Встреча с культурологом, искусствоведом Александром Архангельским, посвященная творчеству Виктора Васнецова
2 июня 2024 года в храме Всех преподобных отцев Киево-Печерских состоялась встреча с искусствоведом, культурологом Александром Архангельским, посвященная творчеству Виктора Васнецова.
В начале было рассказано о жизни и об этапах творчества художника . Родился художник в 1848 года в семье священника Михаила Васнецова в деревне Лопьял. Учился в Вятском духовном училище, затем переведен в Вятскую духовную семинарию, откуда ушел, не закончив учебы. Виктор стал брать уроки рисования у гимназического учителя и помогал расписывать Вятский собор. В 1867 году написал первые работы маслом — «Молочница» и «Жница». А затем уехал в Петербург поступать в Академию художеств. Занимался в рисовальной школе при академии, затем у И.Н. Крамского, освоил литографское дело и иллюстрировал книги. В академии писал многочисленные жанровые сцены и делал городские зарисовки . Творчество художника условно можно поделить на три периода. Во-первых, он был типичным передвижником. Второй период его творчества , начиная с «Богатыря на распутье», «Трех богатырей» и так далее – переход к былинной теме, теме русского эпоса. И третий этап – это религиозное искусство.
Далее поговорили об одной из самых известных картин художника «Три богатыря». Виктор Васнецов работал над картиной около двадцати лет, с 1881 по 1898 год. На ней изображены в чистом поле на боевом дежурстве главные былинные герои-защитники: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Они оглядывают окрестности. Этим сюжетом Виктор Васнецов хотел выразить преемственность героического прошлого русского народа с его будущим. Богатыри здесь — это не конкретные былинные персонажи, но аллегория созидательных сил, а поле - вся Русь.
Затем поговорили о других картинах художника. Были рассмотрены его жанровые картины «Префернас», «С квартиры на квартиру» и другие. Кратко разобрали большие полотна былинно-сказочного содержания: «Ковер-самолет», «Витязь на распутье», «Три царевны подземного царства» и другие сиротка «Аленушка», грустящая на берегу пруда, «Иван царевич на Сером волке», «Битва скифов со славянами»
Кратко коснулись религиозной темы в творчестве художника. Так, в имении Мамонтовых, была построена церковь по архитектурному проекту Виктора Васнецова. «Церковь кончена, освящена в Спасов день …Теперь любопытные ездят в Абрамцево смотреть нашу маленькую, без показной роскоши, абрамцевскую церковь» - писал он.
Начиная с 1883 года он делал росписи в храме Воскресения Христова (Спаса-на-крови) в Петербурге. Здесь по рисункам Васнецова созданы мозаичные панно, украшающие фасад храма, и часть икон для храмового иконостаса. В 1885 году художник получил заказ расписать построенный в Киеве к 900-летию крещения Руси собор святого равноапостольного князя Владимира. Им было создано пятнадцать живописных картин, написано тридцать фигур святых, не считая медальонов.
Беседа проходила в режиме живого диалога со слушателями. В завершении беседы состоялось традиционное совместное чаепитие.