Лонгин Печерский
Ра́дуйся, Ло́нгине, я́ко путе́м у́зким пра́во ше́ствовал еси́, и́мже и рая́ Бо́жия доспе́л еси́.
Преподобный Лонгин славился великим послушанием и святостью жизни. Усердно охраняя монастырские ворота, он всецело внимал движениям своего сердца. По его заботливости никакой враг не входил в святую обитель, тем более не входила в его сердце никакая суетная мысль или страсть. От врат земных он обращал душевное свое око к вратам небесным, к Царствию Божию, помышляя о том, как войти в него. Чтобы войти в небо, необходимо стяжать теснейшее единение с Господом, Который сказал: «Аз есмь дверь; Мною аще кто внидет, спасется» (Ин. 10:9). Это Божественное общение со Христом имел преподобный Лонгин.
Благодать Божия, сущая в нем, обнаруживалась разными дарованиями и действиями духовными. Преподобный являл в себе дар прозорливости; ибо духовным своим оком видел дела и мысли входящих во святую обитель и исходящих из нее. Одобряя добродетельных в их добрых предприятиях и делах, он возбуждал в них ревность к добродетельной жизни. А обличая грешников в их грехах и угрожая им судом Божиим за неисправление, он приводил их к покаянию. В глубокой старости он переселился ко Господу.
В пояснениях к карте Дальних пещер 1638 года читаем: «Лежат реликвии св. монаха Лонгина». В 1661 и 1703 гг. подвижник упомянут как «Логвин», а на более поздней карте, предположительно 1744 года, как «преп. Логвин, вратарь Печерский». Изданное владыкой Модестом старинное лаврское рукописное сказание гласит: «Преподобный Лонгин, отец великой святости и послушания, был в монастыре привратником. Он также имел от Господа дар прозревать человеческие помыслы: кто с какими шел в монастырь и из монастыря».
Память преподобного Лонгина совершается несколько раз в году:
16/29 октября;
28 августа /10 сентября – в Соборе Преподобных Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих;
Во вторую неделю Великого поста – в Соборе Всех Преподобных отцов Киево-Печерских.
Тропарь, глас 1:
Преподо́бне и Богоблаже́нне о́тче Ло́нгине,/ врат монасты́рских опа́сный храни́телю,/ опа́снейший же и неусы́пный свои́х чу́вствий/ от вся́каго мирска́го су́етствия затвори́телю,/ моли́ наре́кшаго Себе́ дверь Го́спода Сла́вы,// да отве́рзет нам дверь ми́лости Своея́.
Кондак, глас 8:
Врато́м земны́м приседя́ и о́ным с послуша́ния вне́шнима очи́ма наблюда́я,/ Небе́сная врата́ при́сно у́мныма свои́ма очи́ма наблюда́л еси́, преподо́бне Ло́нгине,/ в ня́же уже́ вшед и та́мошния красоты́ сподо́бився, моли́ся Го́сподеви,// да и мы полу́чим вход Ца́рствия Небе́снаго.