Беседа с искусствоведом и культурологом Александром Архангельским посвящённая иконе "Троица"
Вечером 24 сентября 2023 года в храме Всех преподобных отцов Киево-Печерских в Старых Черёмушках состоялась очередная встреча с искусствоведом и культурологом Александром Архангельским.
В этот раз беседа была посвящена иконе Троицы преподобного Андрея Рублева. Сначала лектор рассказал об истории образа Пресвятой Троицы. Наиболее ранним западным памятником является фреска на Виа Латина в Риме, относящаяся ко второй половине IV в., где образ Троицы представлен в виде встречи трех ангелов. На этом изображении еще не показана трапеза, потому что евхаристическая символика еще не получила развитие к тому времени. Но уже на изображениях V в. можно встретить евхаристические символы.
Широко распространено было изображение Троицы в сюжетном образе «Гостеприимства Авраама». Этот сюжет встречается в большинстве случаев с праотцами Авраамом и Саррой, но крайне редко встречались изображения и без них.
Но уже на изображениях V в. можно встретить евхаристические символы.
Созданный Андреем Рублевым образ имел огромное влияние на дальнейшую русскую иконографию. Если «Троица» с праотцами является библейско-историческим образом, то «Троица» без них уже до Андрея Рублева стала откровением самого догмата о троичности Бога.
Преподобный Андрей Рублев окончательно переносит акцент с сюжетного изображения на богословие Святой Троицы. Преподобный Никон Радонежский поручает иноку написать храмовую икону «Троицы», «в похвалу отцу своему Сергию чудотворцу», имевшему особое «дерзновение ко святой Троице». И в образе рублевской «Троицы» отражается догматическое богословие о троичности.
Преподобный Андрей Рублев окончательно переносит акцент с сюжетного изображения на богословие Святой Троицы.
Далее Александр Архангельский рассказал о символах, которые использует преподобный Андрей для воплощения богословского значения образа.
Средний Ангел, по мнению многих исследователей, символизирует Христа и потому он изображен в одеждах Спасителя. Все три Ангела написаны практически с одинаковыми ликами. На иконе отражено то, что святые отцы называли «Троица во Единице» — один Бог в трех Лицах или Ипостасях.
В образе Троицы также отражен литургический аспект. Силуэты двух Ангелов, сидящих по бокам, образуют собой чашу. На престоле посередине стоит чаша – символ Евхаристии, Жертвы Христа.
На престоле посередине стоит чаша – символ Евхаристии, Жертвы Христа.
Еще одним символьным изображением является пейзажный элемент, размещенный за каждым из Ангелов. За средним Ангелом изображено дерево. Это древо жизни и древо крестное. За Ангелом слева – палаты, символ божественного домостроительства, образ Церкви. За Ангелом справа, которого обычно ассоциируют с Духом Святым, изображена гора. Она символизирует восхождение к духовному миру.
Однако в постановлениях Стоглавого Собора 1551 года, утвердившего икону Андрея Рублева в качестве канонической, подчеркнуто, что это не изображение Божественных Личностей, а образ Божественного Триединства. Поэтому Собор запретил надписывать Ангелов, этим отсекая всякую возможность указать окончательно, кто есть кто, а также запретил изображать так называемый «крещатый нимб» – иконографический символ, указывающий на Христа.
У «Троицы» Рублева есть еще другое наименование – «Предвечный совет». Это таинственное общение внутри Святой Троицы о спасении человечества: Бог Отец с добровольного согласия Бога Сына отправляет Его в мир ради спасения людей.
У «Троицы» Рублева есть еще другое наименование – «Предвечный совет».
В завершение беседы Александр заметил, что все рассказанное - лишь краткий обзор, посвященный иконе преподобного Андрея Рублева. После лекции разговор продолжился в неформальной обстановке за чаем и сладким угощением.