В храме Всех преподобных отцев Киево-Печерских прошла встреча с культурологом, искусствоведом Александром Архангельским, посвященная теме «Картина Александра Иванова "Явление Христа народу"»
14 мая 2023 года в храме Всех преподобных отцев Киево-Печерских состоялась беседа с искусствоведом и культурологом Александром Архангельским, посвященная картине художника Александра Иванова «Явление Христа народу».
В начале беседы Александр Архангельских кратко рассказал о жизни художника и сделал обзор картин, написанных им как на библейские, так и на классические мифологические темы.
Александр Иванов родился в семье художника, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова В одиннадцать лет поступил в Императорскую Академию художеств. Учился в академии главным образом под руководством своего отца. Был награждён в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».
«Явление Христа́ народу» была написана в 1837—1857 годах, то есть он писал ее около 20 лет живя в Италии, но так и не дописал до конца. В 1857 году он отправил картину в Петербург не законченной и сейчас она хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Сюжет полотна связан с событием, описанным в первой главе Евангелия от Иоанна, — явлением Иисуса Христа во время крещения людей у реки Иордан, однако по сути это синтез нескольких мест из Евангелия: крещение в Иордане, обличение фарисеев и момент узнавания в Иисусе Мессии
Когда Александр Иванов пишет картину, он в какой-то момент переживает кризис веры и прежде всего веры в человека. Живя в Италии, он наблюдал, как во время франко-итальянской войны люди, называвшие себя верующим, совершали безумные поступки. Иванов считал, что писать картину на библейский сюжет, не имея благоговения веры и полного доверия Богу, он не может и на какой-то момент времени прекращает работу над картиной.
Далее Александр Архангельский рассказал о том, как правильно «читать» картину Иванова
В центре картины – Христос. В ходе работы над картиной Иванов сделал около 300 эскизов Христа, и в их числе есть эскизы женских портретов, так как художник хотел, чтобы в Нем была выражена вся полнота человека – как женское, так и мужское начало. Фигура Христа меньше чем фигуры людей. Изображенных на картине, чем художник как бы выражает мысль что увидеть Его до второго пришествия, могут только те, кто этого искренне хочет, подчеркивает, как бы свободу выбора человека, дарованного ему Богом от создания.
Фигура Иоанна Крестителя самая большая. Он стоит и указывает на Христа, идущего к ним. За фигурой Иоанна Крестителя расположена группа апостолов. Самый молодой из них – апостол Иоанн Богослов, его фигура вся направлена ко Христу, и в этом очевидно выражена его порывистость и полная устремленность всего его существа туда, ко Христу. За ним стоит апостол Пётр. У него ухо обращено по направлению к Христу, он как бы прислушивается, но голова, тело его при этом развернуты. Заметно, что внутри него что-то происходит. Рядом с Петром – апостол Иаков, он смотрит как бы внутрь себя. Иаков здесь воплощает тип человека, которому для принятия решения нужны очень серьёзные основания. В нём нет отторжения, нет торопливости. Иаков смотрит внутрь себя, он хорошо знает Ветхий Завет, и через него пытается осознать происходящее. Рядом с Иаковом стоит Нафанаил и если всмотреться в их лица и сравнить, то очевидно, что Иаков смотрит внутрь себя, лицо же Нафанаила выражает что-то вроде «не знаю, не знаю, может ли быть что-то хорошее из Назарета?». По пророчествам, Мессия должен был прийти из Вифлеема, а тут внешним образом человек приходит из Назарета. Взгляд Нафанаила направлен вниз и в сторону, лицо выражает предубеждённость. И эти два внешне похожих подхода к изображению сомнения – сомнения Иакова и Нафанаила, - внутренне имеют разное наполнение.
Внизу картины изображены юноша и старик, а рядом с ними изображено дерево, которое композиционно соотносится с этой парой - оно одновременно и молодое, и зрелое, и старое, в нём как бы заключена вся полнота возрастов. Художник показывает, что встреча со Христом может произойти в любом возрасте. Старик стоящий слева изображен в белой набедренной повязке, однако отражении эта деталь одежды кажется красной – художник просто не успел закончить свою картину полностью.
