![](/bitrix/templates/app/markup/img/img1.png)
Молодежь храма посетила выставку "Шедевры Византии" в Государственной Третьяковской галерее
24 февраля 2017 года молодежь храма Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках посетила выставку "Шедевры Византии" в Государственной Третьяковской галерее.
"Шедевры Византии" — третье событие перекрестного года России и Греции, организованное при участии Третьяковской галереи. Открытие первой выставки в присутствии глав обоих государств состоялось в мае 2016 года в Византийском и Христианском музее в Афинах перед образом "Вознесение" Андрея Рублева.
В сентябре в Афинах с большим успехом проходил показ уникальных икон и деревянной скульптуры XV–XIX веков из Третьяковской галереи. Продолжает культурный обмен открывающаяся выставка произведений византийского и поствизантийского искусства из музеев и частных собраний Греции.
Экспонируемые памятники датируются концом X — началом XVI века и дают представление о различных периодах Византийского искусства и разных художественных центрах. Выставка позволяет оценить совершенство работы мастеров, а также понять пути постижения духовного мира в Средневековье, открывая нюансы в изысканном колорите икон, в роскошных миниатюрах рукописей, на страницах которых художники Византии стремились воссоздать красоту горнего мира. На выставке каждое из произведений — уникальный памятник своей эпохи. Экспонаты дают возможность представить историю византийской культуры и проследить взаимовлияние традиций восточного и западно-христианского искусства. Самый ранний памятник в экспозиции — серебряный процессионный крест конца Х века с выгравированными на нем образами Христа, Богоматери и святых. Искусство XII века представлено иконой "Воскрешение Лазаря", воплощающей утонченный рафинированный стиль живописи этого времени. В собрании Третьяковской галереи находится икона "Богоматерь Владимирская" этой же эпохи, созданная в Константинополе в первой трети XII столетия и затем привезенная на Русь. Один из самых ярких экспонатов выставки — рельеф с образом великомученика Георгия со сценами жития. Он служит примером взаимодействия византийских и западноевропейских мастеров, положившего начало феномену мастерских крестоносцев — интереснейшей страницы в истории XIII века. Техника резьбы по дереву, в которой выполнена фигура святого Георгия, не характерна для византийского искусства и была, очевидно, заимствована из западной традиции, в то время как великолепное обрамление из клейм было создано в соответствии с канонами византийской живописи.
Икона "Богоматерь с Младенцем", написанная в XIII веке предположительно кипрским мастером, демонстрирует иной путь взаимного влияния средневекового искусства Востока и Запада. В художественной культуре этого периода, связанного с возрождением империи и династией Палеологов, движение к античным традициям воспринималось как поиск своей культурной идентичности. Зримым свидетельством последнего расцвета византийской культуры в XIV столетии является замечательный двусторонний образ "Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол уготованный" XIV века. Эта икона — современница произведений Феофана Грека. Оба мастера используют одни и те же художественные приемы; в частности, тонкие линии, пронизывающие лики Богоматери и Младенца, символизирующие энергии божественного света. Образ "Богоматерь Одигитрия…" является списком со знаменитой чудотворной иконы Одигитрии из монастыря Одигон в Константинополе. О богатстве декоративно-прикладного искусства Византии рассказывают несколько предметов, среди которых кацея́ (кадильница) с изображением великомучеников Феодора и Димитрия и шитый возду́х (покров) на Святые Дары. Представленные рукописи — кодексы Евангелия (XIII век и около 1300 года) – знакомят зрителя с феноменом средневековой книги, которая была не просто носителем определенной информации, но сложным организмом, включавшим в себя наряду с текстом миниатюры и элементы декоративного убранства. Техника художников, создававших сложные изысканные орнаменты в заставках, инициалы и миниатюры с образами евангелистов, отличалась особой виртуозностью. Поствизантийский период представлен тремя иконами греческих мастеров, уехавших на Крит после падения Константинополя в 1453 году. Эти произведения позволяют проследить синтез творческих находок европейского искусства и традиционного византийского канона. Византийская художественная традиция стояла у истоков формирования искусства многих народов. С самого начала распространения христианства в Киевской Руси греческие художники и архитекторы передавали русским мастерам навыки храмового строительства, фресковой живописи, иконописания, оформления книг, ювелирного искусства. Это культурное взаимодействие продолжалось на протяжении многих столетий. С X по XV век русское искусство прошло путь от ученичества до высокого мастерства, сохраняя память о Византии как о благодатном источнике, долгие годы духовно питавшем русскую культуру.
![](/upload/resize_cache/sprint.editor/8c9/ptfotvs1cveo0ets7qchzjokmjaalwz8/500_500_1/img_1652256080_6238_856_6.jpg)
![](/upload/resize_cache/sprint.editor/853/gahb2dl9083zmry1ymvyfczzqs8uqn24/500_500_1/img_1652256076_5366_668_3.jpg)
![](/upload/resize_cache/sprint.editor/5f7/ft31xgjwu66r5qmttk8fv3bt6gui6fco/500_500_1/img_1652256079_4231_437_5.jpg)
![](/upload/resize_cache/sprint.editor/a23/gcduq13gz9w1uk88q1s91tzsj6352i0d/500_500_1/img_1652256078_1019_963_2.jpg)
![](/upload/resize_cache/sprint.editor/f59/af0ym2sij1cwptze81kg50gul8b5qp1t/500_500_1/img_1652256090_8318_594_11.jpg)
![](/upload/resize_cache/sprint.editor/779/6ryc5on1mbx380nxs1ckwsjlsh65r82q/500_500_1/img_1652256087_1396_794_12.jpg)
![](/upload/resize_cache/sprint.editor/18f/sjqwzefl2j6r6tp43gwdpv03lncpqp2k/500_500_1/img_1652256082_3692_778_7.jpg)
![](/upload/resize_cache/sprint.editor/c19/9twjjh6p7qt3wywrmcm90n1mbb5s1zgr/500_500_1/img_1652256089_4191_751_14.jpg)
![](/upload/resize_cache/sprint.editor/24e/frfjjc8kf97zxrkjz0ketsx501dsut2q/500_500_1/img_1652256092_3693_537_1.jpg)
![](/upload/resize_cache/sprint.editor/47e/m31gl391pjnm5o7kmobpbqzzpnp5244r/500_500_1/img_1652256083_9762_328_8.jpg)