Встреча с культурологом, искусствоведом Александром Архангельским, посвященная жизни и творчеству художника Алексей Саврасова
11 августа 2024 года в храме Всех преподобных отцев Киево-Печерских состоялась очередная встреча с искусствоведом и культурологом Александром Архангельским, посвященная творчеству русского художника Алексея Саврасова.
В начале беседы Александр Архангельский рассказал о жизни художника. Алексей родился в семье торговца галантерейными товарами. Будущий художник рано увлекся живописью, с 12 лет он начал рисовать пейзажи акварельными красками. Не смотря на то что его отец не разделял увлечений живописью, Саврасов поступает в Московское училище живописи и ваяния, прервав на некоторое время обучение, он снова возвращается к учебе и попадает в пейзажный класс к преподавателю Карлу Рабусу. В 1850 году Саврасов закончил учебу и получил звание художника, а уже в 24 года получил звание академика за картину «Вид в окрестностях Ораниенбаума».
В 1854 году журнал «Москвитянин» называет Алексея Саврасова «первым среди пейзажистов». Известен он был и как маринист.
В ходе беседы были рассмотрены такие картины художника как «Чумаки», «Швейцарский вид», «Лосинный остров в Сокольниках», и другие. О картине «Лосиный остров в Сокольниках» искусствовед Карл Герц писал о картине: «Нельзя не смотреть без внутреннего удовольствия на произведение, в котором художник умел так поэтично перенесть на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы. Так смотреть на природу умеют только глаза поэта или художника… На первом плане — местность, изрытая проточной водой, через которую переброшены самые первобытные мосты. Луч солнца, прорезывая облака, осветил часть бугристой поляны, на которой пасется стадо. Среди печальной зелени леса этот луч солнца так хорош, так радостен…».
Любимым временем года художников была весна. Своему ученику Исааку Левитану Саврасов говорил «Лови всегда весну, не просыпай солнечных восходов, раннего утра. Природа никогда не бывает более разнообразной и богатой. Пиши ее так, чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно».
Расцвет творчества Саврасова пришелся на 70-е годы XIX века. И именно в это время он пишет свое знаменитое полотно «Грачи прилетели», которое он пишет под впечатлением от волжских пейзажей. Прообразом храма, изображённого на картине, является построенная в конце XVII века Воскресенская церковь. Много раз художник повторял после этой картины данный сюжет, много раз он писал «грачей», но так и не смог повторить свой успех.
В завершении беседы поговорили о картине «Новодевичий монастырь, написанный художником в 1890 году.
Встреча закончилась традиционным совместным чаепитием.