Иван Васильевич Шишкин – попечитель родной Елабуги

Автор: Анна Фейгина
Иван Васильевич Шишкин. Портрет отца работы И.И. Шишкина.
Иван Васильевич Шишкин. Портрет отца работы И.И. Шишкина.

Большинству наших соотечественников известно имя «лесного богатыря-художника», «царя леса» — Ивана Ивановича Шишкина. В своих картинах он воспевал величие и красоту природы русской земли. Но вряд ли многие знают о его отце, Иване Васильевиче Шишкине (1792 – 1872). 

Простой купец из маленькой провинциальной Елабуги не только вырастил замечательного художника, но многое сделал для блага жителей родного города. Известий о жизни Ивана Васильевича сохранилось мало, основным источником стали его дневниковые записи, сохраненные елабужцами. 

Однако за простыми фактами биографии стоит живой пример деятельной  веры и заботы о ближних. 

Детство и семья

Иван Васильевич Шишкин родился  30 мая (11 июня) 1792 года, в семье елабужского купца Василия Афанасьевича Шишкина–Серебрякова, занимавшегося хлеботорговлей. Он оставил заметки о своих предках и детстве в книге «Жизнь Елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Происхождение фамилии Шишкина велось из числа старожилов села Трехсвятского, «из которого наименован город Елабуга».

«Первым известным предком был некто Дмитрий Степанович Шишкин, который имел четырех сыновей: Ивана, Тихона, Прокофия и Афанасия. Oт Ивана и Прокофия род почти прекратился; от Тихона есть один правнук в ничтожном положении, Афанасий же был в обществе видным человеком». Положение доказывалось тем, что он «был избираем от крестьян заседателем в уездный суд, и по домашней экономии был хозяин хороший и имел мастерство медное и серебряное и, по последнему, именовался серебряком и впоследствии долго продолжали именовать его детей и внучат Серебряковыми».

Афанасий имел трех сыновей: Василия, Степана и Дмитрия. Старший Василий, отец Ивана, был человек предприимчивый и добросовестный. Он перешел из крестьянского сословия в купеческое, избирался на многие градские должности, два раза служил градским головою и «от общества имел похвальные листы»

Серебряное мастерство, которым занималась семья, Василию с юности не понравилось. Но все-таки до старости он был в этом деле искусный мастер. Доказательством этому служит то, что Василий самостоятельно выучился отливать церковные колокола; и им был вылит первый большой в 300 пудов колокол, в Елабужский собор, «который был во всех отношениях отличный и существовал очень долго». 

Кроме этого, им собственноручно отлиты и сделаны все металлические стенные часы с четвертями и минутами, которые и по сие время более 80 годов существуют. Часовое дело тоже было хорошо известно Василию: он занимался много починкою карманных часов. Помимо этого, он был великий оружейный знаток и мастер, отличный стрелок и неподражаемый оружейный охотник, страстное увлечение было с ним всю жизнь. Когда Василий начал заниматься торговлей, с Макарьевской ярмарки он привозил разные диковинные вещи: например, часы с курантами и кукушкой. По возвращении домой с покупками его постоянно посещали чиновники и прочие граждане, смотрели и удивлялись. В те времена эти вещи казались совершенным волшебством, а жители города «приходили на улицу, под окошко слушать кукушку и пение в часах, удивлялись, а некоторые плясали».

Кроме этого, им собственноручно отлиты и сделаны все металлические стенные часы с четвертями и минутами, которые и по сие время более 80 годов существуют. 

Василий Афанасьевич Шишкин, отец нашего героя Ивана Васильевича, был женат на дочери коллежского секретаря Афанасия Ивановича Зотикова. Этот род велся от попа Зотика, которому царь Иван Васильевич Грозный после взятия Казани прислал в дар икону трех святителей. 

Икона и киот до революции хранились в Покровской церкви. 

Афанасий Иванович занимал должность повытчика духовного правления и имел в городе большое влияние на духовных и светских должностных лиц, «к тому же был искусный мастер по многим предметам». 

Его дочь, Авдотья Афанасьевна, стала женой Василия Афанасьевича и матерью трех сыновей: Ивана и Ивана же 2-го и Василия, и двух дочерей: Феодосию и Александру.

«Старший сын не был женат и на 55-м году помер; третий — Василий два раза женат и имеет свой особый дом и много детей, а второй Иван (то есть я), о котором идет речь, родился в 1792 году мая 30-го числа в среду и детство препровождал с прочими сверстниками в городе Елабуге в общем семействе с детьми от дядей». 

Когда Ивану было восемь лето, семья переехала в деревню Мальцево в шести верстах от города. Там Афанасий Васильевич купил мельницу и управлял ею в течение десяти лет. 

Во время жизни в деревне мальчика учили как грамоте, так и различным ремеслам. Многие знания и умения Иван перенял от своего отца , который умел превосходно чинить карманные часы и ружья, увлекался резьбой по камню и дереву, а также отлично разбирался в литейном деле. Кроме хлеботорговли совместно с родными братьями Василий Афанасьевич владел колокололитейным заводом, чья продукция славилась далеко за пределами региона. 

Иван много читал и, как сам пишет, «принудил себя не только к чтению, но и к охоте к этому». Но при этом он не окончил даже церковно-приходскую школу: грамоте маленького Ваню учила мама. 

Работать он начал рано и удивлял родителей умением вести дела в лавке.  Он научился красить пряжу и холсты и вел их учет, поднимал колокольные формы, чинил домашние экипажи и упряжь, ездил с рабочими в лес за бревнами, и даже самостоятельно изготавливал стенные часы и механизмы для мельниц.

