Встреча с культурологом, искусствоведом Александром Архангельским, посвященная жизни и творчеству художника Ивана Крамского
16 июля 2023 года в храме Всех преподобных отцев Киево-Печерских прошла очередная встреча с культурологом, искусствоведом Александром Архангельским, посвященная творчеству художника Ивана Крамского.
В начале беседы Александр Архангельский кратко рассказал о жизни и взглядах Ивана Крамского.
Иван Крамской занимает особое место среди русских художников второй половины XIX века, его считают основоположником русского реализма.
О своем детстве Крамской в своей «Автобиографии» написал так:
«Я родился в уездном городке Острогожске Воронежской губернии, в пригородной слободе Новой Сотне, от родителей, приписанных к местному мещанству. В двенадцать лет я лишился отца своего, человека очень сурового, сколько помню. Отец мой служил в городской думе, если не ошибаюсь, журналистом, дед же мой, по рассказам, был так называемый войсковой житель и, кажется, был тоже каким-то писарем на Украине. Дальше генеалогия моя не поднимается. Учился я вначале у одного грамотного соседа, а потом в Острогожском уездном училище, где и кончил курс с разными отличиями, похвальными листами, с отметками «пять» по всем предметам, первым учеником, как свидетельствует и аттестат мой; мне было тогда всего двенадцать лет, и мать моя оставила меня еще на один год в старшем классе, так как я был слишком мал. На следующий год мне выдали тот же аттестат, с теми же отметками, только с переменой года».
В 1857 году Крамской поступает в Академию художеств и одновременно подрабатывает ретушером в «Дагерротипном заведении» Деньера.
В 1863 г. Академия художеств удостоила молодого художника малой золотой медали за полотно «Моисей источает воду из скалы».
В 1863 году произошло событие получившее в дальнейшем название «Бунт 14». Когда до окончания учёбы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство, Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле».
Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной темы и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему по своему желанию. Совет Академии им отказал.
9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе».
Уход их из Академии художеств послужил поводом к созданию Артели художников, которую и возглавил Иван Крамской. Просуществовала Артель до ноября 1870 года.
В 1865 г. заслуженный профессор живописи Алексей Марков предложил Крамскому участвовать в совместной росписи купола храма Христа Спасителя в Москве. Марков вскоре заболел и не смог участвовать в работе и Крамской работал над росписью вместе с двумя товарищами-художниками. Роспись называется «Отечество». Она была выполнена вместе с двумя товарищами-художниками. Сегодня она восстановлена по эскизам художника.
После посещения Европы с целью изучения западного искусства, вернувшись, в 1870 г. Крамской стал одним из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок». 29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась первая выставка Товарищества передвижников.
В 1865 г. заслуженный профессор живописи Алексей Марков предложил Крамскому участвовать в совместной росписи купола храма Христа Спасителя в Москве.
Женой художника была Софья Николаевна Прохорова, с которой он познакомился еще в студенческие годы.
Известно, что еще до встречи с Иваном Крамским девушка была сожительницей женатого художника Попова. Когда тот бросив ее уехал с семьей за рубеж, Крамской очень сильно любивший девушку со дня знакомства с ней, пренебрег всеми предрассудками и сделал ей предложение.
В этом браке у пары родилась дочь Софья и пятеро сыновей: Николай, Анатолий, Марк, Иван и Сергей. Приступая к работе, Крамской всегда спрашивал у нее совета и просил о молитве.
Крамской был очень привязан к дочери, которая в будущем также стала художницей. Она работала в жанре графики, миниатюры, акварели. Обучением ее живописи Крамской занимался лично. Софья Ивановна была не менее талантлива, чем ее отец, и в 1890-1900 годах ей доверили написать портреты царской семьи. В 30-е годы ХХ века девушка была репрессирована.
Софья Ивановна была не менее талантлива, чем ее отец, и в 1890-1900 годах ей доверили написать портреты царской семьи.
Одна из самых знаменитых картин художника – «Христос в пустыне», написанная им в 1872 г.
В этой картине художник выразил драматические переживания Христа. Она наполнена глубоким смыслом и размышлениями.
