История последования ко Святому Причащению
Таинство Евхаристии – центральное таинство Православной Церкви, совершение которого заповедал Господь, впервые установив его на Тайной вечере. Обращаясь к Своим последователям, Он сказал: «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира […] истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6, 48-57).
В духовной жизни христианина принятие Святых Христовых Таин занимает особое место.
До IV века Церковь представляла собой разрозненные общины, распространенные по территории Римской империи, которые постоянно находились под угрозой преследования со стороны властей. В течение трёх первых веков христиане, как это можно судить по сохранившимся историческим источникам, совершали богослужения в импровизированной форме. Только ближе к концу начального периода можно отметить появление некой фиксированной последовательности и определенных молитвенных формул, которые были отражены в исторических памятниках.
В книге Деяний святых апостолов неоднократно говорится о трапезах первых христиан, во время которых совершалась Евхаристия (Деян.2:42, 46; 20:7). В Посланиях апостол Павел описывает совершение агапы (1Кор.11:20-34). Она начиналась Причащением Телом Христовым, после чего следовало вкушение обычной пищи, в конце причащались Кровью Христовой. Именно такой порядок соответствует описанию Тайной вечери у евангелиста Луки (Лк.21:17-20). Апостол Павел указывал на значение принятия Тела и Крови Христовой в своих Посланиях: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11, 23-32).
Самым ранним источником сведений о первых христианских богослужениях, в котором упоминается о чине совершения Евхаристии, является «Дидахи» («Учение двенадцати апостолов»):
«Что же касается Евхаристии, совершайте ее так. Сперва о чаше: “Благодарим Тебя, Отче наш, за святой виноград Давида, отрока Твоего, который Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки!” О хлебе же преломляемом: “Благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и знание, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки. Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя от концов земли да соберется в Царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки”... По исполнении же (вкушения) так благодарите: “Благодарим Тебя, Отче Святый, за имя Твое святое, которое Ты вселил в сердцах наших, и за ведение, и веру, и бессмертие, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! Ты, Владыко Вседержитель, сотворил все ради имени Твоего, пищу же и питие дал людям в наслаждение, чтобы они благодарили Тебя, а нам даровал духовную пищу и питие и жизнь вечную чрез Отрока Твоего. Паче всего благодарим Тебя потому, что Ты Всемогущ. Тебе слава во веки! Помяни, Господи, Церковь Твою, да избавишь ее от всякого зла и усовершишь ее в любви Твоей, и от четырех ветров собери ее, освященную в Цapcтвo Твое, которое Ты уготовал ей, потому что Твоя есть сила и слава во веки. Да приидет благодать и да прейдет мир сей. Осанна Богу Давидову! Если кто свят, да приступает, если кто нет, пусть покается. Маранафа. Аминь”. Пророкам же предоставляйте совершать Евхаристию по изволению».
После середины II века происходит отделение агапы от Евхаристии в тесной связи с появлением практики причащаться натощак и перенесением Евхаристии на утреннее время, тогда как агапу продолжали совершать вечером. Отделение агапы от таинства Евхаристии в разных Церквях происходило по-разному. Так, например, в Александрии практика совершения Евхаристии после вечерней трапезы сохранялась до V века.
В письменном памятнике III века описана крещальная литургия: в частности, говорится о том, что новокрещеные после Причащения Тела Христова вкушают воду, молоко и мед и только после этого подходят к чаше с вином – Кровью Христовой (сщмч. Ипполит Римский. «Апостольское предание»).
Однако в конце II– начале III вв. термины «Евхаристия» и «Агапа» в большинстве памятников разделяются. И уже источники III века говорят о проблемах поведения отдельных людей во время агап: чрезмерное вкушение пищи и вина, крики, болтовня, пустой смех. Во многом эти злоупотребления стали причиной осуждения Отцами IV–V вв. практики проведения агап, которые на Востоке в IV веке были запрещены. В Западной Церкви агапы были запрещены в VIII веке.
Начиная с правления в Римской империи равноапостольного императора Константина Великого христианские общины стали расти и в течении менее чем ста лет большинство населения Римской империи, стало относить себя к христианам. Богослужения стали совершаться не маленькими общинными группами, а проходили многолюдно в специально построенных или перестроенных для этой цели базиликах.
