Памва Печерский
Ра́дуйся, Па́мво испове́дниче, бо́ги язы́ческия прокля́вый, и́мя же Го́спода небесе́ и земли́ испове́давый.
Сведения о жизни преподобного Памвы довольно скудны и противоречивы. Изданное владыкой Модестом старинное лаврское рукописное сказание гласит: «Преподобный Памва затворник, исполнявший монастырское послушание, был пойман язычниками и долго от них страдал, не желая отречься Христа, и сказал им: «Ваши боги находятся под проклятием! А я верую во Христа, Истинного Бога, Который сотворил небо и землю. Это Единый, Истинный, Всемогущий Господь! И Он избавит меня от ваших рук, по молитвам святых Печерских!» И ангелы высвободили его из уз, и перенесли, и посадили невредимого в келье. За эти скорби ныне обрел награду на Небесах».
Святитель Филарет (Гумилевский) считал, что святой Памва «терпел страдания за веру от татар-язычников. По всей вероятности, это было в 1240 году, когда иноки, затворившись в пещерах от врагов, вынуждены были послать Памву за пищею. Как ни велика была опасность, Памво принял на себя дело послушания, но был схвачен татарами, которые подвергли его мукам. Освобожденный чудесно от смерти, он почил в затворе в 1241 году». В «Месяцеслове святых» архиепископа Димитрия (Самбикина) приведено другое мнение, согласно которому преподобный Памва мог быть пленен одновременно со святыми Евстратием и Никоном Сухим в 1096 году.
На карте Дальних пещер 1638 года указан, как «благословенный отец Памво», который в 1661 году упомянут как «Памво», в 1703 году как «Панво затворник», на более поздней карте, предположительно 1744 года, как «преп. Панва затворник», в 1769–1789 гг. как «св. Панва», в 1795 года как «преподобный Памва, почивающий в затворе».
Память преподобного Памвы совершается несколько раз в году:
18 /31июля;
28 августа/10 сентября – в Соборе Преподобных Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих;
Во вторую неделю Великого поста – в Соборе Всех Преподобных отцов Киево-Печерских.
Тропарь, глас 1:
Неле́ностным послуша́нием/ и отверже́нием во́ли своея́/ кре́пко себе́ обузда́в,/ вда́лся еси́ за Христа́ Бо́га на му́ки и ра́ны,/ от Него́же сугу́бо, всече́стне о́тче Па́мво, венча́вся,// моли́ся о душа́х на́ших.
Кондак, глас 2:
Послуша́ние и́ноческое кро́вию муче́ния обагри́вша,/ ублажа́ем тя любе́зне,/ преподобному́чениче Па́мво,/ и, покланя́ющеся честны́м моще́м, ве́рно мо́лим:// моли́ся Го́сподеви непреста́нно о всех нас.