
История формирования литургического чина (продолжение)
В V веке византийский чин литургии все больше принимает черты, знакомые современным христианам. Перед чтением Священного Писания утвердилось пение псалмов, а затем Трисвятого («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»). Эта песнь имеет несколько версий происхождения. Согласно одной из них, автором молитвословия является святитель Василий Великий, сочинивший его в целях полемики с арианами. Есть и чудесная версия возникновения Трисвятого. В 438 году в Константинополе случилось землетрясение. Христиане устраивали крестные ходы с молитвами о прекращении бедствия. Некий отрок в то время был поднят на небо и там услышал пение ангелов: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Спустившись на землю, юноша рассказал о слышанном. Народ стал петь эту песнь, добавив: «помилуй нас», после чего землетрясение прекратилось.
Во время пения Трисвятого в алтаре предстоятель читал молитву Трисвятого. Исходный вариант её неизвестен. В настоящее время она выражает благодарение Богу за то, что Он сподобил священника стать перед славой Его святого жертвенника. После чтения Писания появилась просительная ектения. По произнесении ектении и молитв за оглашенных было введено пение Символа веры как знак отвержения ересей. В конце анафоры происходило возношение Даров с возгласом: «Святая – Святым». Эти слова означают, что Святые Дары предложены для всех верных, именуемых святыми по своему призванию. Апостол Петр говорит о христианах: «вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел…» (1 Пет. 2:9). Во время причащения молящиеся пели 144-й псалом.
Развитие литургического чина продолжалось и в VI веке. Приношение трансформировалось в проскомидию – подготовительную часть, совершаемую перед литургией. При входе в храм читалась молитва входа, в которой священнослужители просят Бога, чтобы вместе с ними совершили вход ангелы, сослужащие им и славословящие Господа. Молитвословие несколько раз изменялось, и в итоге была выбрана молитва входа из литургического чина святителя Василия Великого.
Императором Юстинианом I был составлен гимн «Единородный Сыне» и введен в богослужение. В его содержании подчеркиваются две природы Христа – Божественная и человеческая, а также факт вочеловечения и распятия Господа.
Император Юстин ввел в богослужение Херувимскую песнь, дабы заполнить паузу при перенесении даров на престол, которое совершалось после ухода оглашенных. В содержании Херувимской песни молящиеся уподобляются херувимам, дабы принять Царя всех, невидимо сопровождаемого воинствами Ангелов. В алтаре во время Херувимской песни стали читать молитву «Никтоже достоин», воспевающую служение Богу, которое так велико, что никто из людей не достоин совершать его и приблизиться к святому жертвеннику. Авторство этой молитвы приписывают святителю Василию Великому. Процесс переноса даров с жертвенника на престол стал называться Великим входом.
Практика тайного чтения евхаристических и прочих молитв в это время распространилась по всем Церквям Востока. После пресуществления Даров стали вливать «теплоту» (т. е. горячую воду) в Чашу. По мнению святого Николая Кавасилы, «теплота» символизирует схождения Святого Духа на Церковь.
Практика самостоятельного домашнего причащения в этот период была полностью оставлена. Причащение мирян стали совершать посредством специальной ложечки, именуемой лжицей, для того чтобы верующие не имели возможность унести из храма Святые Дары. Во время причащения теперь исполняли 33-й псалом.
С VII века на проскомидии начали использовать специальные круглые хлебы (просфоры) с крестом наверху. Между чтением Апостола и Евангелия стали петь Аллилуарий (от евр. «хвалите Бога»). Он представляет собой пение «Аллилуия» попеременно со стихами из псалтири. Далее литургия совершалась без особых изменений, относительно уже сформированного чина. Практически исчезла проповедь, произносимая после чтения Священного Писания. После причащения добавилось песнопение: «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи...». В нем содержится благодарение Бога за то, что Он сподобил молящихся причастия Святых Его Таин.
После VII Вселенского Собора (787г.) по всему Востоку распространилась литургия святителя Иоанна Златоуста. В то же время был утверждён догмат об иконопочитании. С этого времени иконы становятся необходимым атрибутом и украшением храма.
