Рождение новой святыни. Комментарий к последованию Великого освящения храма
Рождение нового храма подобно рождению человека. Если внимательно проследить чинопоследование Великого освящения, то можно заметить, что оно в чем-то напоминает этапы духовного роста христианина. Во время освящения храм рукотворный, созданный трудами человеческими, становится вместилищем святыни благодатию и действием Святого Духа, местом особого таинственного присутствия Божия на земле.
Перед началом освящения в алтаре архиерей и все священнослужители облачаются в специальную одежду белого цвета, надеваемую во время освящения поверх обычного полного богослужебного облачения ‑ она называется запон или лентион. Лентион выглядит как подпоясываемый фартук и нарукавники, предназначение его заключается в сохранении от возможного пачкания обычного богослужебного облачения.
Устройство престола
Перед освящением подготавливается престол - он сооружен на четырех столпах, посредине пятый. Благословив сослужителей, епископ окропляет столпы и заливает их разогретым воскомастихом - составом, куда входит мастика, толченый мрамор, ладан, алоэ и другие благовонные вещества. Этот состав послужит средством для прикрепления престольной доски. Возносится краткая молитва о неосужденном освящении храма. Затем архиерей с обеих сторон окропляет престольную доску, и она полагается на престольных столпах при пении хором хвалебно-благодарственных псалмов 144 и 22. Окропив также гвозди, архиерей с помощью священников утверждает доску на престольных столпах. Гвозди забиваются особыми камнями.
Момент освящения Престола является важнейшим в чине Великого освящения храма, так как именно здесь, на Престоле, на Трапезе Господней будет приноситься Бескровная Жертва Тела и Крови Христовых, Святая Евхаристия.
После утверждения престола отверзаются царские врата. Обратившись лицом к народу, архиерей читает коленопреклоненную молитву о благословении храма и жертвенника, о сошествии и ниспослании Духа Святого, чтобы бескровные Жертвы, возносимые здесь, были приняты Господом.
Омовение и помазание престола святым миром
Престол омывается два раза после утверждения - один раз теплой водой с мылом, затем розовой водой, смешанной с красным вином. Этот состав называется родостамною. Во время омовения престола исполняется 83 псалом, выражающий тоску человека по небесной родине и чаяние приобщения к ней через посещение храма.
Архиерей возливает на Престол теплую воду и вино, смешанное с родостамною - розовой водой, произнося при этом: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!». Розовую воду используют в церковной практике прежде всего как средство для омовения святынь. Ею протирают церковную утварь, плащаницы и даже иконы. При втором возливании архиерей произносит: "Окропиши мя иссопом и очищуся, омыеши мя и паче снега убелюся" (из 50-го псалма), при возливании в третий раз дочитываются остальные стихи покаянного псалма. И в этот момент чинопоследование Великого освящения напоминает Таинство Крещения. Подобно тому как человек в Таинстве Святого Крещения рождается для будущей и вечной жизни, так и храм рождается для будущего как места принесения Бескровной Жертвы, как место молитвы православных христиан. После возлияния родостамны предстоятель и сослужащие ему отирают Престол платами. Хор в это время исполняет 83 псалом «Сколь возлюблена селения Твоя, Господи сил». Основное содержание этого псалма - выражение страстного желания иудеев в изгнании вернуться и вновь обрести иерусалимский храм. Также его можно применить и к современной жизни, в которой по каким-то причинам утрачена возможность посещения храма.
Возливание вина с родостамною также напоминает о событиях земной жизни Спасителя, описанных в двадцатой главе Евангелия от Иоанна, где рассказывается о женщине, которая возлила на Спасителя драгоценное благоухающее миро, тем самым пророчески указав на Его погребение. А также вино и родостамна, возливаемые на Престол, символически могут быть соотнесены с излиянием Крови и воды, истекших из ребра Спасителя на Голгофе. Предстоятель при этом читает 50-й покаянный псалом. Священники растирают родостамну, втирая ее руками в поверхность Престола, затем каждый священник губою вытирает «трапезу».
Следующее священнодействие – это помазание Престола святым миром, особо приготовленным и освященным веществом, которое употребляется при Таинстве Миропомазания. Предстоятель помазует крестообразно поверхность Престола. Сперва он изображает Миром три креста на поверхности трапезы: один посередине трапезы, а другие два — по обе стороны ее немного ниже, предназначая те места, где во время литургии должны стоять Святое Евангелие, дискос и чаша; потом изображает по три креста на каждой стороне столпов Престола. При этом диакон на каждое помазание возглашает: «Вонмем», а архиерей трижды произносит: «Аллилуиа». Хор поет 132-й псалом: «Се что добро или что красно». Смысл этого псалма заключается в благословении воссоединения сынов Израиля по возвращении их из плена по воле Господа. После миропомазания Престола архиерей возглашает: «Слава Богу нашему во веки веков!». Затем окропляются богослужебные принадлежности Престола: илитон, антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница.
