Евхаристия. Часть первая.

Автор: Юлия Пекло

Евхаристия — это таинство, в котором верующие под видом хлеба и вина вкушают, то есть причащаются Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную. Это таинство совершается в воспоминание Иисуса Христа и Его искупительного подвига.

Возвещая людям Царствие Божие, Господь уже говорит о Евхаристии. В Своей проповеди в Капернауме Он сказал: «Я есмь хлеб жизни, приходящий ко Мне, не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35), и также: «истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» Ин. (6:53).

На Тайной вечери незадолго до Своих страданий Христос установил Таинство Евхаристии. Тайная вечеря была праздничной пасхальной трапезой, по завершении которой Господь, благодарив, воздав хвалу, раздал ученикам хлеб и вино и сказал: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Мф. 26:26-28) и: «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).

Иудейская пасха совершалась в память об избавлении от египетского рабства и есть прообразом Новозаветной Пасхи. Агнец на трапезе – прообраз Христа. Кровь агнца проливалась в благодарность Господу в память освобождения от рабства и за сохранение первенцев, а Кровь Христа — во оставление грехов. Таким образом, на вечери завершается Ветхий Завет и заключается Новый, который Господь заключает Своей кровью. 

Тайная вечеря и Евхаристия неразрывно связаны со страданиями и смертью Спасителя. Апостол Иоанн Богослов свидетельствует, что Господь начал Свою прощальную беседу с учениками на вечери и завершил ее на пути в Гефсиманский сад. А апостол Павел говорит: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт» (1 Кор. 11:26). Иными словами, установленное на вечери Таинство возвещает крестную смерть Спасителя и после Воскресения Евхаристия становится воспоминанием Его смерти.

Евхаристия неразрывно связана с воплощением Сына Божия, Голгофской Жертвой и Воскресением. Господь сказал: «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6:51). Жертва была задумана Богом прежде творения мира. Об этом пишет апостол Петр в своем послании: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы … но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира» (1 Петр. 1:18–20).

Спаситель заповедал совершать трапезы с преломлением хлеба в воспоминание Его Спасительной Жертвы. Совершая эти трапезы, принося эту жертву, Церковь исполняет свое предназначение. Как жизнь Христа в нас и наша в Нем, не есть жертва новая, «другая» по отношению к той, единственной, всеобъемлющей и неповторимой, которую принес Христос единожды (Евр. 9:28).

Евхаристия является жертвой Богу, тождественной Крестной Жертве. Она приносится во время совершения литургии. Бескровная она, потому что совершенная Господом Жертва требует повторения. Евхаристия не повторяет Крестную Жертву, а являет ее в освящении Даров.

Совершая Свой искупительный подвиг, Христос Себя приносит в Жертву «за всех и за вся» чтобы даровать человеку прощение грехов и сделать его сопричастным Своей жизни: «приходит заклаться и дать Себя в пищу верным» поётся в Великую субботу вместо херувимской песни. Без Евхаристии это Искупление остается нереализованным.

Предвечный смысл Христовой Жертвы, по словам святителя Филарета Московского: «во Христе "так возлюбил Бог мiр, что отдал Сына Своего…», и во Христе – так возлюбил человек Бога, что отдал себя до конца, и в этой двуединой отдаче ничего не осталось не отданным и во всем воцарилась любовь – «любовь Отца распинающая, любовь Сына распинаемая, любовь Духа – торжествующая силою крестной». 

Как выше уже было сказано, Христос единожды принес Себя в Жертву. Новые жертвы не требуются, поскольку во Христе мы «имеем доступ к Отцу» (Еф. 92:18). Доступ состоит в том, что в во Христе сама наша жизнь стала приношением и жертвой, «возрастанием в святой храм Господень» (Еф. 2:21),

Таинство Евхаристии – центральное таинство. Святитель Симеон Солунский говорил, что причащение есть печать всякого Божественного таинства. Евхаристия совершается на Божественной литургии. Литургия в переводе с греческого дословно означает «работа для народа». От λαός - народ и έργον - дело, работа). Однако в нашей традиции литургию чаще переводят как «общее дело». Люди собираются вместе для благодарения Бога и приобщения Святых Христовых Тайн. По словам митрополита Антония Сурожского: «Это общее дело Божьего народа, с одной стороны, и Бога этого народа – с другой стороны. Это соучастие, это сотрудничество, это событие в том смысле, что это – со-бытие Его и наше».