Вход в храм был заменен «малым входом», поскольку литургию теперь предваряла проскомидия, уже совершаемая в храме. Малый вход предваряли три антифона (попеременное пение). Ранее антифоны пелись во время торжественных процессий в Константинополе из разных частей города в храм – собор Святой Софии, где совершалась литургия. На протяжении веков содержание антифонов менялось. Во время шествий эти песнопения сопровождались молитвами и прошениями о спасении народа, благословении полноты Церкви и даровании жизни вечной. Завершаются молитвы возгласом, прославляющим Бога. Между антифонами были вставлены две малые ектении о милости и заступлении Божием.
Ветхий Завет исчез из литургического чина, оставив напоминание о себе в виде псалма, исполняемого между первыми двумя чтениями. Со временем вместо целого псалма стали читать лишь избранный стих, получивший название «прокимен».
Литургия теперь завершалась заамвонной молитвой и раздачей антидора (небольшие частицы просфоры, оставшиеся после преломления хлеба). Это была единственная молитва, которую священник произносил вслух для всеобщего слышания, и в ней выражался общий смысл евхаристических молитв. Заамвонные молитвы различались в соответствии с темой и содержанием каждого церковного праздника.
Приобретением IX века в литургическом чине стала сугубая ектения, произносимая после чтения Евангелия. Она носила покаянный характер, так же, как и тайная молитва, произносимая священником во время ектении. Хор или молящиеся отвечали на прошения диакона множественным «Господи помилуй». После выхода оглашенных читались молитвы верных. Они содержали в себе благодарение Бога за то, что Он удостоил молящихся предстоять у жертвенника и обращаться к Его милосердию, прося о прощении грехов и о достойном приобщении Святых Таин.
По окончании анафоры появилась ектения, в которой содержалось прошение о принесенных и освященных Дарах, чтобы Бог принял их и ниспослал Божественную благодать. За ектенией следовало чтение молитвы Господней и молитвы главопреклонения. После причащения добавилось благословение молящихся с возгласом: «Спаси, Боже, народ Твой и благослови наследие Твое!». Дальше добавилась ектения и тайная молитва благодарения за причащение Святых Божественных Таин.
В Х веке окончательно сформировалась схема чтений Священного Писания. Были добавлены две ектении, сопровождающие молитвы верных. Отмерла практика запирания входа в храм, и возглас диакона «двери, двери» стал относиться к закрытию царских врат. В конце анафоры, во время поминовения живых и усопших, среди святых поминалась Богородица и в этот момент хор исполнял «Достойно есть».
В монашеской среде родилась практика закрывания царских врат завесой перед началом анафоры, тем самым происходящее в алтаре скрывалось от глаз молящихся. Со временем традиция распространилась повсеместно. Также в монашеской среде появился обычай причащаться только после аскетической подготовки: поста, испытания своей совести перед духовником, прочтения молитвенного правила. Позже на эту практику стали ориентироваться благочестивые миряне. Литургию в то время стали совершать один раз в день на одном престоле.
Нововведения ХI-ХII веков включали появление священнических входных молитв, произносимых священнослужителями за себя и за входящих в Церковь. Облачение священнослужителей отныне сопровождалось молитвой, в которой отражалось символическое значение каждой детали облачения. Проскомидию совершал священник или диакон. Само совершение её усложнилось: на Агничной просфоре делали крестообразный надрез и полагали её на дискос (блюдце), а для служения использовали четыре основные и несколько дополнительных просфор. По окончании проскомидии Дары покрывались воздухом (специальными покровцами) при чтении молитвы и над ними совершалось каждение. Для служения литургии использовали квасной хлеб и вино с водой.
Изменились антифоны: теперь стали петь 102-й и 145-й псалмы и заповеди блаженства. По окончании малого входа исполнялись тропари праздника: не более трёх тропарей за литургию. Перед чтением Евангелия совершалось каждение. Великий вход приобрёл большую торжественность, в нём участвовали все священнослужители. Появилось поминовение молящихся. Оно произносилось тихо, не создавая паузы в Херувимской песни.
После входа и перенесения Даров на престол священник теперь совершал символическое омовение рук. При целовании мира духовенство приветствовало друг друга следующими словами: «Мир о Христе и иерейству твоему». Перед причащением мирян появился возглас: «Со страхом Божиим и верою приступите ко Христу, Богу и Царю нашему». После заамвонной молитвы священник в алтаре тайно читал молитву и совершал потребление Даров.
В таком виде литургический чин пришел на Русь после ее крещения. К этому времени последовательность евхаристического богослужения почти сформировалась и претерпевала в дальнейшем лишь незначительные изменения.