Евхаристия Часть вторая.
Каждая литургия, совершаемая сегодня в православном храме, состоит из трех частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных.
Первая часть – подготовительная. В переводе с греческого слово «проскомидия» означает «принесение». Во время проскомидии, совершаемой во время чтения третьего и шестого часа, священник в алтаре приготовляет хлеб и вино к Евхаристии.
При чтении молитв в чашу наливается вино, смешанное с водой, и подготавливаются просфоры: пять больших и некоторое количество малых. Из первой просфоры священник вырезает середину в виде куба. Она символизирует Агнца Христа, принесшего Крестную жертву.
Из остальных четырех просфор вынимаются частицы в честь Богородицы, Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, того святителя, по чину которого совершается литургия, всех святых, также о здравии и упокоении церковных иерархов. После этого вынимаются частицы из малых просфор с поминовением живых и умерших, чьи имена были поданы в записках на литургию. После причащения мирян эти частицы будут погружены в Чашу с Телом и Кровью Христовыми. Поэтому записки подаются исключительно за крещеных людей.
По окончании приготовления священник совершает каждение перед Дарами и начинает литургию оглашенных, на которой в древности (и до сих пор) могли присутствовать готовящиеся к принятию Крещения люди. Литургия оглашенных начинается возгласом: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Звучит пение антифонов, перемежаемое ектениями (молитвенными прошениями), гимн «Единородный Сыне» и Трисвятое, затем следует чтение Апостола и Евангелия. После чтения по желанию предстоятеля произносится проповедь. Далее следует ряд ектений: сугубая, великая и об оглашенных.
Литургия верных начинается двумя ектениями, во время которых иерей читает молитвы верных. Первая молитва «Благодарим Тя, Господи Боже Сил…» содержит в себе благодарение Бога за то, что Он удостоил предстоять у жертвенника и обращаться к Его милосердию, прося о прощении своих грехов и о «людских неведениих» – т.е. о грехах народа по неведению. Также иерей просит Господа принять эту молитву и сделать собравшихся достойными приносить Ему моления и бескровные жертвы обо всех.
Во второй молитве священник за всех верных просит Бога очистить души и тела и сподобить неосужденно предстоять жертвеннику, и дать молящимся возрастать в вере, служить Господу со страхом и любовью, не в осуждение причаститься и достичь Царства Небесного.
Далее начинается Херувимская песнь. Это песнь приношения, в которой молящиеся подобно херувимам, отложив житейское попечение, воспевают песнь Животворящей Троице, прославляют Бога, дабы принять в себя Царя всех, сопровождаемого ангельскими полками.
Во время херувимской песни диакон совершает каждение, священник читает молитву: «Никтоже достоин». В тексте этой молитвы воспевается служение Богу, которое так велико, что никто из людей не достоин по своим заслугам нести его и приближаться к Богу. Иерей просит Бога сделать его достойным предстоять престолу и совершать священнодействие Тела и Крови. Особенность этой молитвы заключается в том, что эта единственная молитва литургии, где священник молится о себе самом от собственного лица, а не от лица всего собрания.
Затем совершается Великий вход – перенесение Даров с жертвенника на престол. Во время этой процессии поминается Святейший Патриарх, правящий архиерей и все православные христиане.
При поставлении Даров на престол читается тропарь Великой субботы («Благообразный Иосиф…») и пасхальные тропари, повествующие о погребении Спасителя праведным Иосифом, о нисхождении Господа во ад, о пребывании в раю с разбойником и на престоле с Небесным Отцом, а также о том, что Гроб Христов – источник всеобщего воскресения, ставший для нас светлее всякого царского чертога.
За этим следует просительная ектиния и молитва приношения, совершаемая после поставления Даров на престол. Помимо обычных прошений на ектении звучит еще одно прошение относительно Даров: «О предложенных Святых Дарах Господу помолимся» – о том, чтобы Господь освятил принесенные Дары и преложил их в Тело и Кровь Христову. Также эта молитва содержит просьбу удостоить собравшихся обрести благодать перед Господом, дабы жертва была угодна Ему и Дух сошел на Дары, молящихся и весь народ.
Далее молящиеся поют Символ веры, во время которого происходит целование мира. Священство в алтаре приветствует друг друга словами: «Христос посреди нас! — И есть и будет!» После этого начинается Евхаристический канон.
Евхаристический канон содержит одну молитву – анафору («возношение» в переводе с греческого). Эта длинная молитва с возгласами, которая обычно тихо читается в алтаре. Анафора имеет троичную структуру она содержит обращение к Отцу, воспоминание Искупительной Жертвы и призывание Святого Духа. Довольно условно анафору можно разделить на несколько частей: «префацио» – вступление, «санктус» – цитата библейских стихов «Свят, свят, свят.» – с латинского «sanctus», «институцио» – установление (рассказ о Тайной вечере и установлении таинства Евхаристии), «анамнезис»– воспоминание, «эпиклезис» – призывание Св. Духа и «интерцессио» – ходатайство.
