Встреча с культурологом, искусствоведом Александром Архангельским, посвященная твлрчеству художника Михаила Нестерова

14.07.2025

13 июля 2025 года после вечернего богослужения в храме Всех преподобных отцев Киево-Печерских состоялась встреча с культурологом, искусствоведом Александром Архангельским, посвященная творчеству художника Михаила Нестерова.

Михаил Нестеров родился в 1862 году в Уфе в купеческой семье. Его родители были  хорошо образованными людьми широких взглядов. В 14 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Педагогами Михаила Нестерова были Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов. 

Особое влияние на творчество Михаила Нестерова оказал Василий Перов, благодаря которому в творчестве художника стали преобладать жанровые картины, в том числе и посвященные историческим сюжетам, к которым часто обращался Нестеров. Но прежде всего будущий художник воспринял от своих педагогов умение выразить «душу темы», «живую душу» человека.  

 

К творческому периоду художника с 1879 по 1884 относятся картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» ,  «Экзамен в сельской школе». 

В 1881 году Нестеров переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств на курс П. П. Чистякова, однако уже в 1882 году вернулся в Москву, где вновь поступил в Училище живописи уже на курс Алексея Саврасова.  С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). В это время Нестеров выполнял   также рисунки для журналов и книг.

Лето   1883 года художник провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой. Мария скончалась в 1886 году, спустя год после свадьбы, во время родов . Глубокая личная трагедия, пережитая художником, воплотилась в цикле, названный некоторыми исследователями его творчества «нестеровскими девушками». Образ любимой жены прослеживался во многих последующих работах художника. В 1887 году он пишет несколько вариантов «Царевны», а первой работой, в которой  ярко стали  прослеживаться  характерные для зрелого творчества Михаила Нестерова черты, стала «Христова невеста», в которой в том числе присутствовал знаменитый «нестеровский пейзаж» который отражал внутреннее состояние его героев. 

Следующей работой, раскрывающей душевную красоту и глубокую безысходную скорбь русской женщины, стала картина «За приворотным зельем»

Михаил Нестеров активно участвует в процессе духовного поиска, который характеризовал исторический период времени в который творил художник. Его работы отличаются глубокой религиозностью. Он создает картины, в которых отражает собственные размышления о смысле жизни и духовности. Нестеров видит свою миссию в возрождении религиозности русского народа через искусство. Его работы отражают глубокую связь человека с природой и Богом.

В 1889 году Нестеров пишет картину «Пустынник». Эта работа была куплена Павлом Третьяковым еще до ее показа на XVII Передвижной выставке. Самобытность и мастерство, аскетизм и выразительность, гармония и сила соединились в единое целое в этом произведении. «Мой старичок открыл мне какие-то тайны своего жития. Он вел со мной беседы, открывал мне таинственный мир пустынножительства, где он, счастливый и довольный, восхищал меня своею простотой, своей угодливостью Богу», - напишет художник в своих воспоминаниях. Своего «Пустынника» Михаил Нестеров писал с конкретного человека – монаха Гордея, подвизавшегося в Троице-Сергиевой лавре. И на этой картине присутствует его «пейзаж», с характерным Тоненьким деревцем, которое в этой картине он изобразил в левой ее части – особый штрих многих пейзажей Нестерова, призванный показать хрупкость жизни и при этом ее вечную новизну, и юность.

Особую известность принесла Нестерову картина «Видение отроку Варфоломею», которую так же для своей галереи    приобрел Павел Третьяков. Сам Нестеров считал полотно лучшей своей работой: «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”. Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он еще будет что-то говорить людям – значит, он живой, значит, жив и я», - говорил он. Позже он написал цикл картин, посвященных преподобному Сергию Радонежскому.  

В 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор. Церковным росписям и иконам художник посвятил более 22 лет своей жизни, принимая участие в том числе и в росписи Марфо-Мариинской обители и дворцовой церкви в честь благоверного князя Александра Невского в Абастумани в Грузии. 

Он пытался в своих картинах показать нечто важное, объединяющее и укрепляющее человека, чтобы именно это важное помогло устоять в вере русскому народу, стремился увидеть и отразить ту самую «душу народа» и особенно в своем фундаментальном творении, которым является  картина . «На Руси. Душа народа», на создание которой у него ушло 10 лет и которую он закончил 1916 году.  

Нестеровым написаны десятки портретов выдающихся деятелей нашей науки и культуры. Среди них Лев Толстой и Максим Горький, академики Иван Павлов, Алексей Щусев, Алексей Северцов и хирург Сергей Юдин, певица Ксения Держинская, художники Виктор Васнецов, братья Корины, скульпторы Иван Шадр и Вера Мухина и еще многие-многие другие

Картины Нестерова буквально наполнены тишиной. Смотря на его картины можно услышать эту тишину, которая поглощает, заглушает внешний шум, тишину, и тишина эта особенная, молитвенная.

«Самое драгоценное в искусстве - Божий дар, и он должен служить к выражению чувств добрых и прекрасных путем ли живописи, музыки или всеобъемлющей поэзии» писал Михаил Нестеров и именно этими словами можно выразить все то, что было создано великим русским художником.

Встреча закончилась традиционным совместным чаепитием. 

Требы онлайн

Также вы можете отправить заявку на поминовение, поставить свечу, пожертвовать в алтарь на богослужение и помочь приходу, приняв участие в целевых благотворительных сборах.

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.lavravcheremushkah.ru