Древнехристианские епархии Северного Причерноморья (начало)
Продолжаем серию публикаций об истории христианства на Руси. Греческие колонии на Северном Причерноморье были самой дальней северо-восточной провинцией Римской империи и служили местом ссылки преступников. Начиная со времен императора Траяна (98–117), сюда стали ссылать на каторгу преследуемых языческим государством христиан. В настоящей статье речь пойдет о двух древних епархиях на территории Крыма и других земель Северного Причерноморья: Скифской и Херсонесской.
Во II-III веках христианство распространилось уже далеко за пределы греческих городов-колоний.
Первые христианские епархии в Крымско-Кавказском ареале, сведения о которых зафиксированы в источниках, появились очень рано. К ним относятся Скифская, Херсонская, Готская, Сурожская, Фулльская и Боспорская епархии.
И хотя прямого отношения к славянам эти епархии не имели, но очевидно, земля будущей Руси и будущая каноническая территория Русской Церкви освящалась христианской проповедью уже с древнейшего времени.
Скифская епархия
Скифская епархия была расположена к югу от Дуная в районе Добруджи.
В источниках эта территория так же называлась Малой Скифией, в отличии от Скифии Великой, большая территория которой находится между Днепром и Волгой, и Тавроскифии, располагавшейся на территории непосредственно Крыма и немного севернее.
Блаженный Иероним Стридонский писал в одном из своих писем: «Холода Скифии пылают жаром веры». По источникам, существование этой епархии прослеживается от III до VII века. Кафедра епископа находилась в городе Томи.
Святитель Макарий (Булгаков) в своей «Истории Русской Церкви» пишет:
«Начало Скифской епархии или, по крайней мере, начало христианства в этой стране едва ли не должно отнести ко времени самого апостола Андрея. Ибо, кроме того, что еще Тертуллиан свидетельствует о скифах и гетах как христианах, в древних актах мученических нередко говорится, что в Томи, равно как и в других соседственных ему фракийских городах Маркианополе и Гераклее, происходили гонения на христиан не только в III, но и во II и даже в I столетии. А в последней четверти III века случайно упоминается уже скифский епископ Евангелик, управлявший церквами этой провинции при Диоклетиане (284–292 гг.) во дни его гонения на Христову Церковь. С того времени до половины шестого столетия известен целый ряд епископов Скифских, или Томитанских, числом до двенадцати, из коих, по крайней мере один, Феотим, как мы уже заметили, был родом скиф, т. е. гет или славянин. Он славился высоким греческим образованием и благочестием».
В «Житии преподобномучеников Епиктета и Астиона» у святителя Димитрия Ростовского так же упоминается епископ Евангелик:
«В то время в скифской стране был христианский епископ Евангел. Во время гонения он скрывался, но, узнавши о погибели правителя Латрониана, без страха уже пришел в город Алмирис, чтобы посетить и утвердить в вере христиан. К этому святителю Вигилянций привел родителей Астиона и в подробности рассказал ему всё о них и о святых мучениках. Епископ же, воздав прославление святым мученикам, принял с радостью обратившихся ко Христу родителей Астионовых и окрестил их во имя Отца и Сына и Святого Духа».
В житии святителей Ветрана и Феотима указывается, что «святители Ветран и Феотим были епископами Малой Скифии, простиравшейся от устья Дуная к Фракии. Кафедра их епархии располагалась в городе Томи (Кюстенджи). Были они скифами».
О святителе Ветране повествует церковный историк Созомен. Когда император Валент (364 – 378) прибыл в Томи, он в церкви стал убеждать святителя войти в общение с арианами. Святитель Ветран смело ответил, что он придерживается учения святых Никейских отцов, и, чтобы избежать дальнейших словопрений, перешел в другую церковь города. За ним последовал и весь народ. В опустевшей церкви остался лишь император со своей свитой. За такую дерзость император отправил святителя в ссылку, но тут же испугался ропота народа и освободил его. Скифы любили своего архипастыря и отзывались о нем, как о добром и святом муже.
