Встреча с культурологом, искусствоведом Александром Архангельским, посвященная творчеству А. И. Куинджи

30.01.2023

29 января 2023 года состоялась заключительная часть встречи с исскуствоведом Александром Архангельским, посвященная творчеству Архипа Куинджи.

В начале беседы вспомнили о том, что обсуждали  на прошлой встречи, а затем продолжили рассказ о творчестве художника. 

Каждая новая работа Куинджи  была открытием. Архип Куинджи писал контрастными цветовыми пятнами, используя определенную технику  светового контраста. И каждое цветовое пятно на картине художника выражало глубокий символический образ.Одним из многочисленных примеров этого является пейзаж  "Березовая роща" ,  написанный с использованием резкого контраста солнечных пятен в центре и густой тени в глубине.   Ф. М. Достоевский называл картины Куинджи - «Застывшей молитвой» 

Свет в разных своих аспектах  занимает важное место в религиозном опыте различных  вероисповеданий.  В православной традиции понимание света   решалось через различение Божественного света и внутреннего мистического состояния пребывающего в богообщении человека, тварного и нетварного  света.  Тема света  отражена как в литургической гимнографии, например Свете тихий», великое славословие «Слава Тебе, Показавшему нам свет!» и пр.), так в церковном искусстве, например в иконописной символике   нимбов, мандорлы и т.д.  Символизм света  отражается даже  в свечах горящих в храме.    

 Наиболее систематическое учение,  о свете в Православии оставил святитель  Григорий Палама, у которого тема личного мистического опыта света стала центральной и это учение созвучно на удивление тому мировоззрению, которое передает через свои картины А.И.Куинджи, который как бы ставил задачу уловить красоту Божественного присутствия в природе и в человеке и передать ее через свои картины.  

В 1880 Архип Куинджи впервые организовал выставку для одной только что написанной им картины «Лунная ночь на Днепре», которая произвела огромный  резонанс и , вызвала  в своем время множество пересудов и домыслов. Художник  изображает сияние полного диска луны, окрашивая контуры облаков в холодные тона. Лунный свет ложится  на темные воды реки, как бы подчеркивая их медленное течение  .Об этой картине художник Иван Крамской сказал, что  «…река действительно совершает величественно свое течение, и небо настоящее, бездонное и глубокое».  Ради этой картины выстраивались на улице огромные  очереди желающих полюбоваться полотном , За время выставки длившейся около полутора месяцев  её посмотрели 13000 человек.

Как бы созвучно этому  пейзажу  Кинджи пишет картину  «Христос в Гефсиманском саду. На этой картине Иисус Христос , освещённый только светом луны, идёт вдоль тёмной аллеи мимо   теней от деревьев. Но если внимательнее вглядеться в эти деревья, эти заросли как бы превращаются в тени от фигур людей, смотрящих на идущего Христа.  И на той и на другой картине  мрак   пронизывает спокойный свет ,  на одной свет луны падающей на воды Днепра , на другой, свет окружающий Иисуса  Христа.    И особенное ощущение надмирности в различной степени  отражаются в них. 

Прожив сложную, насыщенную событиями жизнь Архип Иванович Куинджи  был неравнодушным человеком, открывающим свое сердце ближним. Он был открыт для   нуждавшихся помогал многим  бедным художникам, предоставлял им кров, помогал им выезжать для получения образования в Европу. Имел он попечение и о церковной школе. Очень деликатно, порой тайно, помогал нуждавшимся друзьям, поддерживал финансово своих учеников. 

 Архип Иванович взрастил многих  талантливых  художников, таких как   Богаевский, Бровар, Вроблевский, Зарубин, Калмыков, Кандауров, Краузе, Латри, Маньковский,  и другие. Он раскрыл индивидуальные таланты каждого из своих учеников, они   не стали простыми  подражателями учителя, а раскрылись особенно.   Куинджи почти не делал никаких замечаний ученикам, присматривался к ним, пытался понять и почувствовать, а потом уже  давал  рекомендации , которое помогали каждому  найти свой стиль.  

Попечением Архипа Куинджи пользовались  даже   птицы и животные. Он  ежедневно кормил птиц на крыше своего дома, где любил долго сидеть, любуясь городским пейзажем. Регулярно лечил больных и раненых птиц, кошек в своём доме. И это сострадательное отношение к братьям меньшим очень часто и жестоко высмеивали  , так в журнале «Шут» публиковались карикатуры  , на которых он изображён лекарем пернатых. 

И  не смотря на это он жил полноценной жизнью, старался помочь по возможности каждому кто встречался  ему на жизненном пути и продолжал писать картины, глубина которых до сегодняшнего дня удивляет и потрясает каждого человека, соприкоснувшегося с творчеством художника. 

Требы онлайн

Также вы можете отправить заявку на поминовение, поставить свечу, пожертвовать в алтарь на богослужение и помочь приходу, приняв участие в целевых благотворительных сборах.

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.lavravcheremushkah.ru