
Встреча с культурологом, искусствоведом Александром Архангельским, посвященная творчеству художника Б.М. Кустодиева
5 октября 2025 года в храме Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черёмушках прошла очередная встреча с историком искусств, бакалавром богословия Александром Иосифовичем Архангельским. Среди собравшихся оказалось немало постоянных участников бесед с искусствоведом, но и новые слушатели, в том числе школьники, были сразу вовлечены в коллективные размышления на тему «Образ Руси в творчестве Бориса Кустодиева».
Разговор получился увлекательным и очень тёплым. Речь шла и о личности самого живописца (который, кстати, был представлен также как график и скульптор), и о его окружении (учителях, друзьях, родителях, жене и детях), и, конечно, о замечательно ярких, сочных и по-настоящему русских полотнах кисти Кустодиева.
Благодаря демонстрации качественных репродукций на большом экране мир художника предстал во всём многообразии подвластных ему жанров. Пожалуй, чуть больше внимания было уделено портрету. Но, изображая конкретного человека, передавая его характер и темперамент, Кустодиев очень серьёзно относился к фону, которым зачастую становился пейзаж. В 1915 году он запечатлел императора Николая II в казачьей форме на фоне храмов Московского Кремля. Есть и другой портрет государя – на фоне Петербурга. Однако именно первый образ показывает зрителю истинно русского царя-батюшку. Про автопортрет, датированный 1912 годом и созданный специально для Галереи Уффици во Флоренции, лектор заметил: художник пишет свой портрет – и одновременно портрет России. Соборность, радостность, патриархальность – эти и другие ключевые для русского искусства понятия нашли глубокое воплощение в произведениях Кустодиева.
Возможно, кто-то прежде не знал, что выдающийся мастер, проживший всего 49 лет, в последние годы был прикован к инвалидной коляске, а работать над картинами ему приходилось лёжа. Виной этому стала опухоль спинного мозга; художника мучили чудовищные боли. Но рядом находились самые близкие и дорогие люди: жена Юлия, сын Кирилл, дочь Ирина. Дети и супруга были для Кустодиева любимыми моделями. А ещё в ходе беседы слушатели узнали, что во время Великой Отечественной войны Юлия Евстафьевна устремилась в блокадный Ленинград – спасать художественное наследие мужа. Его творчество для этой хрупкой женщины являлось ценностью, за которую она готова была отдать жизнь.
Встреча с прекрасными полотнами Кустодиева и знакомство с его жизнью подарили участникам беседы эмоциональный и духовный заряд, из чего можно сделать вывод: творчество художника продолжает приносить добрые плоды.


