Радость о Господе или «поиск своего» (Флп. 2:21)? Об отношении к святочным гаданиям

12.01.2023

Дни святок – период от Рождества до Крещения – на Руси связывались с разными народными традициями и обычаями, среди которых были и святочные гадания. Сейчас, во времена кризиса, когда многие люди особенно тревожатся о своем будущем, вновь возникают вопросы о допустимости гаданий – в святочные дни или в любые другие.

Почему же этот вопрос возникает иногда в среде, близкой к Церкви? Это связано во многом с понятием некой абстрактной, смутно понимаемой «духовности», к которой вперемешку относят и церковные, и народные традиции, и деятельность различных магов, целителей и т.д. Запрос на такую непритязательную «духовность» возник еще в позднесоветское время, когда, не удовлетворяясь материалистическими взглядами, люди, оторванные от церковной традиции, не имели возможности разбираться, в чем заключаются принципиальные отличия этих сфер. Тут же вспоминались хрестоматийные строки баллады В. А. Жуковского «Светлана» - «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…», фрагменты из романа «Евгений Онегин», посвященные гаданиям, ‑ и эти блестящие художественные строки создавали романтический флер и формировали представление о гаданиях как о чем-то вполне приемлемом для отечественной культуры во времена «нашего славного прошлого», которое часто принимались идеализировать.

Традиционное осмысление гаданий в Церкви сводится в основном к порицанию их как дела греховного и караемого Богом. Такое отношение основано на порицаниях гадателей, содержащихся в Ветхом завете и воспринятых затем св. отцами. Гадание ‑ грех, за который следует возмездие. Стоит признать, что это мнение сейчас не может быть в массе воспринято без определенной подготовки. Современный человек не мыслит в категориях «грех-наказание», если не понимает, чего именно ему надо достичь в этой жизни. И первое, что следует понять здесь: поиск ответов на вопросы гаданий никак не сочетается с поиском Христа как единственной воплощенной Истины. 

Этот самый глубокий пласт отношения к гаданиям представляется самым важным. Очень мало внимания в Церкви, в том числе при совершении Таинства исповеди, уделяется тому, что есть грех. Априори понимание греха преподносится как нарушение определенного правила, преступления некой границы. Но важно понимать, что грех заключается не только в том, что что-то оказывается человеком нарушено – правило или заповедь. Слово «грех» происходит от греч. ἁμαρτία — «непопадание в цель, промах» – когда мы совершили грех, мы не попали в цель, мы не пришли ко Христу. И человек, который собирается гадать, также проходит мимо Христа, поскольку «ищет своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (Флп. 2:21). Поэтому порой так озадачивает вопрос о гаданиях, адресованный представителям Церкви, чья задача приводить людей ко Христу. Точно ли по адресу обращается желающий гадать? Если в первую очередь Христос нужен ищущему человеку, и он за этим приходит в Церковь, то тогда зачем гадать? А если нужно что-то другое, чего принято искать в ответах гаданий – может быть, стоит честно в этом признаться себе и определиться с выбором ценностей? 

Итак, вопрос отношения к гаданиям – это в конечном итоге вопрос отношения ко Христу и желания следовать за Ним. Путь, предлагаемый Церковью, таков: если тебе важно что-то узнать, стоит обратиться с этим вопросом к Господу всеведущему – помолиться и принять Его волю. Если такого вопроса нет, то человек сам продолжит искания, понимая риск, что без Христа они могут оказаться тщетными. 

Требы онлайн

Также вы можете отправить заявку на поминовение, поставить свечу, пожертвовать в алтарь на богослужение и помочь приходу, приняв участие в целевых благотворительных сборах.

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.lavravcheremushkah.ru