Встреча с культурологом, искусствоведом Александром Архангельским, посвященная теме живописи времен двух русских революций с 1905 по 1917 год.
22 декабря 2024 года состоялась вторая встреча с искусствоведом, культурологом Александром Архангельским посвященная теме живописи времен двух русских революций с 1905 по 1917 год.
В начале беседы Александр Архангельский напомнил о том что было разобрано на первой встрече, посвященной данной теме.
В продолжении темы было рассказано о творчестве еще двух художников – Бориса Кустодиева и Кузьмы Петрова-Водкина.
После окончания Петербургской Академии художеств и заграничного турне Кустодиев обосновался под Кинешмой. Там он восторгался народными гуляньями, ярмарками, вдохновлялся лубочными изображениями:
«Ярмарка была такая, что я стоял как обалделый. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Чертовски трудно! Будто впервые. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд… Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять! Только щеки да нос краснеют». (Б.Кустодиев)
В период с 1909 по 1911 год Кустодиев активно работал над картинами, посвященными русской провинциальной жизни, — написал серию «Ярмарки», картину «Деревенский праздник». После 1911 года художник много работал — писал портреты, жанровые зарисовки деревенской жизни. «Купчихи», «Красавица», «Купчиха», «Девушка на Волге». В 1915 году он закончил портрет Александра Анисимова, в 1922 — портрет Федора Шаляпина. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». За год до смерти Кустодиев завершил работу над картиной «Русская Венера».
Затем обратились к творчеству Кузьмы Петрова-Водкина. Одна из известных работ Петрова-Водкина — картина «1918 год в Петрограде» (или «Петроградская мадонна», 1920) в которой он соединил свои наблюдения за жизнью города после революции и традиционную тему материнства. На заднем плане изображены агитационные листовки, митингующие толпы, разбитые окна. На фоне беспорядков — женщина в белом платке и младенец, которых он изобразил как символы новой жизни и новой России. Еще одна из известных картин художника «Купание красного коня» , на которой он написал алого коня с молодым обнаженным всадником, которые стоят в голубом озере, на заднем плане в воде видны две лошади и два мальчика.
В завершении беседы традиционно состоялось общее чаепитие, на котором участники обсудили свои впечатления о прошедшей беседы.