Радость о Господе или «поиск своего» (Флп. 2:21)? Об отношении к святочным гаданиям
Дни святок – период от Рождества до Крещения – на Руси связывались с разными народными традициями и обычаями, среди которых были и святочные гадания. Сейчас, во времена кризиса, когда многие люди особенно тревожатся о своем будущем, вновь возникают вопросы о допустимости гаданий – в святочные дни или в любые другие.
Почему же этот вопрос возникает иногда в среде, близкой к Церкви? Это связано во многом с понятием некой абстрактной, смутно понимаемой «духовности», к которой вперемешку относят и церковные, и народные традиции, и деятельность различных магов, целителей и т.д. Запрос на такую непритязательную «духовность» возник еще в позднесоветское время, когда, не удовлетворяясь материалистическими взглядами, люди, оторванные от церковной традиции, не имели возможности разбираться, в чем заключаются принципиальные отличия этих сфер. Тут же вспоминались хрестоматийные строки баллады В. А. Жуковского «Светлана» - «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…», фрагменты из романа «Евгений Онегин», посвященные гаданиям, ‑ и эти блестящие художественные строки создавали романтический флер и формировали представление о гаданиях как о чем-то вполне приемлемом для отечественной культуры во времена «нашего славного прошлого», которое часто принимались идеализировать.
Традиционное осмысление гаданий в Церкви сводится в основном к порицанию их как дела греховного и караемого Богом. Такое отношение основано на порицаниях гадателей, содержащихся в Ветхом завете и воспринятых затем св. отцами. Гадание ‑ грех, за который следует возмездие. Стоит признать, что это мнение сейчас не может быть в массе воспринято без определенной подготовки. Современный человек не мыслит в категориях «грех-наказание», если не понимает, чего именно ему надо достичь в этой жизни. И первое, что следует понять здесь: поиск ответов на вопросы гаданий никак не сочетается с поиском Христа как единственной воплощенной Истины.
Этот самый глубокий пласт отношения к гаданиям представляется самым важным. Очень мало внимания в Церкви, в том числе при совершении Таинства исповеди, уделяется тому, что есть грех. Априори понимание греха преподносится как нарушение определенного правила, преступления некой границы. Но важно понимать, что грех заключается не только в том, что что-то оказывается человеком нарушено – правило или заповедь. Слово «грех» происходит от греч. ἁμαρτία — «непопадание в цель, промах» – когда мы совершили грех, мы не попали в цель, мы не пришли ко Христу. И человек, который собирается гадать, также проходит мимо Христа, поскольку «ищет своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (Флп. 2:21). Поэтому порой так озадачивает вопрос о гаданиях, адресованный представителям Церкви, чья задача приводить людей ко Христу. Точно ли по адресу обращается желающий гадать? Если в первую очередь Христос нужен ищущему человеку, и он за этим приходит в Церковь, то тогда зачем гадать? А если нужно что-то другое, чего принято искать в ответах гаданий – может быть, стоит честно в этом признаться себе и определиться с выбором ценностей?
Итак, вопрос отношения к гаданиям – это в конечном итоге вопрос отношения ко Христу и желания следовать за Ним. Путь, предлагаемый Церковью, таков: если тебе важно что-то узнать, стоит обратиться с этим вопросом к Господу всеведущему – помолиться и принять Его волю. Если такого вопроса нет, то человек сам продолжит искания, понимая риск, что без Христа они могут оказаться тщетными.