Началу анафоре предшествует диалог – призыв диакона «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити», и ответ хора: «Милость мира, Жертва хваления» и завершается возгласом иерея: «Благодарм Господа!».
По мысли праведного Николая Кавасилы, это есть «призыв твердо стоя в вере, будучи в мире со всеми, совершить приношение Даров». Молящиеся отвечают на призыв «не только с миром приносим, но и мир приносим», «милость есть порождение мира, поскольку когда в душе мир, то ничего не мешает ей творить милость», «верующие приносят милость и жертву хваления». Иерей призывает на молящихся благодать («Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца, и причастие Святого Духа буди со всеми вами…») и они также для него («и со духом твоим»).
«Горе имеем сердца» («да будут сердца наши высоко») — этот возглас призывает молящихся к тому, чтобы сейчас сердца принадлежали только литургии, и утверждает, что Евхаристия совершается не на земле, а на Небе. «Нас, мертвых по преступлениям, Бог оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:5, 6).
и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, (Еф.2:5-6)
Первая часть Евхаристической молитвы, вступление – «префацио», начинается после возгласа: «Благодарим Господа». По слову праведного Николая Кавасилы, с благодарности Богу анафора начинается подражание Христу, так как Он на Тайной вечере сперва воздал благодарение Богу, потом установил таинство Евхаристии. «Префацио» содержит прославление Вечного и Неизменного Бога и благодарение Его за сотворение мира, воззвание человека из небытия к бытию, домостроительство спасения человека, явленные и неявленные благодеяния и благодарение «о службе сей».
«Санктус» (от слова «свят» – „sanctus“) состоит из ангельского славословия херувимов и серафимов. Установление таинства отражается в «институцио» - воспоминании искупительного подвига Господа нашего Иисуса Христа, Тайной Вечери и установительных слов таинства («Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов!», «Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов!»).
«Анамнезис» — это воспоминание страданий, которые претерпел Спаситель, Его Креста, погребения, Воскресения, вознесения, сидения одесную Отца.
«Эпиклезис» есть призывание Духа Святого на Дары для того, чтобы Господь преложил их в Тело и Кровь Христовы. Святитель Кирилл Иерусалимский говорит, что «мы молимся о ниспослании Святого Духа». И когда нисходит Он, то хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа. Призывание Святого Духа заканчивается прошением о Дарах, дабы они были «к трезвению души, к прощению грехов, к приобщению Святому Твоему Духу, к полноте Царства Небесного, к дерзновению пред Тобою, не в суд или во осуждение». Призывание Святого Духа прерывается чтением тропаря третьего часа.
«Интерцессио» – ходатайственная молитва о Церкви небесной и земной, о живых и мертвых. По словам протопресвитера Александра Шмемана, это есть «молитва собирания Церкви и явления ее во всей полноте». Об этом свидетельствует молитва святителя Василия Великого: «Нас же всех, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единого Духа причастие» (анафора святителя Василия Великого). Завершается анафора благословением молящихся и прошением о том, чтобы все едиными устами и единым сердцем прославляли Бога.
Дальше произносится просительная ектения, в которой молятся о принесенных и освященных Святых Дарах, чтобы «человеколюбец Бог наш, приняв их на святой и превысший небес и невещественный Свой жертвенник как аромат благоухания духовного, ниспослал нам Божественную благодать и дар Святого Духа».
После ектении священник в алтаре читает молитву перед Причащением. В ней он, вручая Богу жизнь свою и всех молящихся, просит Господа от лица собрания сподобить причастия Тела и Крови с чистой совестью, в наследие Небесного Царства и не в осуждение.
Далее следует молитва Господня ("Отче наш") и молитва главопреклонения, в которой возносится благодарность Богу, создавшему все по Своей милости, и содержится прошение воззреть на преклоненные перед Ним головы и сотворить так, чтобы предлежащие Дары были во благо приступающим.
Затем звучит возглас диакона: «Вонмем!» и священника: «Святая – святым!». Во время возгласа священник возносит Агнец. Праведный Николай Кавасила объясняет значение этого действия: «вот Хлеб жизни, Который вы видите. Идите, стало быть, причащайтесь, но не все, а тот, кто свят. К святыне допускаются только одни святые». Под святыми подразумеваются не безгрешные, а стремящиеся к совершенству.
Далее совершается причащение священнослужителей в алтаре. В это время поется причастен (строфа из псалма) и читается последование ко Святому Причащению или что-то назидательное, посвященное дню в который совершается литургия. По окончании причащения священнослужителей начинается причащение мирян. Священник выносит Чашу с возгласом диакона: «со страхом Божиим и верою приступите!» и произносит молитву перед причастием святителя Иоанна Златоуста. Условно ее может разделить на три части.
