда на словах, но не разумом духовным и не делами богоугодными. Придя в Печерский монастырь, он начал учиться читать книги, хотя был немолод летами. И выучил он наизусть всю Псалтирь, и крепко трудился о спасении души своей, беспрестанно воспевая Псалтирь, и всякий день до конца.
Его послушанием в монастыре было печь просфоры. Однажды этот блаженный, делая обычную свою работу, развел огонь, чтоб печь просфоры, и от вырвавшегося пламени загорелась крыша келии. Тогда Блаженный, взяв мантию свою, закрыл ею устье печи и, завязав рукава власяницы своей, побежал с ней к колодцу, наполнил ее водой и, поспешно возвращаясь с водой, звал братию, чтоб помогли ему тушить. Братия, сбежавшись, увидала дивную вещь: мантия, которой Блаженный закрыл устье печи, не сгорела, и вода, которой погасили пожар келии, не вытекла из власяницы. И прославили громко Бога.
Был у блаженного Спиридона помощник – один брат, именем Никодим, который во всем был с ним единомыслен и единонравен, в молитве и в ручном труде. Оба они ревностно и богоугодно послужили в деле печения просфор тридцать лет, чисто и непорочно совершая свое дело и, преставившись, в добром исповедании насыщаются славы Божией, которую видят уже больше не под видом предлагаемого хлеба, но лицом к лицу.
Память преподобного Спиридона совершается несколько раз в году:
31 октября/13 ноября;
28 сентября/11 октября – в Соборе Киево-Печерских Преподобных, в Ближних пещерах почивающих;
Во вторую неделю Великого поста – в Соборе Всех Преподобных отцов Киево-Печерских.
Тропарь, глас 4:
Хлебы́ прино́сныя рука́ми свои́ми творя́,/ псалмопе́ние непреста́нное усты́ свои́ми/ я́ко же́ртву хвалы́ приноша́ше Го́сподеви,/ со честны́м Никоди́мом, блаже́нне Спиридо́не,// с ни́мже моли́ся Христу́ Бо́гу о душа́х на́ших
Кондак, глас 3:
Да яви́ши разжже́нную твою́ ко Го́споду любо́вь,/ чу́дне Спиридо́не,/ разже́гшуюся зело́ пещь ма́нтиею свое́ю загражда́еши/ и да пока́жеши исто́чник вод дарова́ний ду́ха в тебе́ живу́щь,/ оде́ждею свое́ю, нося́ во́ду,/ угаша́еши пла́мень о́гненный,/ тем, я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду, со блаже́нным Никоди́мом// моли́ся при́сно о нас, пою́щих тя.