С одной стороны, это стало триумфом и земной «победой» христианства. Однако фактически заняв место государственной религии, христианство становилось не только осознанным выбором отдельного человека, как в эпоху гонения, когда христиане готовы были платить ценой жизни за свой выбор. Теперь зачастую крестились просто ради того, чтобы показать свою приверженность власти, и даже сделать карьеру, и это значительно отразилось на поведении во время богослужения. Особенно неблагоговейное отношение стало заметно во время Божественной литургии и во время Причащения Св. Тайн Христовых. Так, например, святитель Иоанн Златоуст в своих «Словах» говорит о том, что в храмах можно часто наблюдать толкотню и нетерпение людей в очереди во время ожидания Причастия.
В результате в богослужении городских храмов появились дополнительные молитвословия, читавшиеся в период между совершением Евхаристии и причащением народа. Эти молитвы, подписанные именами святых IV – V веков, встречаются в раннехристианских богослужебных книгах, дошедших до нашего времени.
В некоторых сохранившихся древних монашеских уставах есть сведения, что в монастырях еще раньше применялись подобные молитвословия, которые совершали насельники во время Божественной литургии перед причащением Св. Тайн Христовых.
Священник Михаил Желтов приводит описание подобного последования, содержащегося в константинопольском монашеском уставе второй половины XI века: «монах, желающий причаститься Святых Тайн, должен заранее исповедоваться, получить разрешение своего духовного отца, накануне дня причащения привести себя в порядок, воздержаться от ужина и не пить накануне много вина, но пребыть в слезной молитве и бдении. Наконец, уже во время Божественной литургии он должен совершить следующее правило: начав «во время Херувимской», прочесть обычное начало, псалмы 115, 114, 117 и четыре достаточно продолжительные молитвы (из указания о Херувимской ясно следует, что эта часть должна совершаться прямо во время евхаристической молитвы предстоятеля!); Во время возношения Святого Хлеба, на возгласе «Святая святым» (которому в византийской традиции того времени придавалось догматическое значение), монах должен произнести краткое молитвословие и прочесть псалом 29; В тот момент, когда монах идет к Святой Чаше, ему предписано читать псалом 22, а если этот момент затягивается, к нему следует прибавить псалмы 114, 115, 117; Отходя от Чаши, он произносит «Аминь» – и молитву: «Верую, Господи, и исповедую...», хорошо известную и в наше время. В конце литургии он читает четыре благодарственные молитвы – их число, вероятно, выбрано не случайно, но симметрично молитвам перед Приобщением. Наконец, по окончании трапезы после литургии он совершает еще одну благодарственную молитву». ( «Происхождение Последования ко Святому Причащению»). О. Михаил Желтов так же приводит пример Евергетидского Типикона, где содержится указание: «Причащающимся [братиям] следует совершить уставное Последование ко Причащению, а затем, сотворив друг другу обычный поклон, подать прощение – и так с благодарением причаститься животворящих Святынь».
В греческих Псалтирях до конца X века молитвы до и после Причащения не встречаются вообще, а в богослужебных книгах до конца XII веков они встречаются крайне редко. В одной из рукописей эти молитвы представлены в качестве самостоятельного последования, озаглавленного как «Псалмы перед Божественным Причащением». Они помещены после чина Изобразительных, что достаточно интересно, так как чин Изобразительных изначально возник в палестинской монашеской среде как чин келейного самопричащения запасными Святыми Дарами.
Уже в XI веке встречаются первые попытки составить собрание молитв до и после Причащения из разных традиций. Иногда к молитвословиям добавлялись псалмы и тропари. Первое описание последования ко Святому Причащению встречается во второй половине XI века в уставе преподобного Никиты Стифата. Оно включало обычное начало, псалмы 115, 114, 117, четыре ко Причащению молитвы, псалом 29 и 22, молитву «Верую, Господи, и исповедую…» и четыре благодарственных молитвы после Причастия. Это правило монах должен был читать по частям наизусть во время Божественной литургии, начиная от Херувимской песни, при подходе и после отхода от Чаши.
