Богослужения Страстной седмицы

Автор: Составила Анна Фейгина

Дни Страстной седмицы посвящены воспоминаниям последних событий земной жизни Иисуса Христа. Богослужения этого периода дают возможность христианам пройти вместе с Господом Иисусом Христом и Его учениками недолгий путь в семь дней – путь от славы к уничижению, от смерти к воскресению.

Первые три дня Страстной седмицы Церковь вспоминает последние притчи и поучения, произнесенные Спасителем при Его земной жизни. Отрывки, прочитанные в первые три дня недели – особые, в них сосредоточена суть христианского вероучения. В понедельник, вторник и среду совершается Литургия Преждеосвященных даров.

Главный мотив всех богослужебных текстов понедельника – личная встреча Христа и человека, готовность души к принятию Господа.

Тропарь первых трех дней Страстной седмицы – «Се Жених грядет в полунощи». Он содержит аллюзию на притчу о десяти девах, а также напоминает притчу Спасителя о верном слуге, ожидающем встречи господина (Лк. 12:36-46), и призывает человека к трезвению, бодрствованию и готовности к встрече Господа.

И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Тогда сказал Ему Петр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем? Господь же сказал: кто́ верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. (Лк.12:36-46)

Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.

Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, которого Он найдёт бодрствующим. Недостоин же тот, которого Он найдёт в унынии. Будь внимательна, душа моя, чтобы не отяготиться сном и не быть преданной смерти и остаться вне затворённых дверей Царства. Но восстань, взывая: Свят, свят, свят, Боже, Богородицей (Ее молитвами) помилуй нас.

Тема, которую Церковь предлагает в понедельник Страстной седмицы – это тема приближающегося Суда. Пока еще Спаситель беседует с учениками и ничто не предвещает трагических событий. Апостолы наслажаются покоем и полагает, что впереди еще много таких мирных дней. Но именно в этом покое Господь наставляет Своих учеников, призывая их быть духовно бдительными.

Литургия Преждеосвященных Даров, совершаемая на Страстной седмице, отличается от великопостной тем, что на ней читается Евангелие.

В Великий Понедельник в храме звучит евангельское повествование о проклятии Господом бесплодной смоковницы (Лк. 13:6–9) и притча о злых виноградарях (Мф. 21:33–41; Мк. 12:1–9; Лк. 20:9–16). Засохшее дерево символизирует душу, не приносящую духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. А злые виноградари – это фарисеи и книжники, которые в итоге убили Сына Хозяина виноградника.

И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее. (Лк.13:6-9)

Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. (Мф.21:33-41)

И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника. Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали. Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. Что же сделает хозяин виноградника? – Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим. (Мк.12:1-9)

И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время; и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся. Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше. И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет! (Лк.20:9-16)

На Литургии особое место занимает чтение Евангелия, в котором приводятся слова Христа о будущем всего мира и о Его втором пришествии (Мф. 24:3–35).

Меняется чтение и на Паремиях. Главное место занимает книга Иова. Отрывки из этого текста читаются в храме в течение почти всей Страстной седмицы. Иов считается совершенным праведником дохристианской эпохи, примером смирения и любви к Богу. Перенесенные им страдания во многом являются прообразом страданий Господа.

Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Моли́тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходи́те; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. (Мф.24:3-35)

На 6-м часе понедельника чтения пророчества Исайи сменяются чтением пророчества Иезекииля о страшных таинственных видениях, которые он созерцал во дни Вавилонского плена. Иезекиилю открылось сияние Славы Господней и, движимые среди пламени, крылатые и многоочитые образы Ангелов (Иез. 1:1–20).

И было в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый день месяца, когда я находился среди переселенцев при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел видения Божии. В пятый день месяца (это был пятый год от пленения царя Иоакима), было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, священнику, в земле Халдейской, при реке Ховаре; и была на нем там рука Господня. И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их – ноги прямые, и ступни ног их – как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь, (и крылья их легкие). И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них – у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колес и устроение их – как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались. А ободья их – высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз. И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса. Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах. (Иез.1:1-20)

В Великий вторник за утреней звучит Евангелие от Матфея (Мф. 22:15–23,39). Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил народ в эти дни перед иудейской Пасхой. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Христовы и поучения, утверждались в желании схватить Его и убить. Но взять Его открыто не решались, боясь народа, почитавшего Его за пророка.

Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо; итак, скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли. В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; (Мф.22:15-23,39)

Во вторник продолжает звучать и тема притчи о десяти девах, постепенно развиваясь в песнопениях и в Евангельском чтении на Литургии: Вместе с образом десяти дев в Евангелии этого дня предлагаются два других символа: притча о талантах и пророчество о Страшном Суде (Мф. 25:14-46). Тексты, читаемые в Великий вторник, посвящены поучениям Спасителя, произнесенным Им в Храме на второй день после Своего триумфального входа в Иерусалим. 

