Встреча с культурологом, искусствоведом Александром Архангельским, посвященная теме «Русский портрет»
7 мая 2023 года в храме Всех преподобных отцев Киево-Печерских прошла встреча с культурологом, искусствоведом Александром Архангельским, посвященная теме «Русский портрет»
Исторически сложилось что интерес к изображению человека устойчиво сохранялся на протяжении многих веков и на это не могли повлиять никакие общественные, социальные или иные изменения. Каждая историческая эпоха сохранила для нас определенные примеры изображения различных человеческих образов.
В начале беседы вспомнили некоторые особенности жанра портретной живописи. Слово «портрет» происходит от франц. «portrait», что значит изображение оригинала «trait pout trait» - «черта в черту».
Основная характеристика портрета в том, чтобы отобразить основные черты человека и выразить его внутренний мир, сущность его характера. Каждый портрет содержит в себе представления художника о своей модели.
В ходе беседы рассмотрели портреты исторических персоналий в различные периоды времени. Сравнение портретов русских художников позволили увидеть разницу в восприятии жанра представителями разных школ.
На примере портретов Екатерины II, Павла I рассмотрели портреты эпохи русского классицизма, которому были характерны такие черты как: непреложный авторитет античности; строгость и чёткость форм; воспевание высоких идеалов; тяготение к торжественности, предпочтение исторических и мифологических сюжетов.
На примере портрета Марии Лопухиной Владимира Лукича Боровиковского рассмотрели новый этап в русской портретной живописи. В этот период элементы пейзажа, а не предметы интерьера подчеркивают и оттеняют изображенный образ, делая упор не на социальную значимость или статус героини и даже не на ее внешность как таковую, а на личностные стороны характера. Было проведено сравнение портрета Марии Лопухиной с портретом ее брата Петра Американца и выявлены особенности различного отображения характеров в сентиментализме.
Начало XIX века было ознаменовано наступлением эпохи романтизма, который стал преобладать и в русском портрете. Яркое выражение русский романтический портрет получил в творчестве лучшего портретиста первой четверти XIX века Ореста Кипренского
С середины XIX века образцы портретного жанра в русле реализма создают художники-передвижники: Василий Перов и Иван Крамской, Николай Ге, Николай Ярошенко и особенно Илья Репин, широко известны портреты представителей интеллигенции этой эпохи, изображенные данными художниками, такие как например портрет Мусоргского Илии Репина.
С этого периода создаются образцы подчёркнуто обличительного портрета, широко вводят портретные типажи в бытовой и исторические жанры, например, художником В. Суриковым. Одним из лучших портретистов к концу XIX века можно назвать и Валентина Серова.
В ходе беседы удалось только слегка прикоснуться к столь обширной теме русского портрета. Но даже это позволило осознать, что портрет относится к одной из самых высоких форм искусства, отображающих личностные характеристики человека, и увидеть особенности русской портретной традиции различных жанров живописи.
Встреча традиционно закончилась совместным чаепитием.