Феодор Печерский
Ра́дуйся, кня́же Фео́доре, я́ко в че́сть и во сла́ву Це́ркве Правосла́вныя мно́го потруди́лся еси́.
С 1385 года в древних письменных актах упоминается имя преподобного Феодора, князя Острожского, мощи которого почивают в Дальних пещерах. Преподобный Феодор жил в первой половине XV века и отличался ревностью к защите Православия. В это время великое княжество Литовское находилось в упорной борьбе с Польшей. Для Православия было полезным не иметь никакой зависимости от Польши, поэтому Феодор, князь Острожский, помогал Литве в борьбе против Польши, и весьма прославился в этой борьбе. Передавши княжеский престол и славу сыну своему Василию, Феодор, по сказанию краткого рукописного жизнеописания, принял в Печерском монастыре святое иночество и, усердно подвизаясь о своем спасении и благоугождении Богу, украсил душу свою всеми добродетелями.
В своем описании Дальних пещер «Тератургима» 1638 года свидетельствует, что в одном уголке подземелья «ожидает последнего Суда св. монах Феодор в целом теле», а в другом «почивает св. Мардарий монах, а не как простой люд думает, будто там был положен Феодор Данилович, князь Острожский». Таким образом, хотя святой князь и упомянут косвенно, место упокоения его мощей определить непросто. На карте Дальних пещер 1661 года имя «Феодор» названо дважды и приблизительно на местах, оговоренных «Тератургимой». На карте 1703 года отмечен только «Феодор князь» на месте, где в 1638 году покоился «монах Феодор». На более поздней карте Дальних пещер, предположительно 1744 года, на том же месте указан «преподобный Феодор, князь Острожский», а там, где в 1638 году упоминался св. Мардарий, отмечен «преподобный Феодор Молчаливый».
Память преподобного Феодора совершается несколько раз в году:
11/24 августа;
10/23 октября;
28 августа/10 сентября – в Соборе Преподобных Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих;
Во вторую неделю Великого поста – в Соборе Всех Преподобных отцов Киево-Печерских.
Тропарь, глас 7:
Преобрази́л еси́ земна́го княже́ния сла́ву/ во и́ночества о́браз смире́нный,/ и вме́сто враго́в ви́димых/ на неви́димыя ополчи́лся еси́,/ и, обою́ победи́тель кра́сен явля́яся,/ еди́н от чудотво́рец Пече́рских показа́лся еси́;/ те́мже и нам ре́вности Бо́жия дар испроси́,/ братолю́бием сердца́ на́ша просвети́// и ко спасе́нию ве́чному стези́ на́ша, Фео́доре блаже́нне, напра́ви.
Кондак, глас 4:
Красоты́ ри́зныя возгнуша́вшагося/ и бога́тства тле́ннаго со благодаре́нием отве́ргшагося,/ в ри́зу же безстра́стия обле́кшагося/ и бога́тому в щедро́тах Христу́ возсле́довавшаго,/ прииди́те, ве́рнии, восхва́лим Фео́дора достосла́вна,/ я́ко моля́щася непреста́нно// о душа́х на́ших.