Пустыня у Крамского как бы символизирует неживое пространство, в котором фигура Христа кажется застывшей от своих дум. Лицо и взгляд наполнено напряжёнными мыслями, Он будто отрешён от реального мира.
За спиной Христа изображен начинающий розоветь от восходящего солнца горизонт и этот свет как бы символизирует душу человека в которой начинает проявляться воля, направленная на преодоление мрака окружающего мира.
Крамской писал:
«Под влиянием ряда впечатлений у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу?.. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Его дума была так серьезна и глубока, что я часто заставал его постоянно в одном положении. Я видел эту странную фигуру, следил за ней, видел, как живую, и однажды вдруг почти наткнулся на нее: она именно там же сидела, сложивши руки, опустив голову. Он меня не заметил, и я тихонько на цыпочках удалился, чтобы не мешать, и затем уже не мог забыть ее…»
В 1873 году Совет Академии художеств принял решение о присуждении Крамскому звания профессора за картину «Христос в пустыне» от которого художник отказался, и согласился продать картину только П.М. Третьякову за 6000 рублей.
Художник писал:
«Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений. По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой. Но никто не говорит ничего важного. А ведь «Христос в пустыне» - это моя первая вещь, над которой я работал серьезно, писал слезами и кровью… она глубоко выстрадана мною..., она – итог многолетних исканий…».
Художник не раз еще возвращался к теме Христа в своем творчестве. Над картиной «Хохот» («Радуйся, Царю Иудейский») Крамской работал до конца своей жизни, но так и не смог завершить ее.
Художник не раз еще возвращался к теме Христа в своем творчестве. Над картиной «Хохот» («Радуйся, Царю Иудейский») Крамской работал до конца своей жизни, но так и не смог завершить ее.
Крамской получил широкую известность как талантливый портретист.
П.М. Третьяков заказал у него галерею портретов знаменитых людей, таких как Толстой, Некрасов, Грибоедов, Салтыков-Щедрин.
Одним из лучших творений мастера является «Портрет писателя Л.Н. Толстого», созданный в имении графа – Ясной Поляне.
Взгляд серых глаз писателя отражает огромное напряжение, он как бы устремлен на человека, смотрящего на этот портрет и притягивает к себе. На портрете никаких лишних деталей. Толстой сидит в естественной позе, руки его непринужденно сложены на коленях.
Известно, что Крамской стал прототипом героя книги Льва Толстого «Анна Каренина». В романе Лев Толстой изобразил его художником Михайловым.
Крамской очень тяжело переживал смерть маленького сына Марка. И как бы передавая свои личные чувства и чувства своей любимой супруги после четырех лет работы художник создает картину «Неутешное горе». На картине женщина в траурном черном платье с заплаканными глазами, которые наполнены глубокой печалью и горем.
В одной руке у нее платок, мокрый от слез, другая рука обессиленно висит вдоль тела. В доме похороны ребенка. Рядом с женщиной цветы, вплетенные в венок.
Героиня выглядит бледной, но она спокойна. Задумчивый печальный взгляд женщины выражает одновременно и чувство смирения, и чувство беспомощности перед страшной трагедией.На светло желтом фоне черный цвет платья усиливает чувство безутешного горя и скорби женщины.
Художнику удалось передать сдержанность чувств, полноту и искренность эмоций.
Одной из вершин творчества Ивана Николаевича Крамского считается картина «Незнакомка».
Этот портрет - одна из самых из таинственных и интригующих картин в искусстве.
На полотне изображена молодая женщина, безупречно одетая, с надменным выражением красивого лица. Всем видом она показывает, что весьма избалована вниманием, капризна, и знает себе цену.
Иван Крамской умер 24 марта (5 апреля) 1887 за мольбертом в процессе создания портрета своего семейного врача, доктора Раухфуса.
Художник говорил:
«В сущности, нет ни прекрасного стиля, ни прекрасной линии, ни прекрасного цвета, единственная красота — это правда, которая становится зримой».
Благодаря искренней любви к своему делу он смог вывести искусство на новый уровень и показать людям что значит видеть душу человека.
Беседа завершилась совместным чаепитием.