Праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня

14.08.2022

13 августа 2022 года   в храме  Всех преподобных отцев Киево-Печерских      было отслужено всенощное бдение в честь праздника Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. Богослужение возглавил настоятель храма иерей Алексий Ишков . На утрене после великого славословия был совершен  чин выноса Креста и поклонение ему по чину Крестопоклонной Недели.

14 августа 2022 года  в храме  было отслужено две  Божественные литургии. Раннюю Божественную литургию возглавил настоятель храма иерей Алексий Ишков . 

По окончании богослужения был отслужен водосвятный молебен и совершено освящение меда.

В православной традиции поклонение Кресту совершается на праздник Воздвижения Креста Господня, на Крестопоклонной неделе и 1 (14) августа — на праздник Происхождения Честных Древ.

В греческом Часослове 1897 года так объясняется происхождение праздника Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

Установление   поклонение Кресту в августе, вероятно  связано с событиями, произошедшими в царствование императора Ираклия, когда сначала, в 614 году, войска персидского царя Хосрова II захватили и разграбили Иерусалим и унесли с собой, среди прочего, Древо Креста. В 628 году, император Ираклий добился мира с Персией на своих условиях и вернул Честное Древо. 21 марта 630 года реликвия была доставлена в Иерусалим. В Краткой истории святителя  Никифора Константинопольского это описано так:  ...  «взяв животворное древо, запечатанное — таким оно и было захвачено и таким сохранилось, — отправил его в Иерусалим, и показал его Модесту архиерею и его клиру. Когда же они увидели, что печати не повреждены, то за то, что они не повреждены и сохранились невредимыми в оскверняющих и нечестивых варварских руках, возблагодарили Бога благодарственным гимном. И иерарх принес ключи [от ковчега], которые у него оставались, и когда отворил его, все преклонились. И после того как оно было здесь воздвигнуто, император сразу же отослал его в Византий (т. е. в Константинополь). Сергий же, византийский патриарх, принял его и затем из Влахерн с торжественным шествием перенес в великую церковь [Св. Софии]». В одной из рукописей к этому рассказу прибавлено: «и с тех пор и доныне обходят [весь] город в месяце августе, [в воспоминание об этом], а также для спокойствия от [нашествий] варваров, поскольку город охраняет сила на нем (т. е. Кресте) Распятого».

В церемониале византийского двора, установленном  императором Константином Багрянородным, описано, как именно обходили город с Древом Креста. Реликвия хранилась в сокровищнице императорского дворца: в воскресенье перед 1 августа ее выносили для поклонения сначала в самом дворце, для царской семьи; затем переносили в другое место, где ей поклонялись члены синклита; потом — в другой дворец; и так далее. С 28 июля начинали обходить уже и весь город, включая его стены; 13 августа реликвия возвращалась на свое место. Долгое время традиция  изнесения («происхождения) реликвий Креста из дворцовой сокровищницы и обхождением всего города оставалось  сугубо константинопольской , не привязанной   к конкретной дате, поскольку эти церемонии были растянуты на много дней. Поэтому в древнейших Минеях   дата 1 августа ( по ст. стилю)  обычно посвящена памяти мучеников Маккавеев и часто не содержит песнопений Кресту. Со временем  эта традиция превратилась в ныне существующий праздник , что вероятно может быть  связано как с падением Константинополя в 1204 году,   так и с формированием после XI века чина малого освящения воды.

В Русской Православной Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».

Помимо памятей мучеников Маккавеев и Происхождения Честных Древ, русские Минеи под 1 августа содержат службу Всемилостивому Спасу и Пречистой Его Матери. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157–1174) с волжскими булгарами в 1164 году.

 14 августа начинается  Успенский пост – один из четырех многодневных постов Православной Церкви. Завершается он праздником, в честь которого и назван – Успением Пресвятой Богородицы (28 августа).    

Успенский пост  известен с древних времен христианства. Окончательное же установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки.

Святитель Симеон Солунский пишет: «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».

 Успенский пост длится   две недели – с 14 по 27 августа включительно, но при этом он такой  же строгий, как и Великий. 

 

Требы онлайн

Также вы можете отправить заявку на поминовение, поставить свечу, пожертвовать в алтарь на богослужение и помочь приходу, приняв участие в целевых благотворительных сборах.

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.lavravcheremushkah.ru