Состав молитв перед и после Причащения не был фиксированным. Некоторые молитвы в различных рукописях и изданиях встречаются достаточно часто, другие лишь в отдельных редких вариантах.
Последование читаемых в молитвенном правиле к Святому Причащению и благодарственных молитв по Причащению изменялось. Интересно, что молитва «Верую, Господи, и исповедую…» впервые появляется в Евхологиях XII века, происходящих из Южной Италии.
В русской традиции в XII-XIII веках последования ко Причащению встречаются в значительном количестве богослужебных книг, однако их состав и порядок отличается в разных рукописях. В рукописях XIV-XV веков такая вариативность последований сохраняется. И следует заметить что всегда встречается канон ко Причащению.
В XIII-XIV веках к Последованию добавляется канон и другие молитвы, количество молитв выросло, так что совершать последование во время литургии стало невозможно.
Начался складываться современный порядок последования. В Русской Церкви правило стали читать накануне Литургии (канон – вечером, молитвы – утром перед службой), а благодарственные молитвы – после нее. В одном из Служебников XV века правило включало четыре начальных псалма (21, 22, 23, 115), канон (отличается от современного), 16 молитв, чтения из Апостола (1 Кор. 11, 23-32) и Евангелия (Ин. 6, 48-54).
С появлением книгопечатания богослужебные тексты начинают приводить к единообразию. В Требнике 1651 года, изданного по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иосифа, последование напечатано в следующем виде: апостольские и евангельские чтения, обычное начало, псалмы 21, 22, 23, 115, три тропаря «Беззакония моя презри, Господи…», псалом 50, канон преподобного Симеона Нового Богослова «Грядите, людие, поим песнь Христу Богу…», «Достойно есть», Трисвятое по Отче наш, тропарь «Егда славнии ученицы…», «Господи, помилуй» 40 раз, 15 поклонов, исповедание ко Господу Иисусу Христу, 18 молитв святых отцов ко Причастию, Символ веры, кондак «Вечери Твоея Тайныя…», молитвословия при приближении к Чаше. В 1658 году Требник, в котором печаталось последование ко Причастию, был исправлен по греческим Требникам и Требнику 1646 года митрополита Киевского Петра (Могилы). Размеры служб сократили. Это коснулось и последования ко Причастию. В этом виде правило сохранилось до нашего времени.
Священник Михаил Желтов приводит интересную традицию, которую соблюдают на Святой Горе Афон при совершении Последования ко Святому Причащению: «По субботам и по праздникам, – то есть в дни, когда причащаются большинство монахов, – Последование включается в круг суточных служб и читается либо по окончании 6-го часа, перед литургией, либо после одной из кафизм утрени. В конце Последования игумен, возложив на себя епитрахиль, совершает молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго...». В современных русских изданиях Требника указанная молитва известна как вторая молитва чина исповеди, но в византийских и древнерусских рукописях она не входила в этот чин, но читалась священником в качестве дополнительного разрешения грехов тех, кто готовится причащаться. Использование этой молитвы в ее архаичной функции заставляет предположить, что и включение Последования ко Святому Причащению в состав служб суточного круга является в афонской традиции следом той древней практики, которую мы видим в памятниках XI–XII веков».
В 2015 году на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви был принят документ «Об участии верных в Евхаристии», который в общих чертах определяет практику подготовки мирян ко Св. Причастию. В документе отмечается значение приуготовительного и евхаристического поста, а также молитвенной подготовки к принятию Святых Христовых Таинств. Оговариваются условия и состояния, при которых недопустимо причащаться. Характерной особенностью документа являются отсылки разрешения частных вопросов о причащении к индивидуальной приходской пастырской практике. Это вполне соответствует состоянию современного общества, в котором существует Церковь, с отсутствием в нем единого традиционного уклада и широким многообразием жизненных условий.
Источники
Желтов Михаил, свящ. Происхождение Последования ко Святому Причащению. [Электронный ресурс] URL: https://www.prav...
Об участии верных в Евхаристии. [Электронный ресурс] URL: http://www.patri...