Цель жизни христианина – единение с Богом, бытие с Ним, обожение, которое становится возможным в Евхаристии.  По мысли прп. Серафима цель жизни христианина состоит в стяжании Духа Святаго. Евхаристия есть вхождение Церкви в радость Господа своего. Протопресвитер Александр Шмеман говорил: Евхаристия – это вхождение Церкви в радость своего Господа, это само призвание Церкви, ее главная leitourgia, таинство, через которое она становится "тем, что она есть". Христос сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» Ин. (6:56). Таким образом, причащаясь, человек становится членом Его мистического Тела. Мистическое Тело Христово есть Церковь. Святитель Кирилл Александрийский пишет, что воплотившись, Слово Божие преобразило Тело и сделало его животворным"Мы крестились в смерть Слова, пострадавшего по человечеству собственною Своею плотью, по Божеству же недоступного страданию и вечно живого, потому что Оно - жизнь от жизни, т. е. от Бога и Отца. Таким-то образом и наша поврежденность исправляется, и владычество смерти над нами обессиливается. Потому-то и сказал Христос: Аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крове Его, живота не имате в себе (Ин. 6, 53). Значит, животворны святое тело и святая кровь Христовы"). Поэтому, Тело Христа животворит тех, кто становится его причастником.

Хлеб и вино в Евхаристии есть реальные Тело и Кровь Христовы, которые Он принял, исцелил и обожил в Своем Воплощении. Это Тело, которое претерпело распятие, смерть, воскресение и вознесение. Об этом говорил святитель Кирилл Иерусалимский: «Видимый хлеб есть не хлеб, хотя и ощутителен по вкусу, но Тело Христово, и видимое вино есть не вино, хотя и подтверждает то вкус, но Кровь Христова». Преподобный Симеон Новый Богослов писал, что Господь в Причащении преподает нам Ту самую плоть, которую Он принял от Богородицы Марии и в которой от Нее родился.

В Святых Дарах, в каждой их частице пребывает весь Христос, всецело, в полноте Своего Божества и человечества. Он пребывает в Дарах постоянно. Об этом говорится в молитве на раздробление Святого Агнца: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый». 

Приобщение Телу и Крови Господа Иисуса Христа имеет спасительное значение для человека. Причащаясь, человек соединяется со Христом, и с другими причастниками. Через это соединение происходит обожение и приобщение совершенному Христом Искуплению каждого человека. 

В Евхаристии реализуется исполнение следующих заповедей: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» и: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Своим участием в Евхаристии человек свидетельствует о любви к Богу, поскольку стремится пребывать с Ним. Господь сказал: «Кто будет есть Тело и пить Кровь – тот пребудет во Мне и Я в нем» (Ин. 6:56).

Христиане есть братья и сестры в онтологическом, бытийном смысле. Причащаясь из одной Чаши они объединяются во Христе. Об этом единстве мы просим Бога в молитвах Евхаристии: «Нас же всех, причащающихся от единого Хлеба и Чаши, соедини друг с другом в причастие одного Святого Духа и сделай, чтобы ни один из нас не причастился Святого Тела и Крови Христа Твоего в суд или в осуждение» (анафора святителя Василия Великого).

В «Дидахе» (раннехристианский памятник, содержащий сведения о церковной жизни и нравственном учении апостольской эпохи) есть указания о совершении Евхаристии, в которых говорится, что как преломляемый хлеб был рассеян по полям и собранный вместе стал единым, так и Церковь соединена в Царствие Божием. Это свидетельствует о том, что Евхаристия есть таинство всей Церкви и таинство собрания.

В своих посланиях к Ефесянам и к Колоссянам апостол Павел говорит, что Церковь — это Тело Христово, единство верных. Евхаристия есть осуществление этого единства. Единства народа Божия, собранного Христом и во Христе. Евхаристия и Церковь неразрывно связаны и одно без другого не может существовать.

Совершая таинство Евхаристии, предстоятель служит совместно со всеми и от имени всех. Он не может предстоятельствовать без сослужения ему участников собрания. Евхаристия есть общее дело, благодарение, благословение, которое произносит один предстоятель, но от имени всех собравшихся.  Только принадлежащий к Церкви участвует в Евхаристии.

Сослужение мирян предстоятелю выражается в общей молитве, слушании Слова Божия и проповеди и приношения даров (в древности), а также в диалогической структуре всех без исключения евхаристического канона. 

 Евхаристия является таинством Воскресения. Об этом свидетельствует Сам Спаситель. Проповедуя в Капернауме, Он сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). И: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54). Господь заповедал совершать Евхаристию в Его воспоминание до Его Второго Пришествия. 

В Евхаристии людям подаются Тело и Кровь Христовы, которые есть «залог жизни». После приобщения люди остаются физически смертны. Но меняется суть человеческого бытия: человек оказывается не во власти смерти. Апостол Павел в своем послании говорит: «зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти». (Рим. 6:9).

В молитве перед причащением есть такие слова: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими». Они отождествляют совершающуюся сейчас Евхаристию с Тайной вечерей, когда ее установил Спаситель. Здесь и сейчас та же трапеза, которую совершил Спаситель со своими учениками.

В заключении можно сказать, что Евхаристия – неотъемлемая часть жизни человека, без которой он лишается Богообщения.

Требы онлайн

Также вы можете отправить заявку на поминовение, поставить свечу, пожертвовать в алтарь на богослужение и помочь приходу, приняв участие в целевых благотворительных сборах.

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.lavravcheremushkah.ru