Далее обращает внимание на себя композиция, которая стала именоваться «Дрожащие» Это название закрепилось за ребёнком и мужчиной, которые только что вышли из реки. Этим, с одной стороны, как бы объясняется их дрожь, но, с другой стороны, художник отчетливо выражает то что эта дрожь связана с соприкосновением чего-то важного, очень значимого для жизни человека.
Фигуру раба Александр Иванов пишет ровно под фигурой Христа. И это созвучно с иконографией сюжета «Сошествие Христа в ад», где под изображением Христа по вертикали располагается ад. Художник оставил на нем единственный признак рабства – верёвку на шее. На картине раб не видит Христа, он обращен к Нему спиной, развернут так, как нужно его господину. Раб делает своё дело: наклоняется к покрывалам, чтобы накрыть господина, но в то же время слушает, о чем говорит Иоанн Креститель, и визуально становится очевидным, что от услышанного его наполняет радость.
Ближе всего ко Христу расположена фигура человека, темноволосого мужчины, повернутого ко Христу, в котором Иванов воплощает образ Гоголя. В ряде более ранних эскизов эта фигура была наоборот отвернута. Размышляя над непростым внутренним путем Гоголя, его духовными поисками, Иванов поначалу писал его отвернутым. Но в последнем варианте картины, зная, что происходит в его сердце, сердце друга с которым Иванов много лет близко общался, художник разворачивает фигуру мужчины, он как бы уходит, но лицо обращает свое ко Христу.
На картине так же изображены два римских кавалериста, которых художник пишет с французских кавалеристов, увиденных им в Италии. Художника очень поразила война Франции с Италией, для него это событие было пережито как личная трагедия на какое-то время приведшая к утрате веры. И французы, и итальянцы считались культурными, просвещёнными людьми, христианскими народами. Но тут начинается война, и французы вторгаются в Древний Рим. Иванов наблюдает, как они с ожесточением уничтожают друг друга, разрушают тысячелетние здания, дворцы, храмы, скульптуры. Но при том что эти кавалеристы – оккупанты, Иванов пишет лица кавалеристов не как лица злодеев. Они всматриваются в Христа без агрессии, без презрения, с вопрошанием, ощущается что они пришли туда не просто так по долгу службы, а в поисках истины.
На картине так же изображена и группа левитов и книжников, хранителей Закона. Это люди, не просто знающие Закон, они как бы сами себя олицетворяют с Законом. В их лицах читается пренебрежение, осуждение, холод и даже можно сказать злоба, зависть – то, что приведёт в дальнейшем к тому что они будут бороться со Христом, а затем и распнут Его на кресте
Рядом с Иоанном Крестителем кроме апостолов изображена и еще одна интересная фигура: человек в серой шляпе с посохом – это автопортрет самого художника. В тот период времени у художников существовала традиция вносить себя в библейские сюжеты и на иконы. Иванов изображает себя в шляпе и с посохом путешественника – он путешествует, ищет, но с другой стороны, он сидит у ног Иоанна Крестителя как ученик – то есть сам художник видит себя учеником. Он очень внимательно слушает, что говорит Иоанн Креститель, и смотрит туда, куда тот показывает. Этот образ говорит о том, что Иванов был верующим человеком, хотя и находящимся в поиске и это очень точно передает его характер и его позицию.
В 1858 году Иванов едет в Санкт-Петербург для того, чтобы представить свою картину широкой публике. Художник очень хотел, чтобы картина была приобретена императором. Картину приняли неоднозначно, было много критики, а порой даже и унижения. Через шесть недель после выставки Александр Иванов заболел холерой и умер. Всего через несколько часов после этого император Александр II выкупил картину за 15 000 рублей. Он принес ее в дар Румянцевскому музею города Петербурга. Для такого большого полотна был выстроен отдельный павильон. В 1925 году Румянцевский музей, уже переехавший в Москву, был расформирован, а картина была передана в Государственную Третьяковскую галерею.
После завершения интересного и глубокого рассказа, участники встречи еще долго не расходились, обсуждая свои впечатления от услышанного во время совместного чаепития.