12 двунадесятых праздников – особенности богослужения в Антиохийской Православной Церкви
Дева Мария занимает особое положение и имеет великое почитание в Православной Церкви с самого начала христианства, что отражается и в богослужении. Праздники, связанные с Божией Матерью, всегда изначально связаны с Господом Иисусом и называются Богородичными праздниками. Цикл годичных богослужений (большой богослужебный круг) начинается с праздника Рождества Богородицы в сентябре и заканчивается Успением в августе. Это несет смысл, что со всяким человеком, кто живет по слову Господа и исполняет заповеди Воскресшего Иисуса Христа, обретается Святой Дух, и смерть не властвует над ним.
Цикл годичных богослужений (большой богослужебный круг) начинается с праздника Рождества Богородицы в сентябре и заканчивается Успением в августе.
Первый праздник Богородицы в Православной Церкви – день Ее Рождества от святых Иоакима и Анны. Заметим, что Православная Церковь празднует только три дня рождения: Господа Иисуса Христа, Его Матери Богородицы Девы и Его предшественника (Предтечи) Иоанна Крестителя, потому что, как известно из Предания и Священного Писания, их рождество предвозвещает Сам Бог через Своих ангелов (См. Лк 1:5–25, Лк.1:28-33).
Рождение Богородицы было долгожданным событием, и оно совершилось по горячим и непрерывным молитвам Ее родителей: Иоакима, происходившего из колена Иуды – потомка пророка Давида, и Анны – дочери священника из колена Аарона. Святые Отцы считали, что рождение Богородицы не было результатом произвольного божественного действия, которым Бог разрушил естественную историческую последовательность, но явилось этапом божественного плана спасения, поэтому Церковь должна праздновать это чудесное событие.
Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а всё множество народа молилось вне во время каждения, – тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. И сказал Захария Ангелу: по чему я узна́ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то́, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. (Лк.1:5-25)
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. (Лк.1:28-33)
Исторически возникновение этого праздника связано с народным благочестием и широким почитанием рождения Девы Марии. Этот праздник существовал уже в календаре ранней Церкви до Четвертого Вселенского Собора. Праздник Рождества Богородицы основан целиком на Предании церковном, в частности, на источниках эпикурейцев и писаниях святого Епифана Кипрского и святого Иеронима и др. Церковное Предание здесь раскрывает библейскую истину о том, что Мария является потомком Давида и что Она также родилась чудесным образом: Ее мать, святая Анна, будучи до этого бесплодной, родила избранную Деву, которая принесла миру человеческую природу Слова Божьего.
День Рождения Богородицы в Антиохийском православном патриархате связан с историческим монастырем Сайдная, который расположен в сельской местности Дамаска. В Патриаршем монастыре Сайднайской церкви находится икона Богородицы, написанная Святым Лукой, и это одна из пяти икон, которые он нарисовал своей рукой.
В день праздника жители города принимают участие в массовом шествии во главе с Антиохийским Патриархом и монахинями монастыря и проносят по улицам Сайднайи икону Богородицы, украшенную цветами, под звучание гимнов и молитв многочисленных верующих.
Церковное Предание раскрывает библейскую истину о том, что Мария является потомком Давида и что Она также родилась чудесным образом.
Второй великий праздник, связанный с Богородицей в церковном круге – это день Ее входа в Храм (Введение во Храм). Святая Мария была посвящена Богу по обету Ее матери, как гласит церковное предание.
Святые Иоаким и Анна привели Деву в храм, когда Ей было три года, и священник Захария принял Ее, возглашая: «Да прославит Бог имя Твое!» Затем он ввел Богородицу во Святая святых. Пречистая Дева жила в храме до двенадцати лет, питаясь небесной пищей от ангелов. Когда пришло время Ей выходить замуж, святой Иосиф принял Ее из рук священников и вывел из Храма Господня.
Празднование Введения во Храм Богородицы Девы в Антиохийской Православной Церкви сосредоточено на молитвах и гимнах, которые богословски описывают Введение Богородицы во Храм и открывают значимость Богородицы и Ее роль в части Божественного плана спасения, где Она становится призванной от вечности служительницей этой тайны.
