Беседа с диаконом Ярославом Калининым на тему «Священник Павел Флоренский. Претензии ко Христу со стороны ветхозаветной церкви»

13.10.2025

12 октября 2025 года после вечернего богослужения в храме Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черёмушках состоялась очередная встреча с преподавателем Московской духовной академии диаконом Ярославом Калининым, который на этот раз познакомил слушателей с полной драматических страниц историей жизни священника Павла Флоренского (1882–1937).
Постоянные участники бесед с о. Ярославом помнят, что, прежде чем поступить в духовную школу, он окончил мехмат МГУ. Оказывается, и выдающийся религиозный философ, поэт, учёный, изобретатель о. Павел Флоренский шёл похожим путём: по своей первой профессии он также был математиком и учился тоже в Московском университете. 
В 1904 году, по окончании физико-математического факультета, поступил в Московскую духовную академию, а по прошествии четырёх лет, получив степень кандидата богословия, стал читать лекции по курсу истории философии. В 1911 году принял священнический сан и защитил магистерскую диссертацию; назначен экстраординарным профессором по кафедре истории философии; до 1917 года являлся редактором академического журнала «Богословский вестник». Служил о. Павел до 1921 года в церкви убежища сестёр милосердия Красного Креста в Сергиевом Посаде; после её закрытия находился за штатом.
О ряде удивительных фактов поведал слушателям о. Ярослав. Так, уже будучи священником, Флоренский носил при себе кинжал: в жилах о. Павла текла кавказская кровь – его мать была армянкой. Когда Троице-Сергиеву Лавру в 1919 году национализировали, он вместе с единомышленниками предлагает большевикам сделать обитель «живым музеем». Благодаря деятельности о. Павла в то время многое удалось сохранить от разрушения, а главное, при его участии была спрятана в тайном месте глава преподобного Сергия Радонежского. По мнению некоторых, священник, сотрудничая с безбожной властью, сделался чуть ли не предателем. Но обвинения в трусости и отступничестве абсолютно несостоятельны; о. Павел не снимает подрясника, даже когда ходит на работу в советские учреждения. Жизнь его трагически обрывается в лагере на Соловках в 1937 году. А ведь ему задолго до этого предлагали эмигрировать в Прагу – он отказался, выбрав единую судьбу со своим народом.
Возвращаясь к событиям 1919–1921 годов, о. Ярослав рассказал о том, что, будучи профессором, Флоренский преподавал студентам на квартирах в Москве. Вопросы, которые рассматривал в своих лекциях о. Павел, не потеряли своей актуальности. «С кем спорил Иисус Христос? Против кого ополчался? Не против грешников, не против даже духовенства, сплошь зараженного эпикуреизмом». Проводя параллель с сегодняшней действительностью, о. Ярослав предложил перевести на современный язык слово «эпикуреизм». Синонимом в данном случае можно считать «потребительство». Спаситель вступает в спор отнюдь не с худшими представителями общества; вот что говорится об этом у о. Павла: «Он полемизировал с книжниками и фарисеями. Теперешнее понимание слова «фарисей» не соответствует ни Евангельскому тексту, ни историческому значению. У нас под словом «фарисей» разумеется сознательный притворщик, лицемер, обманывающий других. Но столкновение с такими людьми имело бы мало общечеловеческого интереса, не было бы никакого трагизма в том, что Иисуса Христа возненавидели бы люди дурные. Но фарисеи были лучшей частью иудейского общества, наиболее интеллигентные и преданные интересам просвещения. И в религиозном отношении тоже: они желали бы сделать такие выводы из закона, которые урегулировали бы всю жизнь».
Противостояние Ветхого и Нового Заветов предельно точно выражается апостолом Павлом: «Буква убивает, а дух животворит» (2Кор.3:6). В этом ключе и были рассмотрены в ходе беседы претензии, предъявляемые Христу со стороны фарисеев. Евангелие разрешает имевшиеся противоречия: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12). «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк.5:31–32). В связи с этим вспомнили и процитировали преподобного Амвросия Оптинского: «Богу приятнее грешник кающийся, чем человек, не согрешивший, но превозносящийся. Лучше, согрешив, покаяться, нежели, не согрешая, гордиться этим».
Нужно отметить, что на самой встрече не обошлось без полемики. И это вернее всего доказывает, что тема задевает за живое, заставляет рассуждать и делиться мыслями.
 

Требы онлайн

Также вы можете отправить заявку на поминовение, поставить свечу, пожертвовать в алтарь на богослужение и помочь приходу, приняв участие в целевых благотворительных сборах.

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.lavravcheremushkah.ru