Другой историк, Феодорит, писал о святителе: «И Ветран, сиявший всякой добродетелью и властью архипастыря, правивший городами всей Скифии, воспламенял свой дух ревностью и обличал еретиков в порче догматов и в беззаконии по отношению к святым. Он с богодухновенным Давидом говорил: "Глаголах о свидениях Твоих пред цари и не стыдяхся" (Пс. 118, 46)».
буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь; (Пс.118:46)
На II Вселенском Соборе в 381 году присутствовал уже преемник святителя Ветрана, епископ Томитанский Геронтий, вслед за которым кафедру занял святитель Феотим.
В 392 году святитель Феотим уже был известен блаженному Иерониму Стридонскому как писатель и епископ. Святитель Феотим присутствовал на Соборе 399 года, где святитель Иоанн Златоуст рассматривал дело о Ефесском епископе. В 402 году, когда святитель Епифаний Кипрский настоятельно требовал от святителя Иоанна Златоуста и других епископов вынести осуждение Оригену, святитель Феотим писал: "Неблагочестиво оскорблять давно скончавшегося, восставать против суда древних и отвергнуть одобренные ими". Он принес одно из сочинений Оригена, прочитал его и, показав, что прочитанное полезно Церквам, прибавил: "Те, которые осуждают эти книги, поносят и то, о чем здесь говорится".
Святитель Феотим много ездил по епархии. Его христианская любовь простиралась и на гуннов, еще не просвещенных светом Евангелия. Благотворительностью и лаской святитель старался привлечь их к истинной вере. Сила чудес, совершенных святителем Именем Иисуса Христа, так поразила язычников, что они прозвали его «римским богом».
Однажды, когда во время путешествия святителю и его спутникам угрожала смертельная опасность от гуннов, святитель начал горячо молиться, и все христиане остались невидимы для преследователей. В другой раз, когда какой-то гунн пытался заарканить святителя, рука его застыла в воздухе и лишь тогда освободилась от невидимых уз, когда святитель Феотим по просьбе других гуннов помолился о нем Богу.
Его христианская любовь простиралась и на гуннов, еще не просвещенных светом Евангелия. Благотворительностью и лаской святитель старался привлечь их к истинной вере. Сила чудес, совершенных святителем Именем Иисуса Христа, так поразила язычников, что они прозвали его «римским богом».
Святитель Феотим держался простого образа жизни, пищу вкушал не в одно и то же время, но лишь когда чувствовал голод или жажду.
Блаженный Иероним писал о нем:
«Феотим, скифский епископ Том, издал в разговорах по образцам древнего красноречия краткие и прекрасные трактаты и, как слышу, пишет и другие сочинения". Известно, что святитель Феотим написал сочинения: “Об учении Спасителя”, “Против идолов", “Толкование на книгу Бытия”, “Толкование на текст "Аще принесеши дар твой ко алтарю"”. “О посте” (из 4-х последних сочинений преподобный Иоанн Дамаскин поместил несколько мест в свои параллели)».
Епископ Тимофей Томитанский принял скифскую кафедру после святителя Феотима I. Он упоминается в 431 году как участник III Вселенского Собора, где подписался под 12 анафемами святителя Кирилла Александрийского и под соборным осуждением Несториева учения, будучи 170-м подписчиком.
Известен и епископ Александр Томитанский (+ не ранее 451), который принял участие в Константинопольском Соборе 449 года, который подтвердил решения Собора 448 года и осудил монофизитство. Епископ Александр подписался под седьмым соборным деянием. Из-за нападения гуннов на Скифскую епархию он не смог принять участие в IV Вселенском Соборе 451 года, хотя и поставил подпись под последними деяниями Собора.
Одним из самых известных епископов Томитанских был Патерн – активный борец против ереси монофизитов (519-530). Имя епископа Патерна сохранилось на серебряном блюде, найденном при раскопках близ села Малое Перещепино (Полтавская область). Сейчас блюдо хранится в Эрмитаже.
Последним известным по источникам епископом Томитанским был Валентиниан (550-553 гг.). Скифская епархия, по мнению ученых, существовала до VII в. В первой половине VII в. граница была нарушена, и многие племена, в основном славяне, оказались на территории Византийской империи. Скифская епархия прекращает существование.