В начале молитвы содержится исповедание того, что Христос есть Сын Божий, Который пришел в мир спасти людей, что в Чаше истинное Тело и истинная Кровь Христа. Во второй части следует прошение помиловать, простить согрешения и удостоить причастия Тела и Крови. Третья часть есть прошение сделать молящегося участником Тайной вечери, выражение надежды не поступать как Иуда по причащении и прошение благоразумного разбойника помянуть душу во Царствии Господа.
После молитвы верующие подходят к Чаше, крестообразно сложив руки на груди. Иерей преподает им Тело и Кровь Спасителя с молитвой: «Причащается раб Божий ... Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную, Аминь»
По причащении верующим полагается запить Святые Дары специально приготовленной из воды и вина запивкой и съесть кусочек просфоры. Это необходимо для того, чтобы частица Тела Христова не осталась во рту.
Закончив причащение мирян, священник уносит Чашу в алтарь и ставит на престол, где погружает в нее частицы просфор с дискоса (круглое блюдо, на которое полагаются частицы во время проскомидии) с молитвой о людях, за которых они вынимались. В молитве он просит Бога омыть Своею Кровью грехи поминающихся здесь людей. После этого иерей благословляет народ со словами: «Спаси, Боже, люди Твоя, и благослови достояние Твое». И после краткого прославления Бога вновь благословляет народ Чашей: «Благословен Бог наш. Всегда, ныне и присно, и во веки веков», после чего Святые Дары переносятся с Престола на Жертвенник.
Дальше следует молитва о том, чтобы уста молящихся наполнились прославлением Бога и прошение сохранить это освящение, чтобы весь день размышлять о Божественной правде. Затем произносится ектения и молитва, в которой содержится благодарение Бога за то, что Он удостоил причастия Святых Тайн.
Завершается литургия заамвонной молитвой с прошением Господа спасти народ, благословить полноту Церкви, сохранить, освятить и прославить любящих Его и даровать мир церкви и всем людям.
По окончании этой молитвы священник (или диакон, если он служит) уходит в алтарь и с молитвой потребляет Святые Дары, затем произносит отпуст и проповедь. Молящимся раздают антидор – маленькие частицы первой, Агничной, просфоры, оставшиеся после вынимания из нее Агнца на проскомидии.
Для участия в таинстве Евхаристии необходима подготовка. По словам апостола Павла, она состоит из «испытания себя» и «рассуждения о Теле Господнем» (1Кор. 11:28-29). В своем послании апостол предостерегает Коринфян (а с ними и всех верующих) от недостойного отношения к Дарам: «Кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1Кор. 11:27), и призывает каждого испытывать себя перед причащением (1Кор. 11: 28), поскольку недостойное причащение совершается в осуждение и может стать причиной «болезни и смерти». Здесь подразумевается болезнь и смерть человека как члена Церкви. Недостойно приступая к Телу и Крови, человек погрешает и отпадает от Церкви.
Также апостол Павел говорит о рассуждении о Теле Господнем: «Ибо кто есть и пьет недостойно, тот есть и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор. 11:29). Под Телом Господним здесь имеется в виду Церковь, где Господь – Глава, а люди – члены Церкви. Рассуждение носит не интеллектуальный характер, а духовный. Под недостойным приобщением подразумевается не факт недостоинства, а процесс. То есть человек недостойно принимает Тело и Кровь Христовы, вследствие чего погрешает и отпадает от Церкви
Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. (1Кор.11:28-29)
Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. (1Кор.11:27)
Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. (1Кор.11:29)
Литургия – общее дело. В Евхаристии каждый человек участвует вместе со всеми молящимися, со всем собранием. Таким образом, приходя на литургию, но не принимая участия в Евхаристии, человек не желает быть здесь и сейчас не только со Христом, но и с ближними, участниками собрания. Это отказ от единства, который в девятом правиле Святых Апостолов называется бесчинием. Отсюда следует, что стоит участвовать в каждой Евхаристии, на которой человек присутствует.
Средствами к «испытанию себя» и «рассуждению о Теле Господнем» (1Кор. 11:28-29) являются трехдневный пост, суть которого в воздержании от скоромной пищи и развлечений, чтение покаянного канона и других молитв, примирение с Богом в таинстве Покаяния, примирение с ближними, чтение последования ко святому Причащению. Продолжительность, мера поста и молитвенное правило могут быть разными, в зависимости от состояния верующего и обстоятельств его жизни. Например, при болезнях и беременности пост можно сократить или отменить.
Помимо трехдневного приуготовительного поста существует Евхаристический пост. Он заключается в полном воздержании от пищи и пития с полуночи и до самого причащения если литургия совершается в первой половине дня. Евхаристический пост не является обязательным для к младенцев, людей, нуждающимся в обязательном регулярном приеме лекарств, и к умирающим.