Встреча со священником Дмитрием Барицким, посвященная теме «Суд Божий в Священном Писании».
11 декабря 2022 года состоялась встреча со священником Дмитрием Барицким, посвященная теме «Суд Божий в Священном Писании».
В своей жизни человек сталкивается с вызовами и важно понять как правильно реагировать на них и проходя через различные испытания духовно возрастать.
И ответ на это можно найти в Священном Писании. В Библии мы можем найти массу примеров , когда человек сталкивается с теми или иными вызовами. Библии чужд язык абстракций. Она не предлагает теоретических решений. В ней содержатся конкретные истории. И вообще вся Библия – это книга суда Божия.
Слово суд это русских перевод, в греческом же тексте Священного Писания стоит слово «кризис». И в первую очередь когда речь идет о суде Божием, говорится о наказании за грех. В Библии приведено множество примеров: это и Адам и Ева, изгнанные из рая, и сестра пророка Моисея Мариам , наказанная проказой за ропот на брата и пророк Давид, и много и много других. Кризис может быть не только личным, но и общественным : такой как например, Вавилонский плен за отступдение от Бога. И в Псалтири мы читаем: «совершит суд (кризис) над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной».
И как же избежать этого кризиса – ответ четко просматривается, не грешить, а если согрешил - минимум успеть покаяться.
Однако мы видим что и праведники не избегают суда Божиего. И в Писании есть множество ситуаций, когда им приходиться столкнуться с окружающими вызовами это и история Иова, и Авраам, и так далее.
Библия четко показывает что избежать встречи с вызовами, которые порождают кризис, невозможно неизбежна. Мысль о том, что «от Господа придет суд всякому» (Притч.29,26) и что «по всей земле суды Его» (Пс.104:7) неоднократно звучит в Ветхом Завете.
Почему же это так нам может объяснить история грехопадения первых людей. Когда сатана искушает первого человека, он говорит: «Съешьте плод и будете как боги». То есть, раньше ваша жизнь зависела от Бога, а теперь вы будете сами по себе и сами решать, что добро, что зло, будете сами управлять своей жизнью, полностью контролировать ее. После грехопадения человек стал обособлен, автономен и зациклен на себе, пораженный эгоизмом и эгоцентризмом. И это привело к трем последствиям: смертности, тленности и страстности. И в этом смысле праведник не сильно отличается от грешника. Его эгоизм и эгоцентризм не так масштабен. Но он есть. И пророк Исаия говорит : «Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда» (Ис. 64:6).
И поэтому суд неизбежен. Каждый человек хочет сам управлять своей жизнью и решать, что для него хорошо, что плохо. Многочисленные рассуждения об этом можно найти в книге Екклесиаста: «праведного и нечестивого будет судить Бог, потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там» (Екк.3,17); и : «ибо всякое дело Бог приведёт на суд, и всё тайное, хорошо ли оно, или худо» (Екк.12,14).
То есть кризис в жизни человека неизбежен и встает вопрос: а что же делать. И на этот вопрос опять же находим ответ в Священном Писании .
Библия изображает несколько моделей поведения человека в кризисной ситуации:
– упорное сопротивление суду Божьему Человек живет так, будто может делать все, что хочет, и когда приходит суд Божий, ожесточается, пытается противостоять ему и терпит поражение Яркий пример – фараон в рассказе о казнях египетских
- упование на себя. И примерами этому служат истории Иова, который чрезмерно полагался на свою добродетельную жизнь, патриарха Иакова, который верил в свою смекалку, и патриарха Авраама который все упование свое возлагал на потомство. Они жили праведно, но их упование на себя отдаляло их от Бога . Они переживают данные им испытания с верой и верностью своему Создателю. И эти кризисные ситуации которые они пережили устраняли этот зазор, а сами они получили духовный опыт и возрастание.
Суть этого духовного опыта – смирение. Смирение происходит от славянского слова «мера». Смиренный – тот, кто знает свою меру, кто видит границы своих возможностей, кто адекватно оценивает свой потенциал. Поэтому благодаря кризису они в еще большей степени отказываются сами управлять своей жизнью и передают управление Творцу.
Слово «кризис» можно перевести так же и как выбор, благоприятную возможность. То есть, критические ситуации предоставляют людям благоприятную возможность, осознать что сам человек ничего не может и на первое место в своей жизни поставить Бога. И если не будет кризисов, не будет и развития. Человек обречен на духовную стагнацию. И пример этому - уверенные в своей праведности лидеры иудеев которые распяли Христа. Поэтому в Священном Писании суд Божий прославляется наряду с его милостью. «Милость и суд воспою Тебе, Господи» (Пс. 100, 1).
И можно сделать такой вывод. С одной стороны, эти вызовы никого не обойдут стороной. и суд Божий в той или иной степени может коснуться человека . Но именно от каждого зависит то, как его встретить и пережить. Если это неизбежно, то принять и пережить удары судьбы, чтобы обрести новый духовный опыт: познать себя и границы своих возможностей, а также познать возможности Бога. Но и кроме того, не обязательно ждать каких то внешних условий, а самому потренироваться в смирении , то есть путем аскетической практики Церкви бороться со своим эгоизмом и эгоцентризмом , исполняя евангельские заповеди о любви к Творцу и ближним, усваивать мысль о том, что полностью мы не в силах контролировать ни свою жизнь, ни жизнь тех, кто нас окружает. И шаг за шагом отдавать свою жизнь Богу.
А результатом этого труда над собой будет то, что человек перестанет пытаться решать вопросы которые находятся вне зоны его компетентности, научится видеть, что зависит от него, а что от Создателя , доверять и быть верным Богу . И это прямое исполнение заповеди Христа, который говорит в Евангелии: «не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом… не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:31-34).
По завершении беседы отец Дмитрий ответил на многочисленные вопросы участников встречи.