Встреча с культурологом Александром Архангельским посвященная теме: "Притчевый язык в мультипликации". Часть вторая
25 декабря 2022 года состоялась беседа с культурологом Александром Архангельским, на которой продолжили обсуждение темы «Притчевый язык в мультипликации».
В начале беседы ведущий и участники вспомнили основные символы, которые были озвучены на прошлой встрече, а затем продолжили просмотр и разбор смысла мультфильма.
Уйдя от искушения с которым друзья встретились на планете огромных чёрных котов, они попадают на планету беззаботных собачек, где начинается новая история двух искушений щенка. Если искушение котенка сразу вызывало откровенный страх, то у щенка все начиналось вполне казалось бы приемлемо – их встречают собачки, которые едут в вагончиках, по рельсам, проложенным в определенном направлении , под первые звуки песенки:
Собака бывает кусачей
Только от жизни собачьей
Только от жизни, от жизни собачьей
собака бывает кусачей!
Эти слова как бы говорят: «Это не я такой, жизнь у меня такая» . И так зачастую бывает когда человек выбирает для себя жизнь как бы по судьбе, а не по призванию, которая исключает свободу. Это как бы противопоставляется пути по волшебной дороге, на котором всегда есть выбор, свобода принятия решения, дружба. И слова этой песни как и прочие звучат внутри героев мультфильма.
И хотя искушение относилось к щенку, но оно было направлено на троих друзей и после выстрела собаки которая представляло это жизненное кредо, ошейники на которых висели косточки были одеты не только на щенка, но и на котенка и лошадку. И возможным это стало только после того как они подняли руки, то есть сдались перед напором искушения. Но именно у щенка было внутреннее чаяние такой жизни и поэтому, когда двое его друзей срывают с себя ошейники и топчут их, презирая это искушение, щенок как бы соглашается с условиями , защищает свою косточки, отодвигая на потом борьбу с ним. Искуситель уходит с чувством выполненного долга, а щенок идет за ним.
Друзья уводят щенка, но он уходит от них манимый видом будки и луны и садится на цепь, и в этот раз он ставит перед котенком и лошадкой препятствия, чтобы они не смогли ему помочь как в первый раз и вокруг всех уже теперь наступает мрак.
Какие же символы представлены здесь. Это прежде всего та самая манящая щенка золотая цепь – искушение снять ответственность за свою жизнь. Это искушение очень часто манит человека по жизни – уйти от ответственности, избежать чего то , что может тебя напрячь, уйти от реальности. Человек с рождения поучает дар Божий – свободу, но выбирая такую жизнь, он выбрасывает этот дар только за то чтобы ни за что не отвечать.
Другим символом жизни по судьбе является будка. Будка – это то, что обустраевает кто-то, а настоящий дом строит сам человек ради своих ближних, ради семьи, друзей. В будку друзей не пригласить, это черная дыра для человека , он закрывается в ней от внешнего мира, от своих близких, от любого общения, лишает себя реальности, переходя к иллюзорным подменам. И символом такой иллюзии является луна, которая у каждой собачки в мультфильме своя.
И после выбора такой жизни без ответственности, по судьбе, человека начинают окружать симуляторы, иллюзорные цели, искусственное виртуальное безличное общение. У него нет достигаемой цели, он имеет свою иллюзорную «луну» - недостижимые результаты, как бы говоря «я мог бы сделать то-то», я мог бы стать тем-то», подменяя все исключительно иллюзорным целями. Страх перед реальной ответственностью управляет у него желанием гарантий.
Друзья уходят от него в свет и «даже дождик ушел от щенка», то есть даже возможность обновления жизни уходит от такого человека, оставляя его в безысходности. И тогда щенок получает как бы извещение от ослика, видя в луне напоминание о большом секрете, что то проясняется у него в голове и он начинает бороться, но сможет обрести свободу только после того, как унизил, уничтожил свои иллюзорные чаяния и держащая его золотая цепь перестает быть ценностью.
И после этого второго искушения друзья снова получают откровение от ослика. Откровение о том что для жизни очень важно трезвиться, и не пытаться даже беседовать с искушениями разрушающими душу, не слушать их, а бежать как можно дальше.
Ослик переворачивает пластинку и начинается новая история о третьем искушении – искушении лошадки на планете летающих лошадей.
Hо только лошади летают вдохновенно,
Иначе лошади pазбились бы мгновенно,
И pазве стаи белокрылых лебедей
Поют как стаи белокрылых лошадей?…
К лошадке подлетает лошадь без глаз, нечто обезличенное и приносит ей крылья. Оычно крылья – это образ мечты, творческого полета. Но здесь они приносят только некоторую эйфорию от какого то служения, подмену истинного творческого служения и свободы. Это искушение – то самое идолослужение, которым например может стать искусство и пр.
Лошадка одевает крылья и начинает летать, но полет ее хаотичен, ее несет то к стае лошадей, то вновь к ее друзьям, она мечется между эфемерной мечтой и реальной дружбой . И лошадка выбирает дружбу , скидывая крылья, жертвуя своей мечтой ради друзей и именно эта жертвенность позволяет ей обрести истинную свободу.
Пройдя искушения герои мультфильма приобретают наконец свой большой секрет , под звуки песни ослика о деле его жизни:
Hе секрет, что друзья не pастут в огороде
Hе продашь и не купишь друзей.
И поэтому я так бегу по дороге
С патефоном волшебным в тележке своей.
Он поет и вздыхает, так как друзья еще не приходят к нему, а он их очень ждет. И наступает последний прорыв, каждый из друзей по отдельности приходит к ослику. И именно так человек обретает Бога и приходит ко Христу, «не за компанию», а сам, лично, через свои внутренние переживания, борьбу с искушениями и откровения. А ожидание ослика напоминает новозаветную притчу о блудном сыне которого непрестанно ждет любящий отец.
А кто же такой ослик? В Новом Завете можно очень часто встретить упоминание об ослике. Он один из первых кто был при рождении Иисуса Христа, и именно на ослике Господь въехал в Иерусалим. Кого же он символизирует в мультфильме, каждый должен сам осознать исходя из своего духовного опыта.
Символы придумывают не авторы, они только используют притчевый язык для передачи, порой даже не до конца в тот момент осознавая что через это открывается людям. Символьный язык учит человека считывать пласт духовной информации. Символы отсылают человека к реальности, которая является очень важной составляющей духовной жизни и человеку нужно постоянно учиться этому языку.
В конце беседы участники задали ведущему многочисленные вопросы, а завершилась встреча дружным совместным чаепитием.