Праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня
14 августа 2023 года в день празднования Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, в храме Всех преподобных отцев Киево-Печерских была совершена Божественная литургия , которую возглавил настоятель храма иерей Алексий Ишков. По окончании богослужения был совершен чин освящение меда.
13 августа накануне праздника было совершено торжественное всенощное бдение. На утрене после великого славословия был совершен чин выноса Креста и поклонение ему по чину Крестопоклонной Недели.
В православной традиции поклонение Кресту совершается на праздник Воздвижения Креста Господня, на Крестопоклонной неделе и 1 (14) августа — на праздник Происхождения Честных Древ.
В греческом Часослове 1897 года так объясняется происхождение праздника Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня:
«По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
Установление поклонение Кресту в августе, вероятно связано с событиями, произошедшими в царствование императора Ираклия, когда сначала, в 614 году, войска персидского царя Хосрова II захватили и разграбили Иерусалим и унесли с собой, среди прочего, Древо Креста.
В 628 году, император Ираклий добился мира с Персией на своих условиях и вернул Честное Древо. 21 марта 630 года реликвия была доставлена в Иерусалим.
В Краткой истории святителя Никифора Константинопольского это описано так:
«... взяв животворное древо, запечатанное — таким оно и было захвачено и таким сохранилось, — отправил его в Иерусалим, и показал его Модесту архиерею и его клиру. Когда же они увидели, что печати не повреждены, то за то, что они не повреждены и сохранились невредимыми в оскверняющих и нечестивых варварских руках, возблагодарили Бога благодарственным гимном. И иерарх принес ключи [от ковчега], которые у него оставались, и когда отворил его, все преклонились. И после того как оно было здесь воздвигнуто, император сразу же отослал его в Византий (т. е. в Константинополь). Сергий же, византийский патриарх, принял его и затем из Влахерн с торжественным шествием перенес в великую церковь [Св. Софии]». В одной из рукописей к этому рассказу прибавлено: «и с тех пор и доныне обходят [весь] город в месяце августе, [в воспоминание об этом], а также для спокойствия от [нашествий] варваров, поскольку город охраняет сила на нем (т. е. Кресте) Распятого».
В церемониале византийского двора, установленном императором Константином Багрянородным, описано, как именно обходили город с Древом Креста.
Реликвия хранилась в сокровищнице императорского дворца: в воскресенье перед 1 августа ее выносили для поклонения сначала в самом дворце, для царской семьи; затем переносили в другое место, где ей поклонялись члены синклита; потом — в другой дворец; и так далее. С 28 июля начинали обходить уже и весь город, включая его стены; 13 августа реликвия возвращалась на свое место.
Долгое время традиция изнесения («происхождения) реликвий Креста из дворцовой сокровищницы и обхождением всего города оставалось сугубо константинопольской , не привязанной к конкретной дате, поскольку эти церемонии были растянуты на много дней. Поэтому в древнейших Минеях дата 1 августа ( по ст. стилю) обычно посвящена памяти мучеников Маккавеев и часто не содержит песнопений Кресту. Со временем эта традиция превратилась в ныне существующий праздник , что вероятно может быть связано как с падением Константинополя в 1204 году, так и с формированием после XI века чина малого освящения воды.
Реликвия хранилась в сокровищнице императорского дворца: в воскресенье перед 1 августа ее выносили для поклонения сначала в самом дворце, для царской семьи; затем переносили в другое место, где ей поклонялись члены синклита; потом — в другой дворец; и так далее.
В Русской Православной Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
Помимо памяти мучеников Маккавеев и Происхождения Честных Древ, русские Минеи под 1 августа содержат службу Всемилостивому Спасу и Пречистой Его Матери. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157–1174) с волжскими булгарами в 1164 году.
14 августа начинается Успенский пост – один из четырех многодневных постов Православной Церкви. Завершается он праздником, в честь которого и назван – Успением Пресвятой Богородицы (28 августа).
Успенский пост известен с древних времен христианства. Окончательное же установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки.