Богослужение часов

Автор: Анна Фейгина

В приходской практике не так много внимания обращают на молитвословия часов. Однако это богослужение имеет древнюю историю и важное назначение – освящать и посвящать Богу каждый отрезок времени нашей жизни

Часы – это краткое богослужение, совершаемое в составе суточного круга. По названию ясно, что оно было привязано не только к воспоминанию событий Священной истории, но и к определенному времени. 

Преемственность от ветхозаветного богослужения

Известно, что новозаветное богослужение исторически развивалось на основе ветхозаветного. М.Н. Скабаллович в «Толковом Типиконе» пишет:

Апостолы по вознесении Христовом и до Пятидесятницы ежедневно ходили в храм, и после нее мы очень часто видим их там. Правда, христиане знали теперь только прообразовательное значение за многими вещами, на которые раньше смотрели как на существенные; но молитвы, жертвы и богослужебные обряды Ветхого Завета говорили их душе и теперь не менее от того, что они узнали их настоящий смысл. На почве этой ветхозаветной набожности первых христиан должно было вырасти особое христианское богослужение». Христиане «все единодушно пребывали в притворе Соломоновом; из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их» (Деян. 5:12); в храме они держались обособленно от иудеев, из которых многие невольно преклонялись пред ними, но опасались открыто присоединиться к ним.

В ветхозаветный период суточное исчисление времени носило общий характер. Употреблялись понятия «рассвет», «утро», «полдень», «вечер». Возможно, деление дня на 12 часов могло быть позаимствовано евреями от вавилонян во время плена. Это предположение можно сделать, исходя из того, что слово «час» в Ветхом Завете встречается только в книге пророка Даниила (3:6, 15, 5:5). В 4 Книге Царств можно встретить упоминание, что у иудейского царя Езекии были уже солнечные часы, отмечавшие счет времени по ступеням (4Цар. 20:9–11), но маловероятно, что это времяисчисление было принято в то время в общем обиходе.

Итак, первые христиане взяли из ветхозаветной церкви обычай освящать молитвой три важнейших периода дня – утро, полдень и вечер. В Учении 12 апостолов (Дидахе), относящемуся ко II веку, говорится:

«И не молитесь, как лицемеры, но, как повелел Господь в Евангелии Своем, так молитесь: Отче наш, сущий на небе! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день, и оставь нам долг наш, как и мы оставляем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого, потому что Твоя есть сила и слава во веки. Трижды в день молитесь так» (гл.8)

Из этого отрывка можно предположить, что в отдельных христианских общинах во время богослужений еще использовалась еврейские молитвы – шемы и шемонеесре, которые требовалось заменить на христианские. И таким образом, первым шагом к формированию современного чинопоследования часов можно считать освящение молитвой Господней важнейших часов дня.

Часы в раннехристианских памятниках

В III в. в святоотеческих памятниках апостольского времени уже упоминаются третий, шестой и девятый часы. Святитель Климент Александрийский пишет:

Некоторыми назначаются для молитвы определенные часы, как, например, третий, шестой и девятый. Мудрец же истинный всю жизнь свою проводит в молитве, чрез оную стремясь жить в единении с Богом. Достигнув же сего, он – выражаясь кратко – покидает все не приносящее пользы, дабы в этом высоком общении с Богом почерпать довершение того человека, который действует только по любви

Тройное разделение часов святитель связывает с делением небесных обителей на «три различных степени» (Климент Александрийский. Строматы. VII, 7).

У Тертуллиана также есть упоминания о третьем, шестом и девятом часах: «Что касается времени (молитвы), то не будет излишним внешнее соблюдение даже известных часов, – тех, разумею, общеизвестных часов, кои обозначают собою промежутки дня: третий, шестой, девятый, на которые и в Писании можно находить указание, как на часы более важные (solemniores). Прежде всего, Дух Святый сошел на собранных учеников в час третий (Деян 2:15). Петр в тот день, когда усмотрел в некоем сосуде видение «общения», взошел на кровлю дома для молитвы в час шестой (Деян 10:9). Он же с Иоанном в час девятый восходил в церковь, когда хромому возвратил здоровье (Деян 3:1). Хотя они (т. е. Апостолы) действовали просто (simpliciter se habeant), – без всякого намерения дать правило для исполнения, однако хорошо будет установить некоторое предупреждение (praesumptionem), которое и увещание к молитве скрепляет, и по временам, как некий закон (для воли), исторгает нас от будничних дел для выполнения этой обязанности, – именно, чтобы мы молились ежедневно не менее трех раз, как поклоняющиеся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, – что, как читаем, было соблюдаемо и Даниилом, сообразно, конечно, обычаям Израиля. Выключаются, понятно, обычные молитвы, которые, без особенного наставления, нам нужно творить при наступлении дня и ночи. Но верующим подобает и пищу принимать, и омовение совершать не прежде, как будет предпослана молитва. Ибо сначала освежение и питание духа, а не плоти, и прежде – небесное, а не земное». 
(Тертуллиан. О молитве, 25). 

Упоминается о часах и у священномученика Киприана Карфагенского: «Что касается времен для торжественного совершения молитвы, то мы находим, что Даниил и три отрока, крепкие в вере и победители в пленении, посвящали им час третий, шестой и девятый, предызображая тем Троицу, которая имела открыться в последние времена. В самом деле, считая с первого часа до трех, мы имеем вполне троичное число. Также, от четвертого часа доходя до шести, опять имеем троицу. От седьмого до девятого снова три часа. Таким образом, счет по три часа выражает совершенную Троицу. Эти-то часовые сроки издавна уже соблюдали поклонники Божии, духовно признавая их временами, установленными и узаконенными для молитвы. Впоследствии сделалось явно, что таковые сроки, посвящавшиеся праведниками молитве, заключали в себе таинства. Так, в третьем часу снисшел Дух Святой на учеников и исполнил благодать обетования Господня (Деян. 2:4–15). В шестом часу Петр, – взошедши на горницу, когда сомневался относительно крещения язычников, увидел знамение и услышал голос Бога, наставивший его допускать всех к благодати спасения (Деян. 10:9–16). В шестом же часу Господь распят, а в девятом Он Своей кровью омыл грехи наши и страданием совершил Свою победу, дабы искупить нас и оживотворить». 
(Свщмч. Киприан Карфагенский, Книга о Молитве Господней) 

Вероятно, в первые века христианской эры третий, шестой и девятый часы употреблялись в частной молитвенной практике, но возможно, что уже в некоторых христианских общинах эти молитвенные чины уже употреблялись и в общественном богослужении.

В III в. отсутствуют указания о наличии какого-либо чина для совершения часов, кроме того, что обязательной считалась молитва Господня.

Сохранились свидетельства о третьем, шестом и девятом часах также и в канонических памятниках III века. М.Н. Скабаллонович замечает, что «Завещание Господа Иисуса Христа» в своих предписаниях о молитвенных часах делает различие между клиром (епископом и пресвитером) и мирянами, требуя от первого большего усердия и тщательности в соблюдении этих часов.

Завещание (о молитвенных часах для мирян)

Всегда народ пусть заботится о том, чтобы неопустительно молиться с самым рассветом, как только встанут с ложа и помоют руки; а затем уже пусть идут на дело, какое кому угодно.

Пусть все заботятся о том, чтобы молиться в третий час со скорбию и трудом, или в церкви, или если не могут пойти в церковь, то дома. Это час, в который был веден на крест Единородный.

Равным образом да будет молитва со скорбию в шестой час ибо тогда был разделен день мраком. Итак, да будет голос, который подражал бы пророкам и творению скорбящему.

Также и в час девятый пусть простирается одно моление со славословием, как бы в подражание душам тех, которые славят Бога неложного, помянувшего святых Своих и пославшего Слово Свое и мудрость Свою для просвещения их. Ибо в этот час жизнь открылась верным, потекли Кровь и вода из ребра Господа.

Вечером, так как он начало следующего дня и представляет образ воскресения (конечного), (Бог) сделал, чтобы мы (Его) хвалили.

В полночь пусть встают хваля и превознося Бога за (Господне) воскресение. Необходимо, чтобы муж верный, имеющий (не?)верную жену, шел и совершал молитвы в установленные часы.

На заре пусть прославляют с псалмопением, Поелику Христос воскресши прославил Отца при пении апостолов. Те, которые чисты, пусть не опускают какого-либо из указанных часов молитвы.

Каноны Ипполита

Все, принадлежащие к чину христиан, должны молиться прежде всего в то время, когда встают от утреннего сна. Когда же собираются молиться, пусть умоют руки. Тоже пусть делают перед каждым своим делом.

Если в Церкви есть собрание для слова Божия, то каждый пусть спешит туда на это собрание и пусть знает, что слушание слова Божия нужно ставить гораздо выше наслаждения всем блеском этого мира, и что тот понесет большой убыток, кому когда-либо нужда помешает услышать слово Божие. Пусть стараются почаще, освободившись от дел, собираться в церковь и крепко отгонять от себя ненависть к врагу, особенно если кто-либо знает грамоту. Тем более он получит пользы, если слышит то, чего не знал, ибо Господь присутствует на месте, где совершается память величия (Его) и сходит Дух на собранных изливает на всех благодать Свою. Кто же между ними человек двойного сердца (мужества?), в тех Он почивает, так как вы слышали о поставлении их (хиротонии?) в Духе. Движущиеся же своим разумом (следующие только его внушениям?) (и остающиеся) дома, не следуют тому, что слышат в церкви. Итак, каждый пусть старается с большим усердием посещать церковь во все дни, в которые совершаются молитвы. А в какой день в церкви не молятся, возьми Писание и почитай в нем. Пусть солнце утром увидит Писание на коленях твоих.

Пусть молятся и в третий час, так как в это время Спаситель добровольно был распят для спасения нашего, чтобы даровать нам свободу.

Затем молись в шестой час, так как в этот час вся тварь пришла в смятение из-за ужасного преступления, совершенного иудеями.

В час девятый опять пусть молятся, так как в этот час Христос молился и предал дух в руки Отца Своего.

И в час, когда солнце заходит пусть молятся, так как это – завершение дня. А затем и в светильничное вечером пусть молятся, так как Давид говорит: ночью говорю.

А затем и в полночь пусть молятся, так как Давид то же делал. Павел и Сила, слуги Христовы, молились в полночь и хвалили Бога.

Итак, должны мы воспоминать о Боге каждый час. И когда кто ложится на постель для сна, должен молиться в сердце своем, делая это таким образом (выпала молитва, может быть, Господня). Кто же связан супружеством, всякий раз, когда захочет встать от бока жены своей, пусть молится. Ибо супружество не сквернит. И после возрождения не нужно бани, исключая омовения рук и ничего кроме этого, так как Дух Святой благоухает тело верного и все его очищает. Пусть же старается каждый с большим усердием молиться в полночь, ибо отцы наши говорили, что в этот час вся тварь готова для службы славе Божией, чины Ангелов и души праведных благословляют Бога,   как свидетельствует Господь, говоря об этом: «полунощи же вопль бысть: се Жених грядет, исходите во сретение Ему».

А затем и в то время, в которое поет петух, должны быть установлены молитвы в церквах, так как Господь сказал; «бдите яко не весте, в кий час Сын человеческий приидет, в петлоглашение или заутра».

Египетские Каноны

Все верные, мужчины и женщины, вставши утром от сна, прежде чем примутся за какое-либо дело пусть умоют руки и помолятся Богу и тогда только отправляются к своим делам. Но если имеет место поучение в слове Божием, каждый пусть предпочтет идти в то место, приняв в соображение, что Бог услышит, когда он будет говорить (с Ним) чрез поучающего. Ибо, помолясь в церкви, он будет в состоянии миновать неприятностей дня. (Бого)боязненный должен помнить, что большая потеря не идти в место, где учат, особенно же (если) он может читать. Или если пришел учиться, то никто из вас пусть не будет (приходить) последним в церкви, на месте, где сообщается наставление. Тогда должно предоставить проповеднику предлагать, что всем полезно, и ты услышишь то, о чем не думал, и получишь пользу от того, что Святой Дух даст чрез поучающего. Таким образом твоя вера утвердится в том, что ты услышишь. Далее же тебе в том месте будет сказано и то, что ты должен делать у себя дома. Посему пусть каждый будет усердным в посещении церкви, места, где цветет Дух Святой. Если же в какой день не бывает поучения, то каждый пусть дома у себя возьмет св. книгу и вдоволь читает в ней то, что ему кажется полезным.

И если ты дома, молись в третий час и хвали Бога. Если же ты в другом месте, и наступит этот час, то молись в сердце твоем к Богу. Ибо в этот час виден был (оказался) Христос пригвожденным ко Кресту. Посему и в Ветхом Завете закон повелевал класть на каждый час хлебы созерцания (предложения) в прообраз Тела и Крови Христовых, и (повелевал) заклание бессловесного агнца, который есть прообраз совершенного Агнца, ибо пастырь – Христос; Он хлеб, пришедший с небес.

Подобным образом молись снова в шестой час. Ибо когда Христос был пригвожден ко кресту, то день этот разделился, и появился великий мрак. Посему в этот час пусть молятся сильной молитвой, подражая голосу Того, который молился, когда вся тварь померкла от иудейского неверия.

А далее великую молитву и великую хвалу должно совершать в девятый час, чтобы ты знал, как душа праведных славит Господа истинного Бога, который вспомнил о святых (и) послал им Сына Своего, Который есть Его Логос, чтобы Он просветил их; ибо в этот час Христос был прободен в ребро копьем, истекла кровь и вода и затем Он просветил еще остаток дня до вечера.

Посему должен и ты, идя спать, начать день и сделать его образом воскресения. Молись далее, прежде чем упокоишься на ложе твоего сна.

Если имеешь жену, молитесь вместе попеременно. Если она еще неверующая, отойдя один, помолись и опять возвратись на ложе твое. Ты связан браком не для того, чтобы пропускать молитву; ибо вы не осквернены… Нам же необходимо в этот час молиться, ибо старцы (греч. т.: πρεσβύτερος) предали нам этот обычай и научили нас так умываться. В этот час вся тварь покоится, благословляя Бога. Звезды, деревья и воды как бы стоят; все воинство Ангелов совершает служение с душами праведных; они благословляют Бога всемогущего в этот час; посему кто верит, пусть молится в этот час. Господь же так сказал, свидетельствую об этом: «полунощи вопль бысть: се Жених грядет; исходите в сретение ему». И прибавил: «сего ради бдите, яко не весте дне ни часа, воньже Сын человеческий приидет».

Подобным образом вставая в час, в который петух поет, молись. Ибо в этот час сыны Израилевы отреклись Христа, Которого мы, веруя в Него, узнали чрез веру, взирая полные надежды на день вечного света, который будет светить нам вечно в воскресении мертвых.

Сопоставляя друг с другом все эти письменные свидетельства, стоит заметить, что «Завещание» сообщает молитвенным часам тот характер, какой они имеют теперь в католической церкви, будучи обязательными только для духовенства (horae canonicae), хотя и оно требует устроения в эти часы хотя небольших молитвенных собраний. Вторые же два памятника – Каноны Ипполита и Египетские – настаивают на неопустительном соблюдении молитвенных часов всеми верующими. Характерно указание этих памятников на очень частое, едва не ежедневное совершение утреннего богослужения, причем важнейшей частью его считается чтение Священного Писания. 

При редкости тогда списков Библии, храм был единственным местом, где можно было слышать и изучать ее, наиболее доступной школой богословия. Интересно, что памятники требуют посещения утреннего богослужения особенно от «умеющих читать»: может быть, последние более других пренебрегали этими собраниями, считая достаточным домашнее чтение Священного Писания. Каноны Египетские особенно отмечают широкое развитие проповеди (недаром у них общая родина с Оригеном). «Завещание» и Каноны Египетские выделяют из ряда других молитвенных часов девятый, указывая для молитв его преимущественно радостный и хвалебный характер. Такой характер носит служба этого часа и теперь. «Завещание» сравнительно с канонами Ипполита и Египетскими имеет новые молитвенные чины. Так, в сирийской редакции оно вечером указывает, кроме светильничного часа (вечерни) и «первого часа» ночи, соответствующего службе отхождения ко сну прочих памятников или нашему повечерию, еще двенадцатый час дня в качестве молитвенного, поставляя его пред светильничным. 

Отголоском этой практики является то, что в нынешнем коптском часослове «повечерие» предшествует вечерне. Арабская редакция «Завещания», опуская службу двенадцатого часа, имеет другую форму, отличающуюся от Канонов Ипполита и Египетских – именно первый час (дня). Возможно, что на эту службу указывает и сирское «Завещание» словом «утром» (если после него поставить запятую). Характерна та настойчивость, с которой «Завещание», но только в сирском тексте, требует наблюдения ночных часов молитвы; или потому что эти часы более пренебрегались, или по особой благоприятности их для молитвенного настроения. Некоторые древние часословы, как увидим впоследствии, имеют целую систему «ночных часов», уравнивая их в количестве с дневными и доводя то и другое количество порознь до 12» (Скабалланович).

Часы в Иерусалимском уставе

Сведения о использовании чинопоследования часов можно найти также в «Путешествии ко святым местам» (Peregrinatio ad loca sancta), приписываемом Сильвии Аквитанской, в котором описывается богослужение Иерусалимской церкви конца IV в.: «В шестой час все подобным образом сходят в Воскресение, поют псалмы и антифоны, пока не известят епископа…. То же делается и на девятом часе, что на шестом … Особенно выдающимся между всем другим совершающимся является то, что псалмы и антифоны всегда поются подходяшие, как те, которые поются ночью, так, напротив, и те, которые утром; затем и поемые днем, в шестой, девятый часы и при вечерне, всегда так подходящи и осмысленны, что относятся к тому, что совершается….».

Можно сказать что в IV веке, кроме утреннего и вечернего богослужения «наблюдались везде и установленные предшествующими веками молитвенные часы: третий, шестой, девятый начало, середина и конец (пред рассветом) ночи. Они тоже чтились если не общественным богослужением, то сложною, определенною молитвою (молитвенным правилом), по крайней мере, у подвижников и в монастырях» (Скабалланович).

В православном богослужении распределение псалмов, которые ныне читаются на каждом часе, становится известно с IV века и принадлежит, как предполагают, преподобному Пахомию Великому.

Первый час был также установлен в IV в. Преподобный Иоанн Кассиан писал, что первый час впервые появился в Вифлеемском монастыре, вследствие отделения этого молитвословия от ночного богослужения. Сделано это было для того, чтобы удержать монахов от длительного сна в промежутке между утреней и третьим часом. В состав первого часа были включены псалмы, входящие в чинопоследование утрени - 50, 62 и 89. Других сведений о развитии этого чина в тот период ничего не известно. Преподобный Иоанн Кассиан также сообщал, что третий, шестой и девятый часы в палестинских монастырях совершались в составе суточного богослужения, тогда как в Египте они совсем не совершались, «заменяясь непрерывною молитвою за рукоделием, чтобы не отрывать братию от последнего».

Вообще более полные сведения о богослужебных чинах в монастырях Палестины VIII в. дошли до нашего времени в греческих «Часословах по уставу лавры святого отца нашего Саввы». Эта богослужебная книга предназначалась для келейного употребления. Чины, содержащиеся в нем, достаточно схожи с современными. Службы каждого часа состояли из псалмов, число которых различно для разных часов: для первого – 8, для третьего – 7, для шестого – 6, для девятого – 4, аллилуиа со стихами, тропари (такого, как ныне для каждого часа, исключая первый), пред которым и после которого написан конец его, должно быть, служившие ему припевом; затем стих часа, такой как ныне (т.е. для десятого часа «Стопы моя» и т.п.) с утроением его первой половины (как ныне на первом часе в Великий пост), и наконец – трисвятое; следовательно, части часа, следующей за трисвятым, еще не существовало». 

В это время последование богослужений Западной Церкви уже в значительной степени отличалось от восточного. О последовании чинов в богослужении Западной Церкви в «Толковом Типиконе» написано следующее: «Для часов большинство аббатов назначают по 3 псалма, редко по 6 и по 12 (Цезарий, Прп. для дев § 69). Порядок службы различен у разных аббатств, не сходен с нынешним римским, но с отклонением от последнего по направлению к восточным чинам. По преп. Венедикту служба часа начинается стихом: «Боже в помощь мою вонми», гимн, 3 псалма отдельно (sigillatim), а не под одною славою, чтение, стих, «Господи помилуй» и отпуст. В воскресенье на часах отделы 118 псалма (гл. 17 и 18). По Аврелиану на каждом часе для монахов 12 псалмов; а для монахинь 6; после псалмов гимн (не пред псалмами, как у Венедикта и ныне, а после них, как у нас тропарь), второе чтение из Ветхого и Нового Завета, стих (versiculum; ср. у нас Стопы моя и т.п.), по Колумбану «на каждом часе положено старцами по 3 псалма с присоединением вставочных стишков сначала за наши грехи, затем за весь народ христианский, за священников, за остальные степени посвященного Богу чина (plebis), наконец за творящих милостыню, за мир церквей, в конце концов за врагов» (ср. у нас в конце полунощницы и повечерия)» (гл. 7).

