
Моисей Печерский

Ра́дуйся, Моисе́е, я́ко моли́твами, посто́м и вери́гами стра́сти умертви́л еси́.
Изданное владыкой Модестом старинное лаврское рукописное сказание гласит: «Преподобный Моисей чудотворец, желая посвятить себя Богу и представить Ему чистыми душу и тело, всячески старался смирить свою плоть постами, молитвами и воздержанием, подвигами и железным поясом, который сделал своими руками и который носил с большим железным крестом прямо на теле. За эти подвиги и труды он удостоился от Господа дара чудотворений, и после кончины наслаждается в Небе неизреченной радостью».
В пояснениях к карте Дальних пещер 1638 г. есть запись: «Благословенные двое в Духе Святом, братья Мартирий и Моисей, положены в одном гробе святыми своими телами». При этом мощи обоих подвижников указаны в притворе подземной Благовещенской церкви. В 1661 году «Мартирий» и «Моисей» отмечены в том же притворе, но уже порознь. В 1703 году второй из подвижников упомянут как «Моисей Трудолюбивый», а на более поздней карте, предположительно 1744 года, как «преп. Моисей чудотворец».
Память преподобного Моисея совершается несколько раз в году:
26 июля/8 августа;
28 августа/10 сентября – в Соборе Преподобных Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих;
Во вторую неделю Великого поста – в Соборе Всех Преподобных отцов Киево-Печерских.
Тропарь, глас 1:
Ве́лия исправле́ния и кре́пкия по́двиги/ во псалмопе́ниих же и коленопреклоне́ниих бесчи́сленных показа́вый/ и мно́гими труды́ и чудоде́йствии,/ Богоно́се Моисе́е, просия́вый,/ моли́ Христа́ Бо́га// во е́же спасти́ся нам.
Кондак, глас 1:
Явля́я тве́рдую и неразори́мую свою́ любо́вь ко Го́споду,/ по́ясом желе́зным его́ ра́ди поя́сался еси́,/ к сему́ и крест желе́зен при́сно на себе́ носи́л еси́ ве́лий,/ преподо́бне Моисе́е,/ в ко́ем стесне́нии сый, е́же и де́лы ручны́ми удруча́лся еси́,/ за е́же ве́лиими чудесы́ обога́щься/ и Ца́рствию Христо́ву о́бщник я́влься,// моли́ и нам в то́жде всели́тися.