История формирования литургического чина (начало)
В православии есть некоторое количество литургических чинов, составленных разными авторами. Все они берут свое начало от Тайной вечери, совершенной Господом Иисусом Христом.
Сначала Евхаристия совершалась после трапезы и также называлась «агапа» (от греческого «агапэ» — любовь), то есть «вечеря любви». Алгоритм совершения не был никак регламентирован и зафиксирован. Молитвы произносились по вдохновению. С течением времени агапы отделились от Евхаристии. Евхаристия же в свою очередь обрастала дополнительными богослужебными элементами.
Формирование литургического чина происходило постепенно и неоднородно. В каждой области существовал свой чин, на создание которого влияли местные традиции.
Чин литургии формировался на протяжении столетий и приобрёл свой настоящий вид лишь к ХIV веку, когда на Востоке утвердился устав монастыря святого Саввы Освященного, именуемый Иерусалимским, который принят в Церкви и по сей день. Однако внутри готовой структуры литургического чина происходили незначительные изменения: одни молитвы добавлялись, а другие изменялись. В какой-то мере литургический чин открыт изменениям и сейчас —по благословению священноначалия вносятся изменения в ектении, например в ектению, произносимую после чтения Евангелия, вносятся прошения или добавляются молитвы о мире, об избавлении от морового поветрия и т. п.
Процесс формирования литургического чина довольно упрощенно можно сравнить с деревом. Как с ростом дерева образуются годичные кольца, так вокруг Евхаристии появлялись те или иные священнодействия. Для чистоты аналогии оговоримся, что некоторые «кольца» с течением времени выпадали, а другие менялись местами.
В первые века христиане собирались для совершения Евхаристии по домам. В книге Деяний Апостольских сказано: «они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба» (Деян. 2:42), «преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2:46).
И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. (Деян.2:42)
И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, (Деян.2:46)
Апостольская проповедь звучала на трапезах, в синагогах и в Иерусалимском храме. Агапы также имели разнообразный характер: вечери, завершающиеся Евхаристией и просто благотворительные трапезы. Вечеря с Евхаристией не могла совершаться без епископа.
Порядок был следующий. Все насыщались принесенной пищей (помимо такой застольной пищи приносили хлеб и вино для Евхаристии), далее следовало чтение Ветхого Завета, посланий апостолов и благовествование Слова Божия. Епископ сам выбирал чтение из Священного Писания. После этого собрание покидали оглашенные (готовящиеся ко Крещению), которые не могли участвовать в Евхаристии. Дальше совершалось приношение хлеба и вина предстоятелю и возносились молитвы. В молитвах собравшиеся восхваляли и благодарили Бога и вспоминали установление Таинства Евхаристии Господом Иисусом Христом. Затем происходило причащение. Каждый подходил к епископу, принимал в ладонь правой руки Тело Христово и отпивал из Чаши, подаваемой диаконом. По окончании Евхаристии диаконы относили Святые Дары тем, кто из-за болезни не пришел на вечерю. Также имел место обычай домашнего причащения: после воскресной литургии верующие забирали с собой Святые Дары, дабы причащаться каждый день дома самостоятельно.
В молитвах собравшиеся восхваляли и благодарили Бога и вспоминали установление Таинства Евхаристии Господом Иисусом Христом.
Источники II–III века содержат больше информации о Таинстве Евхаристии. После чтения Писания следовала проповедь, молитвы за оглашенных и просвещенных (готовящихся принять Крещение в ближайшее время). Эти молитвы читались всеми собравшимися. Также были молитвы, которые произносил один епископ и собравшиеся ему отвечали. Когда некрещеные покидали собрание, совершалось «целование мира», то есть приветственное лобзание друг друга, которое символизирует единство веры и взаимной любви во Христе всех присутствующих. Известно, что молитвы при преломлении Хлеба содержали благодарение за сотворение мира, избавление от рабства греха, а также установительные слова и призывание Святого Духа.
Во время гонений римские христиане совершали Евхаристию в катакомбах – усыпальницах. Это было относительно безопасное место для собраний. Такая практика положила начало традиции совершать литургию на мощах мучеников.
С течением времен агапы отделялись от Евхаристии. Причин было несколько. Приходя в собрание, люди своей целью полагали насыщение, устройство благотворительного обеда или поминальную трапезу, а не причащение Святых Христовых Тайн. О таком падении нравственности писал апостол Павел в первом послании к Коринфянам. Еще одна причина заключалась в политическом запрете на тайные сборища. В конце III века агапы редко где встречаются. После отделения от агап таинство Евхаристии стали совершать по утрам. Приношение сократилось до хлеба и вина.
Во время гонений римские христиане совершали Евхаристию в катакомбах – усыпальницах. Это было относительно безопасное место для собраний. Такая практика положила начало традиции совершать литургию на мощах мучеников.
Домашнее причащение стало постепенно исчезать. Некоторое время оно сохранялось в монашеской практике, но со временем также прекратилось, поскольку частное причащение не могло заменить общего участия в Евхаристии. Еще одной причиной прекращения такой практики стали опасения осквернения или применения Святых Даров недолжным образом. Также в это время формируется Евхаристический пост, подразумевающий принятие Тела и Крови Христовых натощак. Практика приобщения уже освященными Дарами трансформировалась в литургию Преждеосвященных Даров. Однако, основной причиной является развитие земного института Церкви и установление регулярных богослужений.