В этот Праздник некоторые чтения посвящены Премудрости, Храму и Небесному Покрову, которые символически относятся к Богородице Марии. Отцы и комментаторы Библии изображают Деву Марию как Царицу, сидящую по правую руку от Царя Иисуса, и вопрошающую Его о нуждах своих верных чад (Пс. 44:10–15). Византийская литургия отнесла этот текст к личности Девы Марии при приготовлении жертвы во время Евхаристии, когда помещают часть просфоры справа от Агнца как память и честь Богородице.
Священником произносятся при этом слова из псалма Давида: «предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащены одеяна, преиспещрена» (Пс.44:10).
Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, (Пс.44:10-15)
Праздник Введения Богородицы во Храм имеет огромное значение для верующих Антиохийской Церкви. В частности, все родители могут найти в этом событии идеал того, как воспитывать своих детей в благочестии. Пример Девы Марии – величайшее наставление к чистоте, целомудрию и упованию на Бога. Следовательно, воспитание православных детей должно основываться на вере, благочестии и страхе Божием, потому что страх перед Богом - основа спасения. («Бойся Бога из любви, а не из-за того, что Его считают жестоким» – пишет св. Исаак Сирин).
Основная тема праздника Введения заключается в том, что Дева Мария была посвящена служению Господу с самого первого момента Своей жизни, чтобы стать избранным сосудом, из которого исходит Христос. Это первый большой праздник, совершаемый в начале Рождественского поста – таким образом Святая Православная Церковь готовит верующих к явлению Бога во плоти с момента появления Его Пресвятой Богородицы в Храме Божьем.
В этот особенный Праздник многие православные семьи впервые приводят в храм своих новорожденных детей в белых одеждах, чтобы получить благословение Пресвятой Богородицы в день Ее Введения во Храм.
Основная тема праздника Введения заключается в том, что Дева Мария была посвящена служению Господу с самого первого момента Своей жизни.
Третий и самый популярный из праздников, посвященных Богородице в Православной Церкви, – это день Ее упокоения и перенесения души и тела на небо. Праздник Успения Богородицы открывает человеку его обожествление по божественной благодати. С целомудренного ложа Девы Марии человечеству открылось Царство Небесное. Вот почему Ее переход на небеса стал причиной радости для всех верующих, получивших уверение в том, что вся человеческая природа в лице Марии стала носительницей Христа и призвана жить в Боге.
Корни этого праздника и лежат в глубинах христианской истории. Сама Она произнесла: «Отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1:48), и уже первая христианская община осознала высочайшее положение Богородицы и Ее милостивное заступничество и предстательство пред Господом. Исторические исследователи и специалисты записали множество наблюдений, относящихся ко второму веку нашей эры, о начале празднования Успения в Аль-Джусстмании – в месте, где, по преданию, находилась гробница Богородицы. В 460 году нашей эры императрица Евдокия построила там церковь.
что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; (Лк.1:48)
Празднику Успения Пресвятой Богородицы со времен святого Феодора Студийского предшествует период подготовки – пятнадцатидневный пост. В этот период в Антиохийской православной церкви ежевечерне воспевают молитву, известную здесь как «молитва Браклеси» (молитва параклисиса – канона к Божией Матери, которая исполняется после восьмой песни). Это умиленная просьба о заступничестве Богородицы известна с первых веков христианства.
Перейдя по данной ссылке, вы можете прослушать, как звучит молитва «Честнейшую Херувим» (молитва к Божией Матери, исполняемая в Русской Православной Церкви на утрени после восьмой песни канона) на арабском языке: https://youtu.be/n625Wm7FbGE
Примечательно, что храм, являющийся резиденцией Антиохийского православного патриархата в Дамаске, посвящен Успению Пресвятой Богородицы. В праздник Успения Пресвятой Богородицы торжественно служится Божественная Литургия, возглавляемая Антиохийским Патриархом и членами Священного Синода в присутствии большого собрания верующих, после чего совершается крестный ход с иконой Успения Богородицы и пением тропаря праздника.