Конкретных данных о христиfнизации этих славян не сохранилась, но вполне возможны ее частные случаи, применительно к каким-то отдельным представителям славянского этноса. Позже Томитанская епархия возникла снова, но уже в новых административных границах и в новых исторических условиях.
Херсонесская епархия
Херсонесская епархия была образована с центром в Херсонесе Таврическом (современный Корсунь, сейчас располагается в пределах Севастополя).
Есть две версии времени образования епархии. Согласно первой, епархия возникла в 302 году – примерно тогда в Тавроскифию пришли первые странствующие епископы-миссионеры, посланные Иерусалимским патриархом Ермоном. Вторая же версия предполагает, что это случилось в 324 году, и ее создание приписывается святителю Константинопольскому Митрофану.
Известно, что здесь довольно рано начал свою проповедь один из первых епископов города Рима Климент I, сосланный сюда в конце I века. По преданию, святитель Климент встретил там более 2000 христиан. Однако проповедь эта продолжалась недолго, до мученической кончины святителя в 101 году.
К моменту его кончины уже насчитывалось 75 христианских общин, имевших для молитвы храмы, высеченные в горах и сохранившиеся до наших дней, из которых одним из древнейших считается Инкерманский.
Здесь пострадало в те времена очень много мучеников за Христа. А иноческие обители появились в горных пещерах уже в IV-V веках.
Надо отметить, что Херсонесская епархия всегда сохраняла верность православию. Особенно это проявилось в эпоху иконоборчества. По свидетельству преподобного Феодора Студита, а также святого Стефана Нового, Херсонес и округа Херсонеса были тем местом, куда бежали из материковой Византии те иноки, монахи, которые сохраняли верность Православию и иконопочитанию и здесь основывали новые монастыри. Эти ранние свидетельства подтверждаются в том числе и археологическими находками. В частности, в Крыму найдены скальные пещеры, очевидно, искусственного происхождения, где по-видимому и подвизались в то раннее время первые насельники этих монастырей. Известны послания преподобного Феодора Студита, адресованные инокам херсонесских монастырей.
С IV века прослеживаются имена других подвижников Церкви Христианской, прославившихся в Херсонесе: в частности, семи священномучеников Херсонесских – Василия, Ефрема, Евгения, Елпидия, Агафодора, Еферия и Капитона.
В V-VII вв. было составлено их житие, а Иосиф Песнопевец составил им службу.
В этом житии говорится, что «священномученики Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон несли благовестие Христово в земли Северного Причерноморья от Дуная до Днепра, включая Крым, и запечатлели свое апостольство мученической смертью в IV веке в городе Херсонесе Таврическом... В царствование Диоклитиана (284–305), в 300 году Иерусалимский патриарх Ермон (303–313) для Евангельской проповеди разослал в разные страны многих епископов. Двое из них, Ефрем и Василий, прибыли в Херсонес и насаждали там Слово Божие. Затем святитель Ефрем пошел к народам, жившим по Дунаю, где в благовестии Христовом претерпел много скорбей и трудов. Во время начавшегося гонения он был казнен. Проповедь в Херсонесе продолжал святой Василий – сподвижник святого Ефрема. Многих идолопоклонников он наставил на путь истины. Другие заблудшие жители города, ожесточенные его деятельностью, оказывали яростное сопротивление: святой исповедник был схвачен, нещадно избит и изгнан из города. Удалившись в горы и поселившись там в пещере, он непрестанно молил Бога за изгнавших его, чтобы Он озарил их светом истинного Боговедения. И Господь послал неверным чудо. У знатного жителя Херсонеса умер единственный сын. Покойный явился родителям во сне и поведал, что некто святой Василий своими молитвами к Истинному Богу может воскресить его из мертвых. Когда родители разыскали святителя и просили его совершить чудо, святой Василий отвечал, что сам он – грешный человек и не имеет сил воскрешать мертвых, но Господь всемогущ и может исполнить их просьбу, если они уверуют в Него. Долго молился святой, призывая Имя Святой Троицы. Затем, освятив воду, возлил ее на умершего, и тот ожил. С почетом был возвращен в город святитель, многие уверовали и крестились».
