Силуан Печерский
Ра́дуйся, Силуа́не, я́ко на кри́ле́х поста́ и моли́твы к Бо́гу возлете́л еси́.
Сведения о житии преподобного Силуана весьма скудные. Преподобный ревностно заботился о чистоте душевной и телесной. Чтобы приобрести ее, он наблюдал великое воздержание в пище и питии. К постнической жизни он присовокуплял постоянные ночные бдения и молитвы. Сперва благодать Божья обильно исполняла его сердце и все существо его, а потом, подобно благовонному аромату, изливалась от него и на других. Назидательное слово его многих наставило на путь благочестия. А дар прозорливости и прозрения духовного мира показывал в нем угодника Божия.
Изданное владыкой Модестом старинное лаврское рукописное сказание гласит: «Преподобный Силуан схимник за святое свое житие и великую чистоту удостоился дара чудотворений, среди которых и следующее: злодеев, пришедших красть в монастырский сад, молитвой связал, и не могли двинуться с места целых три дня, а потом, вразумив их и приведя к покаянию, отпустил».
На карте Дальних пещер 1638 года указан как «святой монах Силуан», в 1661 году как «Силуян», в 1703 году как «Силуян чудотворец», на более поздней карте, предположительно 1744 года как «преп. Силуан схимник». В опубликованном Н. Барсуковым списке «Книги глаголемой» имя «Силуян» упоминается дважды: «преподобные отцы Иларион и Силуян» и «преподобный Силуян постник».
Память преподобного Силуана совершается несколько раз в году:
10/23 июня;
28 августа/10 сентября – в Соборе Преподобных Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих;
Во вторую неделю Великого поста – в Соборе Всех Преподобных отцов Киево-Печерских.
Тропарь, глас 3:
Мно́гаго ти ра́ди воздержа́ния и безме́рнаго поще́ния/ прие́мый свы́ше благода́ть чудотворе́ния/ и к Бо́гу ве́лие дерзнове́ние стяжа́вый,/ по́стником удобре́ние, Силуа́не,/ Тому́ моли́ся,// да пода́ст нам мир и ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 8:
В бде́нном и тре́звенном моле́нии/ и кре́пком всегда́шнем пребыва́я поще́нии,/ те́ло свое́ умерщвля́л еси́, Силуа́не преподо́бне,/ и мно́гих уче́нием твои́м в ты́яжде доброде́тели наставля́я,/ приве́л еси́ Христо́ви. Ему́же в весе́лии днесь предстоя́,// помина́й нас, чту́щих па́мять твою́.