В III веке начинается христианское храмостроительство. Строится храм Воскресения Христова над Голгофой и гробом Господним, а также церкви на могилах мучеников и над усыпальницами. Формируется сакральное пространство храма. Христианское общество разделяется на клириков и мирян. В сознании людей закрепляется мысль, что духовенство более просвещенное и духоносное, они – совершители таинств, а миряне простые, погрязшие во грехе люди. В связи с этим престол, на котором совершается освящение Даров, помещается в алтаре, отделенном от остального пространства решетками. Во время причащения миряне сначала ещё подходили к престолу, но со временем и эта практика была утрачена.
В III веке начинается христианское храмостроительство. Строится храм Воскресения Христова над Голгофой и гробом Господним, а также церкви на могилах мучеников и над усыпальницами.
С увеличением количества храмов Евхаристию стали совершать чаще: по субботам, воскресеньям, праздникам (Пасха, Пятидесятница и Богоявление) и в дни памяти мучеников. Отметим, что Богоявление в то время совмещало в себе празднество Рождества Христова и Крещения Господня.
Служение литургии на могилах мучеников породило традицию совершения Евхаристии на антиминсе. Антиминс – тканевый плат с вшитыми в него частицами мощей мучеников и имеющий на себе подпись епископа, который ею давал разрешение совершать Евхаристию.
На литургии после Ветхого Завета и апостольских посланий читалось Евангелие. Книгу хранили в помещении с церковной утварью и ко времени чтения торжественно вносили в храм. В это же время формируется канон Нового Завета. Это набор книг, которые Церковь считает подлинными и Богодухновенными. Богодухновенность подразумевает принятие текста священным и адресованным всей Церкви для спасения.
Лаодикийский собор 342 года запретил чтение за богослужением неканонических книг, а также служение Евхаристии в домах.
IV век внёс большие изменения в жизнь Церкви. Прекратились гонения, был принят эдикт о веротерпимости и позднее христианство было объявлено государственной религией. Это отразилось на особенностях совершения богослужений.
Сформировались священнические облачения. Продолжилось отдаление алтарной части храма от мирян. Решётки постепенно замещались каменными ограждениями. Создавался иконостас. Богослужение стало насыщаться пышностью и усложняться, заимствуя многие элементы у императорского придворного церемониала. За счёт церемоний и процессий литургия удлинилась и поэтому некоторые молитвы стали читать тайно, дабы сократить время чтения.
IV век внёс большие изменения в жизнь Церкви. Прекратились гонения, был принят эдикт о веротерпимости и позднее христианство было объявлено государственной религией.
Молитвы в свою очередь удлинялись, настолько, что внимание молящихся удерживалось с трудом. Помимо этого, появилось мнение, что мирянам, в число которых входило почти все общество, не должно слышать столь великие слова евхаристических и прочих молитв, читаемых тайно, и это подобает только священнослужителям. Это мнение не было повсеместным, однако со временем оно стало доминировать. Ещё одной причиной тайного чтения стало снижение количества приобщающихся Святых Тайн за Евхаристией. Обычной практикой становилось приобщение с частотой один-два раза в год. В остальное время литургия осмыслялась как нечто торжественное и таинственное. Миряне стали наблюдателями, а не участниками происходящего действия.
С практикой тайного чтения молитв боролись святитель Иоанн Златоуст и впоследствии император Юстиниан. Но, несмотря на их труды, эта практика утвердилась и имеет место в богослужении по сей день. Однако в некоторых храмах восстанавливается традиция читать евхаристические молитвы гласно.
Вернемся к IV веку. Литургия начиналась со входа предстоятеля, возглашавшего: «мир всем!». Появилась великая (мирная) ектения. Формировалась структура чтений Священного Писания. Для определенных дней назначались свои чтения.
Литургия начиналась со входа предстоятеля, возглашавшего: «мир всем!».
После ухода оглашенных стали запираться двери, дабы никто из посторонних не вошел. Диаконы и диаконисы стерегли двери. Читалась просительная молитва. Во время освящения Даров начали поминать совершивших приношение. Позднее приношения стали совершать не только за себя, но и за других людей, а после и за умерших. Святитель Иоанн Златоуст ввел в богослужение анафору, которую сам отредактировал. В ней благодарение воссылается не только Отцу, но Сыну и Святому Духу. После причащения читались благодарственные молитвы. Завершалась литургия возгласом: «с миром изыдем!».
За четыре века таинство Евхаристии в своем изменении прошло длинный путь от домашней трапезы, где присутствовало лишь несколько человек, до пышного богослужения в храме, вмещающем большое количество народа. Подверглось изменению понимание совершения таинства. Священнослужители сделались «тайносовершителями», а миряне –сторонними наблюдателями и лишь изредка участниками Евхаристии. Однако трансформация литургического чина еще не была завершена. Лишь спустя десять веков его структура окончательно утвердится.