История христианства в Сирии
Сирия имеет большое значение в истории христианства. Столица Сирии, город Дамаск, является резиденцией Патриарха Антиохии и всего Востока. Кафедральный собор резиденции во имя Пресвятой Богородицы (Марианская церковь) расположен на знаменитой Прямой улице, и там же находится множество древних христианских святынь.
В Евангелии упоминаются места на юге Сирии, которые посетил Иисус Христос: так, нам известно, что в Кесарии, которую сегодня называют Банияс аш-Шам, Петр признал, что Иисус – Сын Живого Бога. Скорее всего, сам святой апостол Петр был родом из Вифсаиды, расположенной к востоку от Тиверийского озера, а в самой Вифсаиде Иисус совершил одно из Своих замечательных чудес: хождение по воде (от Марка 6:45).
И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ. (Мк.6:45)
Христианство достигло Сирии с самого начала апостольской проповеди. Евангелист Лука в 9-й главе Деяний говорит, что Господь Иисус явился Савлу, когда он направлялся в Дамаск по приказу первосвященников, чтобы привести христиан в Палестину для суда в синагогах. В Дамаске Савл обратился из врага церкви в Павла, слугу Господа Иисуса, и посеял там первые семена христианства. Дамаск стал отправной точкой для его миссионерских путешествий, которые в конечном итоге достигли Рима, центра Римской империи.
По сей день в Дамаске существует Прямая улица, упомянутая в Деяниях Апостолов, где сохранился дом святого Анании, который крестил Савла. Рядом находится Дамасская стена с отверстием, через которое бежал апостол Павел от иудеев, собиравшихся его убить.
Дамаск стал отправной точкой для его миссионерских путешествий, которые в конечном итоге достигли Рима, центра Римской империи.
В Сирии верующие во Христа впервые были названы христианами. Это случилось в городе Антиохии (Деян. 11: 26). Именно в Сирии обосновались многие апостолы из числа семидесяти, которые были поставлены Иисусом Христом епископами в некоторые сирийские города. С течением лет христианство распространилось по всем регионам Сирии, там оно укрепилось и расширилось, и затем уже из Сирии распространилось на соседние регионы Малой Азии.
Многие историки согласны во мнении, что сирийцы были одними из первых, кто уверовал во Христа и принял христианскую веру. В первую очередь, это относится к арамейцам. Арамейцы являются первыми сирийцами, и на их великом и древнем языке говорил Господь Иисус Христос. Также христианство охватило арабские племена, жившие в Сирии еще до ислама, такие как племя гассанидов, обитавшее в регионе Хауран на юге Сирии, и племя Бану Таглиб, поселившееся к востоку от города Алеппо.
Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. (Деян.11:26)
На протяжении истории в Сирии были созданы многочисленные центры христианства, имеющие большое значение для верующих.
Древнейшая церковь св. Анании, наряду со множеством церквей и монастырей, разбросанных по всей сирийской земле, и по сей день свидетельствует о важных событиях в истории христианства. Города Сирии, в особенности Антиохия, сыграли огромную роль в жизни первых христиан. Из Сирии вышел великий сонм святых: множество отцов Церкви, например, Игнатий Антиохийский, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, а также святые подвижники и авторы духовных наставлений – Ефрем Сирин, Исаак Сирин, Симеон Столпник, св. отшельник Марон.
В Сирии расположены важные христианские святыни, такие как Сайдная, где хранится святая икона Божией Матери, по преданию написанная самим евангелистом и апостолом Лукой, или Маалула, где находится монастырь св. Феклы, ученицы апостола Павла.
Христианство в Сирии в настоящее время является второй по распространенности религией после ислама.
Процент христиан в стране колеблется от 8 до 10% от общей численности населения. Большинство статистических данных показывает, что примерно половина сирийских христиан являются православными.