Встреча с иеромонахом Симеоном (Мазаевым), посвященная теме «Заповеди Моисея как инструкция по эксплуатации мира»
9 апреля 2023 года состоялась вторая встреча с иеромонахом Симеоном (Мазаевым), посвященная теме «Заповеди Моисея как инструкция по эксплуатации мира»
Во время беседы иеромонах Симеон отметил, что исполнение заповедей повсеместно сопровождает нас в жизни . И первое место в иерархии занимают первые две: «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов перед лицем Моим» и «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель...».
Отвечая на вопрос в чем же состоит зло идолопоклонства он показал, иллюстрируя примерами как из Священного Писания, так и из современной жизни , что оно не только в том, что человек поклоняется мертвому предмету вместо живого Бога, особое зло состоит в том, что жрец, приносящий живую жертву , сам не верит в этого бога , он убежден, что его не существует. Кому же он приносит эту жертву? Букве традиции, преданию старцев, своей «должностной инструкции».
Например, к знакомому фармацевту приходит человек, который много лет покупает лекарства для своей тяжелоболящей матери, и просит его продать лекарство от боли, потому что их запас кончился, а мама кричит от боли которую не может уже выдержать. Но рецепт на это лекарство просрочен на один день и фармацевт отказывается продать не смотря на все просьбы. То есть реальная жизнь человека, его страдания приносятся в жертву букве должностной инструкции. Можно конечно попробовать оправдать фармацевта, что тот связан законом и может пострадать , попасть под уголовную ответственность, если продаст по просроченному рецепту лекарства, которые спасут человека от боли. Но может быть в этом есть смысл вспомнить пример христианских мучеников, им тоже предлагали сделать формальный жест: «Верь во что угодно, верь ты в своего Христа, вот перед тобой зернышко ладана, брось его в кадильницу перед статуей императора . Я тебе по секрету скажу, что и сам не верю в этих богов, однако таков закон. Верь во что хочешь, сделай символическую жертву, иначе не сносить тебе головы». По сути тот же самый выбор. Христианин говорит: «Нет, я эту жертву не совершу, я не буду поступать формально, это идолопоклонство, и я его не сотворю». И действительно жертвовал жизнью за право так поступить.
Другим примером может стать случай, когда человек идет преподавать за послушание или просто от безысходности, потому что не нашел другой работы. Формальным отношением к исполнению работы он убивает в своих учениках интерес, гасит их горящие сердца, и особенно это чувствуется когда такой человек преподает какие то богословские дисциплины.
В нашем мире формализм распространен очень широко, и люди оправдываясь обстоятельствами совершают подобное поклонение идолам, исполняя инструкции и даже не переживая за то что они делают. И тут возникает вопрос, а зачем ты исполняешь какое-то дело, если ты в него не веришь? Зачем ты делаешь что-то по принципу «на, отвяжись», если ты не заинтересован в результате? Это означает, что ты просто идолопоклонник, следуешь формальной инструкции вместо того, чтобы следовать правде.
Люди ненавидят этот формализм, , но при этом мирятся с ним, не считаем себя идолопоклонниками,а стремление к правде внутри человека зачастую уже очень слабо развито. А Господь говорит Своим ученикам: «Опасайтесь более всего закваски фарисейской», потому что в Иудее совершалась та же самая жертва – конкретного человека приносили в жертву букве религиозного закона. На Самого Христа иудейские старейшины воздвигли гонения за то, что Он исцелял в субботу.
И нужно обратить особое внимание на исполнение этой заповеди. Потому что в основном людей тревожат мелкие, бытовые грехи. Человек в основном зацикливается на нестроениях в своей жизни, но ни разу никто не покаялся в том, что у него нет правдолюбия, стремления жить по правде. Нужно помнить, что нельзя относиться к делу формально, лучше вообще не делать, чем делать дело, пусть даже самое малое , спустя рукава, по принципу «на, отвяжись». Этот формализм убивает душу сильнее, чем все прочие грехи. И особо ярко это изображено в книге Клайва Льюиса «Расторжение брака».
Далее иеромонах Симеон, коснулся других блоков Заповедей Моисея.
В завершении беседы отец Симеон в частном порядке ответил на многочисленные вопросы участников встречи.
Закончилась встреча традиционным совместным дружеским чаепитием.