Археологи предполагают, что святитель Василий возможно скрывался в пещерном храм на главной улице Херсонеса, перед тем как воскресил усопшего сына местного архонта. В подземный храм ведет лестница, а над самой криптой в средние века была воздвигнута наземная базилика.
Вскоре по повелению императора Максимиана Галерия (305–311 гг.) гонение на христиан разразилось с новой силой. Христоненавистники вооружились и против святителя Василия: ночью ворвались в его дом, связали его, поволокли по улицам и забили до смерти камнями и палками. Тело святителя было брошено за городом на съедение псам и птицам и много дней лежало без погребения, но осталось нетронутым. Потом христиане тайно похоронили в пещере святое тело мученика.
Через год, узнав о мученической кончине святителя Василия, три его сподвижника – епископы Евгений, Елпидий и Агафодор, оставив проповедь в Геллеспонтской стране, прибыли в Херсонес продолжить его святое дело.
Они положили много трудов для спасения человеческих душ. Все три епископа разделили участь своего предшественника – беснующиеся язычники также побили их камнями в 311 году.
По прошествии нескольких лет, уже в царствование святого равноапостольного Константина Великого (306–337 гг.), из Иерусалима в Херсонес прибыл епископ Еферий. Сначала он тоже встретил противодействие со стороны язычников, но император, объявивший свободу христианской веры во всей империи, не допустил насильственных действий против проповедника: он издал указ, по которому херсонесским христианам беспрепятственно разрешалось совершать богослужения. Стараниями святителя Еферия в городе был построен храм, где епископ мирно правил своей паствой.
Чтобы отблагодарить императора за покровительство христианам, святитель Еферий ездил в Константинополь. На обратном пути он заболел и скончался на острове Амосе (в Греции). На место святителя Еферия святой император Константин прислал в Херсонес епископа Капитона. Христиане встретили его с радостью, но язычники потребовали от нового епископа знамения, чтобы уверовать в Бога, Которого он проповедует. Возложив всю надежду на Господа, святой Капитон в святительском облачении вошел в разведенный костер, долго молился в огне и вышел из него невредимым, набрав в свою фелонь горячих угольев. Тогда множество неверующих убедились в силе Бога христианского.
Об этом чуде и о великой вере святого Капитона было возвещено святому Константину и святым отцам на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.).
Через несколько лет святитель Капитон по делам направился в Константинополь, но корабль бурей прибило в устье Днепра. Местные жители-язычники, захватив корабль, утопили всех бывших на нем, в том числе и святого Капитона.
Епископ Еферий упоминается как участник II Вселенского собора (381 г.).
В результате деятельности святителя Капитона происходит разрушение синагоги в Херсонесе. Из остатков синагоги была построена христианской базилики, которую условно называют «Базилика 1935 года» (раскопана в 1935 году археологом Б.Г. Беловым).
Четырехапсидный храм, построенный на печах для обжига извести далеко от центра Херсонеса, согласно мнению некоторых ученых, подтверждает житийную историю вхождения в горящие печи, где святитель Капитон пробыл час.
Среди известных епископов Херсонесских можно назвать Евферия II, присутствовавшего на II Вселенском Соборе в 381 г. В работе Константинопольского Собора 448 г. участвовал Херсонесский епископ Лонгин. На V Вселенском Соборе (553 г.) присутствовал епископ Стефан, епископ Георгий поставил свою подпись под актами Трулльского Собора в 692 г. Епископ Георгий II, управлял Херсонесской епархией в то время, когда Кирилл и Мефодий, путешествовавшие с проповедью в Хазарский каганат, обрели в Херсонесе мощи святого Климента (около 860 г.).
В Херсонес в ссылку был отправлен борец с монофелитами папа Мартин Исповедник. Здесь же пребывал в ссылке и знаменитый гимнограф и борец с ересью иконоборчества Иосиф Песнопевец, выдающийся создатель христианской музыки, чьи каноны и стихиры и поныне используются Церковью в богослужебной практике.
Современные археологические раскопки показали, что в городе находилось более пятидесяти храмов, относящихся к V–XIV векам. В 987 году в Херсонесе принял Крещение равноапостольный князь Владимир.
Херсонесская епархия просуществовала примерно до середины XVI века, впоследствии она, очевидно, была упразднена.