Центральная тема их – обличение фарисеев и книжников, которые после этого окончательно идут на разрыв с Христом и принимают решение убить Его. В притчах о десяти девах и о талантах содержится предупреждение христиан об огромной ответственности за каждый жизненный поступок и каждое произнесенное слово, напоминание о том, что в жизни человека не бывает ничего случайного.

Ветхозаветные тексты продолжают тему страданий еврейского народа в египетском плену и рассказ о праведнике Иове. Они напоминают верующим, что скорбь не напрасна и подготавливают к достойному соучастию в Страстях Господних.

Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную. (Мф.25:14-46)

Великая Среда — день, когда вспоминается предательство Господа Иисуса Христа Иудой.

Тексты, читаемые в Великую Среду, посвящены двум событиям – обеду в доме фарисея Симона и предательству Иуды. Богослужебные тексты противопоставляют блудницу, умастившую ноги Христа благовонным миром, и ученика, соблазнившегося деньгами и выдавшего Учителя врагам.

Ветхозаветные тексты продолжают рассказывать о плене еврейского народа и о страданиях Иова, который по воле Божьей заболел проказой, но при этом остался до конца верным Богу, без ропота перенося трудности.

На девятом часе поется трогательный тропарь перед пророчеством Иезекииля:

Днесь лукавое собрася сонмище, и на Тя тщетная поучишася. Днесь от согласия удавление Иуда обручает, Каиафа же неволею исповедует: яко един за всех восприемлеши смерть волею, Избавителю наш Христе Боже, слава Тебе.

В сей день собрался коварный синедрион / и против Тебя замыслил тщетное. / В сей день за сговор с ними с петлей Иуда обручается, / Каиафа же невольно исповедует, / что Ты один за всех страдание принимаешь добровольно. / Искупитель наш, Христе Боже, слава Тебе!

В этот день последний раз в году совершается литургия Преждеосвященных Даров. После литургии священнослужители выходят на солею и перед Царскими вратами совершаются последние поклоны с молитвой Ефрема Сирина. С этого момента земные поклоны в храме до дня Пятидесятницы (праздник Святой Троицы) опускаются. Исключение составляют поклоны, совершаемые перед Плащаницей с изображением почившего Христа.

Вечером в Великий Четверг совершается чтение Двенадцати Евангелий Святых Страстей Господа Иисуса Христа. В этих отрывках описан путь спасительных Страданий, которым прошел Христос. По Уставу Евангелия должны читаться поздно ночью, ближе к полуночи, но в приходской практике эту службу обычно совершают вечером. Во время чтения верующие стоят в храме с зажженными свечами. Существует благочестивая традиция после окончания службы относить огонь этих свечей домой.

С этого богослужения начинается тема Пасхи как страданий, смерти и воскресения Спасителя.

В четверг вечером Христос установил Таинство Евхаристии. Тропарь Великого Четверга на протяжении всего Великого поста читают верующие при подготовке к Святому Причащению:

Когда славные ученики / при умовении на вечере просвещались, / тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался / и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. / Смотри, любитель стяжаний, / на удавление из-за них стяжавшего! / Беги от ненасытной души, / на такое против Учителя дерзнувшей! / Господи, ко всем благой, слава Тебе!

Печаль о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и радость о той великой Радости, которую Господь уготовал для всех, любящих Его, пронзительно соединяется в верующей душе в этот особенный день.

Перед чтением ветхозаветных паремий звучит проникновенный по смыслу прокимен,звучащий как бы от лица Христа, грядущего на вольные страдания:

Изми мя Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. Стих: Иже помыслиша неправду в сердце весь день.

Удали меня, Господи, от человека злого, / от мужа неправедного избавь меня.

В этот день совершается Божественная литургия святителя Василия Великого. В соборах и храмах, где служит архиерей, после Божественной литургии совершают также особый чин – омовение ног. По примеру Христа, который после Вечери умыл ноги ученикам, архиерей умывает ноги своим братьям-сослужителям.

В четверг прекращается чтение Псалтири вплоть до воскресенья Фомина (первое воскресенье после Пасхи).

В Великий Четверг Патриарх освящает миро – особый ароматический состав, который используют в Таинстве Миропомазания, совершаемом над человеком один раз в жизни – сразу после Крещения.

Великая Пятница посвящена вспоминанию Крестной смерти Иисуса Христа и Его погребению. В знак глубочайшей скорби в этот день Божественная литургия не совершается. Утром читаются только Царские Часы. Они названы так потому, что в византийской Церкви за этим богослужением всегда присутствовали императоры, а в России молились цари, и им возглашались многолетия. В конце богослужения из алтаря выносится на середину храма Плащаница с вышитым изображением умершего Христа и совершается малое повечерие, на котором священнослужители читают трогательный канон, называемый в народе: «Плач Богородицы». Сочиненный святым Симеоном Метафрастом в X веке, этот канон состоит из тропарей, которые передают плач и скорбь Богоматери, стоящей у Креста Ее Божественного Сына.

