Беседа с иеромонахом Симеоном (Мазаевым) на тему: «Пятая заповедь: Ной и его социологический прогноз»
11 февраля 2024 года в храме Всех преподобных отцев Киево-Печерских состоялась встреча с иеромонахом Симеоном (Мазаевым) посвященная теме: «Пятая заповедь: Ной и его социологический прогноз»
В начале иеромонах Симеон рассказал о том, что означает данная заповедь, о логике исторического процесса понимания данной заповеди. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» - говорит пятая заповедь Декалога. Пятая заповедь говорит не только о родителях, это не только степень родства, но и фигура власти, уважительное отношение к старшим по возрасту или по званию.
Он коснулся вопроса о том, как вести себя с начальником, что делать если начальник не компетентен или, например, отдает приказы, нарушающие нравственные законы. Есть некое правило парикмахера, которое знает всякий человек. Ситуация взаимодействия с парикмахером, напоминает ситуацию «начальник – подчиненный», где вы начальник, а он вас должен послушаться. Парикмахер задает традиционный вопрос: «Как будем стричься?» – и клиент начинает в деталях рассказывать о том, как он хочет выглядеть.
Пятая заповедь говорит не только о родителях, это не только степень родства, но и фигура власти, уважительное отношение к старшим по возрасту или по званию.
Парикмахер, не возражает, со всем соглашается и потом делает так, как умеет, стрижет его как всегда и как всех. Люди привыкли думать, что результаты зависят только от начальства, однако подчиненный зависит от начальства в меньшей степени, чем начальник от подчиненного. Начальник ставит задачу. Подчиненный, если он непосредственный исполнитель, решает более важную задачу и отвечает на вопрос «Как это сделать?». И подчиненный может исполнить задание начальника не нарушая ничего, не идя против совести, по правилу парикмахера. Как говорил Конфуций, правильная стратегия – не восставать против власти, а грамотно ее слушать.
Далее была рассмотрена история Ноя. Как рассказывает нам Священная История, после того как схлынули воды потопа, Ной с прочими насельниками ковчега высадился на землю, насадил виноградник и сделал вино. До потопа Ной вина и алкоголя не знал и не подозревая возможных последствиях, он опьянел и лежал в своем шатре раздетый. Хам, средний сын Ноя, увидев голого отца спящим, повеселился и рассказал братьям о том, что он только что увидел, может быть, даже сделал это с усмешкой. Но Симу и Иафету было не смешно, они не поддержали брата, взяли большое покрывало и, не смотря на отца, вошли в палатку и накрыли его. Библия говорит нам о том, что, когда Ной проснулся и узнал, что произошло во время его забытья, сказал Хаму странные слова: «Сынок, за то, что ты сделал, потомки Ханаана будут рабами у потомков твоих братьев».
Подчиненный, если он непосредственный исполнитель, решает более важную задачу и отвечает на вопрос «Как это сделать?».
Хамство – это не тогда, когда мне в метро на ногу наступили и не извинились, а нагрубили, это стремление обличать наготу отца, грехи отцов, грехи старших. Ной обладал даром пророчества, но в данном случае имело место не пророчество, это был своего рода социологический прогноз с вполне ясной логикой. Дети подражают своим родителям, перенимая у них буквально все - манеры, образ мыслей, даже поступки. Особенно это проявляется в замкнутых сообществах, где нет других образцов для подражания, а таким сообществом был дом Хама после потопа. У его потомков долгое время не было других образцов для подражания. И можно предположить, что потомки Хама унаследовали насмешливость своего прародителя.
Что же особенного сделал Хам в отношении к своему отцу? Психологически невозможно нарисовать карикатуру на того человека, которого любишь. Над тем, что уважаешь, трудно посмеяться, и поэтому насмешка над отцом – это некий минимум неуважения к власти, к старшим. И можно предположить, что потомки Хама унаследовали такое легкомысленное, неуважительное отношение в том числе и к своим политическим властям. А когда общество нестабильно, находится в постоянном противоречии и даже бунте по отношению к старшим, к властям, то оно становится легкой добычей для соседних племен, где чтится воинский принцип единоначалия. То же сообщество, где строго соблюдается воинский принцип единоначалия, даже будучи в меньшинстве, оказывается в состоянии захватить и победить менее организованные и плотные сообщества.
Таким образом, логика социологического прогноза Ноя очевидна: он не проклял потомков Хама в наказание за его поступок, он просто показал, как будут развиваться события в дальнейшем, и действительно оказался прав. Насмешка или неуважение к начальству не имеет ничего общего с конструктивной критикой. Хотя здесь не говорится о том, что даже слова в адрес начальства сказать нельзя. Но в неуважении и насмешке, несомненно, всякий раз звучит некое рабство.
Но в неуважении и насмешке, несомненно, всякий раз звучит некое рабство.
Беседа продолжалась более двух часов. Как по ходу беседы так и в ее завершении слушатели задавали иеромонаху Симеону много вопросов.
А после завершения встречи состоялось дружеское совместное чаепитие всех ее участников.