Богослужение часов в период расцвета Восточной Церкви. Современная схема и структура часов

В Типиконах Великой Константинопольской церкви IX-XI в часы не упоминаются. В сырные среду и пятницы, во все рядовые дни Великого поста, в Страстные понедельник, вторник, среду и пятницу, как указано в этих богослужбных книгах, Устав Великой Константинопольской церкви содержал последование особого чина тритекти, совершавшегося в 12 часов дня. Эта служба заменяла собой в том числе и все часы. Как пишет Симеон Солунский, она «имела и образ часов, откуда и название ее, и образ святой литургии». 

В Иерусалимском уставе часы имели достаточное распространение. Кроме часов Иерусалимский устав имел так же междочасия или почасия, которые развивались на основе чина 12-ти псалмов. В настоящее время известно только междочасие дневных часов. Оно совершается в монастырских богослужениях вслед за вседневным часом, который обычно присоединяется чтецом по окончании чтения часа. 

Таким образом, в IX в. чин часов сложился до Трисвятого в различных уставах, распространённых в богослужебной практике того времени.

На сегодняшний день последовательность для всех часов имеет одну и ту же схему:

  1. Обычное начало.
  2. Три псалма.
    • На 1‑м часе — 5, 89 и 100;
    • На 3‑м часе — 16, 24, 50;
    • На 6‑м часе — 53, 54, 90;
    • На 9- м часе — 83, 84 и 85 пс.
  3. Слава и ныне, аллилуиа.
  4. Тропарь часа, праздника или святого.
  5. Богородичен.
  6. Трисвятое по “Отче наш”. Кондак праздника или Святого.
  7. “Господи помилуй” 40 раз.
  8. Молитва: “Иже на всякое время и на всякий час”.
  9. “Господи помилуй” 3 раза.
  10. “Слава и ныне”. “Честнейшую Херувим”.
  11. Благословение священника.
  12. Заключительная молитва к Господу Иисусу.

Девятый час посвящен воспоминанию смерти Спасителя на Кресте. По евангелистам Матфею и Марку, именно около этого часа Христос возгласил на Кресте: «Боже, Боже Мой, вскую Мя еси оставил!» (Мф. 27:46), за которым последовало напоение Спасителя уксусом и последний возглас, приводимый только в Евангелии от Луки: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой» (Лк 23:46), после которого последовала смерть Христа. Так как девятый час принадлежит еще предшествующему церковному дню, то тропарь и кондак на нем читаются проходящего дня.

В первый час вспоминается суд над Иисусом Христом прокуратора Понтия Пилата и лжесвидетельства на Него.

Первый час находится в таком же отношении к утрене, в каком девятый находится в соотношении к вечерне, совпадая частично по содержанию и времени совершения с этими службами. 

По «Учительному известию» Служебника, Третий час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. дня, и сошествие Святого Духа на апостолов, последовавшее точно в этот час. Указанная общая тема часа развивается псалмами и следованным стихом. 

Заключительная молитва часа обращена раздельно ко всем трем Лицам Святой Троицы. Молитва приписывается мученику Мардарию, пострадавшему при Диоклетиане. По преданию, произнесена им на пытке, когда его, повешенного вниз головой, жгли раскаленным железом.

Шестой час посвящен воспоминанию распятия Христова и, согласно «Учительному известию» Служебника, всем обстоятельствам последних часов жизни от несения Креста до помрачения солнца. Все псалмы часа изображают преследование праведника врагами, ищущими его гибели.

Молитва часа надписана, как и в девятом часе, именем святителя Василия Великого.

Кроме того, в богослужебной практике используются Великие (царские) часы, которые совершаются три раза в год — накануне Рождества Христова и Богоявления Господня, а также в Страстную пятницу. В них входят все обычные часы подряд (с 1 по 9), к которым добавляются паремии  чтения из Ветхого Завета, а так же чтение Евангелия и Апостола, и особые тропари. Пасхальные часы совершаются на Светлой седмице и состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака и еще нескольких тропарей и молитв, прославляющих Христово Воскресение. 


Источники

Климент Александрийский. Строматы. VII, 7 / https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/stromaty-perevod-n-korsunskogo/7_7

Тертуллиан. О молитве, 25 / https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o_molitve/#0_26

Свщмч. Киприан Карфагенский, Книга о Молитве Господней / https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfagenskij/o_molitve_gospodn/

Скабалланович М. Н. Толковый Типикон / https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaballanovich/tolkovyj-tipikon/ 

Требы онлайн

Также вы можете отправить заявку на поминовение, поставить свечу, пожертвовать в алтарь на богослужение и помочь приходу, приняв участие в целевых благотворительных сборах.

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.lavravcheremushkah.ru