Облачение престола
Одежды престола также окропляются предварительно святой водой. Всего сна престол надевается два одеяния, нижнее - "срачица" и верхнее - "индития". При надевании срачицы священнослужители обвязывают престол троекратно вервием (веревкой) таким образом, что на каждой стороне его образуется крест. Затем при пении 92-го псалма, восхваляющего воцарение Господа над всей землей, престол облачается индитией ("Господь воцарися, в лепоту облечеся") и на него возлагают илитон, антиминс, Евангелие и крест, покрывая все пеленою.
По воздаянии славы Богу ("Благословен Бог наш...") архиерей повелевает пресвитерам поставить на престол освященные сосуды под покровцами и накрыть их пеленой. Жертвенник не освящается подобно престолу, так как на нем происходит лишь приуготовление жертвы, а не освящение ее.
На фотографии видно, как епископ Парамон заливает отверстие в столпе, которое затем будет им запечатано им печатью правящего архиерея (Московского патриарха).
Предстоятель совершает каждение Престола, а затем выходит из алтаря и совершает каждение храма. Сослужащие окропляют стены храма святой водой и одновременно совершают помазание стен храма освященным миром. И снова это священнодействие оказывается созвучно духовному возрастанию человека, потому что через Таинство Миропомазания человек получает дары Святого Духа для дальнейшего возрастания в Духе. При этом обхождении хор поет 25-й псалом («Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих»), в котором царственный пророк изливает радость свою при виде благолепия дома Господня.
Царскими вратами предстоятель проходит в алтарь и совершает каждение. После возвращения всего духовного собора в алтарь произносится краткая ектения, и архиерей, сняв митру, читает пред Престолом молитву, в которой просит Господа исполнить новый храм и жертвенник славы, святыни и благолепия, чтобы в нем приносилась бескровная Жертва ко спасению всех людей, «о прощении вольных и невольных грехов, во управление жития, во исправление благаго жительства, во исполнение всякия правды». После этой молитвы архиерей, при главопреклонении предстоящих, читает тайную молитву, в которой благодарит Господа за непрерывное излияние благодати, нисшедшее до него от апостолов. После возгласа архиерей возжигает своими руками первую свечу и поставляет ее на горнем месте возле Престола.
Затем предстоятель с сослужащими выходит из алтаря. Из освящаемого храма порой совершают торжественный крестный ход в другой храм за мощами, если они были положены в ближайшем храме. Если же святые мощи находились в освящаемом храме, то архиерей после каждения святых мощей и ектении, воздымает святые мощи на главу, возгласив: «С миром изыдем», и идут все с крестами и хоругвями вокруг всего храма при пении тропарей в честь мучеников: «Иже во всем мире мученик Твоих» и «Яко начатки естества». При обнесении мощей вокруг освящаемого храма поют тропарь: «Иже на камени веры создавый Церковь Твою, Блаже». При этом шествии один из священников, предходя, кропит святой водою стены храма.
По совершении крестного хода, когда подходят к западным вратам храма, тогда певцы поют тропари: «Святии мученицы» (дважды) и «Слава Тебе, Христе Боже» (однажды). Те же трлпари поются и при совершении Таинства венчания и Таинства священства.
Затем певчие проходят в храм, западные врата за нимизатворяются. Архиерей со священниками остаются снаружи в притворе, ставит дискос со мощами на уготованном столе, поклоняются пред ними, епископ осеняет священников, стоящих с Евангелием и иконами за столом пред дверями, обратившихся лицом на запад, и вслед за возгласом: «Благословен еси, Христе Боже наш», восклицает: «Возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Певцы внутри храма поют: «Кто есть сей Царь славы?» Архиерей, по каждении святыни, снова повторяет эти слова и певцы опять поют те же слова. Возглашение стихов 23 псалма напоминают о том, что храм Божий - это небо на земле и вхождение в него – образ Вознесения Спасителя, а вместе с Ним всех верных, на небо.
Тогда архиерей, сняв митру, читает вслух молитву, в которой просит Господа утвердить освящаемый храм непоколебимо до скончания века для принесения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице. Затем, при главопреклонении всех, читает тайно литургическую молитву входа.
После молитвы архиерей, взяв дискос со святыми мощами на свою главу, знаменует ими врата храма крестообразно и произносит в ответ вопрошающему хору: «Господь сил, Той есть Царь славы». Хор повторяет эти слова. Храм отверзается, архиерей со священнослужителями входит в алтарь, при пении певцами тропаря: «Якоже вышния тверди благолепия», и полагает дискос со святыми мощами на Престоле. Воздав честь святым мощам поклонением и каждением, архиерей полагает их в ковчежец с воскомастихом, как бы при погребении. Этот ковчежец, по благословению архиерея, поставляется под Престол в среднем столпе его, в основание.
После чтения молитвы: «Господи Боже, Иже и сию славу», архиерей с коленопреклонением читает молитву о создателях храма. В этих молитвах возносятся прошения о том, чтобы Господь ниспослал на нас благодать Святого Духа, подал всем единомыслие и мир, а создателям храма — оставление прегрешений.
После освящения сразу же читаются третий и шестой часы и совершается первая Божественная литургия в новоосвященном храме.