Вечером совершается Утреня Субботы с чином Погребения Плащаницы.

Особенно примечательны ветхозаветные чтения этого дня – отрывки книги пророка Исайи, описавшего за 500 лет до рождения Спасителя Его страдания (Ис. 50:4–110). Перед Плащаницей совершается пение 118-го псалма, стихи которого разделяются особыми припевами, оплакивающими Спасителя, которые звучат от имени Пресвятой Богородицы..

По окончании чина Погребения Христа Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма с пением погребальной молитвы «Святый Боже». Затем Плащаницу возлагают напротив царских врат — в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом».

В конце богослужения звучит стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго». В этом песнопении вспоминается тайный ученик Христа Иосиф Аримофейский, знатный и состоятельный человек, который после смерти Спасителя пошел к Пилату и попросил у него Тело Господа, которое затем предал погребению вместе с праведным Никодимом, другим тайным учеником Иисуса Христа. Они сняли с Креста Тело Спасителя, обернули плащаницей и положили в новом гробе в Гефсиманском саду, в присутствии Богоматери и святых жен-мироносиц.

В Иерусалимской Церкви Царские Часы Великой Пятницы совершаются на Голгофе, после чего один из архиереев идет с процессией в Преторию, Темницу Христа, и оттуда, возложив крест Христов на плечи, следует путем последнего дня земной жизни Господа к Голгофе. Его сопровождают тысячи верующих, которые в подражание своему Спасителю несут кресты. Виа Долороса – путь по улицам Старого Города, по которому вели Иисуса Христа к месту распятия.

Вечером того же дня совершается вечерня с выносом Плащаницы и утреня с чином погребения Спасителя.

В Иерусалимской Церкви Патриарх отдельно служит в храме Воскресения вечерню в пятницу днем, а вечером там же совершается утреня Великой Субботы с чином Погребения Спасителя. После пения канона «Волною морскою» начинается крестный ход во главе с Патриархом и архиереями, несущими в руках маленькие Евангелия и большую златотканую усыпанную лепестками роз Плащаницу. Процессия обходит храм по галерее, поднимается на Голгофу, спускается к Камню помазания, а затем переходит к Кувуклии. Во время положения Плащаницы на престол Голгофского придела и Камень помазания Патриарх читает Евангелие. Во время пения тропарей Погребения она находится на Гробе Господнем. Затем процессия возвращается в алтарь храма Воскресения и полагает Плащаницу на престол. Литургия Великой Субботы совершается только после схождения Благодатного огня. 

Великая Суббота — это канун Светлого Воскресения. В богослужении этого дня скорбные ноты постепенно сменяются тихим и великим торжеством Воскресения. Литургия Василия Великого совершается после вечерни. По традиции, в течение многих веков именно в этот день совершалось крещение оглашенных, которые готовились к этому Таинству в течение всего Великого поста. По этой причине в богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения: 15 паремий, 15 отрывков из книг Ветхого Завета, от книги Бытия до пророчеств Даниила, читаемых на вечерне, говорят о страстях, смерти и воскресении Спасителя, и грядущей славе Церкви Новозаветной – в этих чтениях раскрывается все содержание христианской веры.

На Божественной литургии вместо Херувимской поется древний гимн Иерусалимской церкви:

Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа .

Да умолкнет всякая плоть человеческая, / и да стоит со страхом и трепетом, / и ни о чем земном в себе да не помышляет, / ибо Царь царствующих и Господь господствующих / приходит заклаться и дать Себя в пищу верным. / Пред Ним шествуют сонмы Ангелов / со всяким их начальством и властью, / многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, / закрывая лица и возглашая песнь: / аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Перед Литургией все облачения в храме сменяются с черных на белые.

В Иерусалиме в этот день каждый год происходит особое событие – схождение Благодатного огня, который затем развозят по православным храмам.

После Божественной литургии в храмах обычно освящаются куличи, яйца, и пасхи. Но по смыслу этот день не должен быть наполнен ни суетой, ни многозаботливостью. Надо помнить, что Великая Суббота — это день, исполненный тишины и покоя. Вечером в храме начинают читать Деяния Апостолов, а ровно в полночь раздастся радостное пение: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Богослужения дней Страстной Седмицы уникальны по своей красоте и трогательности. В эти единственные дни верующие, следуя за Спасителем Христом, соборно переживают скорбь Распятия Господа и восходят к радости обретения вечной жизни, которую на Великой пасхальной полунощнице вместе со всем православным миром исповедуют восклицанием: «Христос Воскресе!»

Требы онлайн

Также вы можете отправить заявку на поминовение, поставить свечу, пожертвовать в алтарь на богослужение и помочь приходу, приняв участие в целевых благотворительных сборах.

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.lavravcheremushkah.ru