Многие знания и умения Иван перенял от своего отца , который умел превосходно чинить карманные часы и ружья, увлекался резьбой по камню и дереву, а также отлично разбирался в литейном деле. 

Вот как Иван Васильевич отзывается об этом периоде своей жизни: 

«Десятилетняя жизнь в деревне продолжалась ничем незаметно. В деревне примеры и дела деревенские на меня не действовали, но, к счастью моему, почему-то я не имел никакого ни с кем товарищества, а по временам, в особенности в праздничные дни, сидевши с крестьянами, рассказывал им многие анекдоты, вычитанные мною из книг, а также о землях разных государств и о прочем, что они охотно слушали, а дома почти постоянно кое-чем занимался, и поэтому домашние экипажи зависели от меня. Я их починивал и даже новые делал, и всю сбрую и прочую принадлежность я исправлял. 

Даже в лес за бревнами ездил, и оные сплавлял с рабочими водою в город, но и при всем том был порядочно искусный мастер по многим предметам, или лучше сказать, ничего для меня мудреного не было. Я много мог понимать, постигать и делать. 

Доказательством сему служить могут мною сделанные стенные и все почти деревянные часы, кроме шестерней и шитиков в них, которые ходили удовлетворительно. И они были сделаны в одну масленичную неделю: в деревне кататься негде, да и не с кем. Во избежание скуки это делалось. Жалею, что не сохранились они: я их продал, вскоре может с надеждой другие сделать, но других-то не привелось делать, а чинить и некоторые вещи вновь приделывать постоянно продолжал безвозмездно знакомым».

Затем мальчик с семьей переехал в город, где уже вместе со своим отцом начал заниматься  мельничным делом и хлеботорговлей.

Первые шаги на купеческом поприще и гражданская деятельность

В юношеском возрасте Иван Васильевич продолжил дело своего отца и был записан как купец 2-й гильдии. В 1819 году он женился на восемнадцатилетней дочери казанского мещанина Дарье Романовне Киркиной (Каргиной), родившей в этом браке четырех дочерей – Александру, Анну, Екатерину, Ольгу, и двоих сыновей – Николая и Ивана (будущего великого художника).

В 1832 году Иван Васильевич разделил с братьями наследство отца, на участке земли на улице Набережной, расположенной на высоком берегу реки Тоймы. Там он выстроил для своей семьи каменный одноэтажный дом, в котором Шишкины благополучно прожили до 20 августа 1850 года, когда сильнейший пожар уничтожил большую часть города. 

Теперь здесь расположен мемориальный дом - музей И.И. Шишкина. Самостоятельно Иван Васильевич освоил основы механики, химии, минералогии и считался ученым человеком. 

Еще в молодые годы он пользовался уважением жителей Елабуги и уже в 1818 году был избран в городские старосты.

Вот как он пишет об этом в своем дневнике:

«В этом году я был выбаллотирован (избран голосованием – ред.)* в градские старосты. Это было в 1818-м году. Ранее сего за два года дядя меньший, Дмитрий Афанасьевич, просил моих родителей дать согласие выбрать меня в магистрат в ратманы** (глава исполнительной власти в органах местного самоуправления – ред.), потому что он тогда был бургомистром, надеялся, что я мог заменять его в этой должности. Мои действия видны были тогда в общественных собраниях, в которые я начал ходить и рассуждать с семнадцати лет.

И мои все действия и суждения постоянно были в пользу общества, да и к тому же дельные. Общество обратило на меня внимание, и потому рано начало меня выбирать в общественные должности, обойдя старшего брата. После этого бывший градской голова Федор Егорович Мыльников, который часто временно присылал за мною советоваться иногда по интересным общественным делам…

… На 1824-й год на трехлетие выбаллотировали меня в магистрат старшим бургомистром с положением почти всех избирательных шаров. В той должности служили безотлучно и не только беспристрастно, но с большим усердием и знанием дела...»

Иван Васильевич Шишкин избирался городским главой дважды: в 1832-1835 годах и в 1844-1846 годах. На этом посту он приложил немало усилий для благоустройства Елабуги и улучшения жизни горожан: мостил дороги, возводил общественные здания, вместе с зятем Д. И. Стахеевым по всему берегу реки Тоймы поставил решетку чугунного литья. 

Принимал участие в строительстве соляного и винного магазинов, казарм для инвалидов, возведении Троицкой церкви, Соборного дома.

В 1833 году И. В. Шишкин положил начало строительству в Елабуге водопровода по собственному проекту, на свои личные средства. Иван Васильевич осознавал нужду горожан в чистой воде, тем более что несколькими годами ранее по всей России бушевала холера, а отсутствие чистой воды благоприятствовало распространению болезни. 

Система водоснабжения города в конце XVIII — начале XIX века оставляла желать лучшего. Колодцев на территории города было недостаточно, и большинство жителей брали воду из реки Тоймы и небольшого ручья Буга. Воду черпали ковшом и в бочках на подводах привозили в дома. Речная вода содержала большое количество примесей и песка, поэтому ее несколько дней отстаивали в бочках и только потом использовали для приготовления пищи. 

Новый проект водопровода предусматривал подачу воды не из рек, а из родника. Трубами нового водопровода послужили стволы деревьев - в их сердцевине бурили отверстия, по которым текла вода. Когда водопровод был готов, родниковую воду начали подавать на все площади Елабуги. Потом ветки провели по центральным улицам - Покровской и Казанской. 

Проект увенчался успехом: 

«воду благополучно пустили, и она начала действовать фонтаном на несколько сажен вверх, как нельзя лучше. Тогда этому неожиданному и невероятному явлению удивлялись и удивлялись. И народ весь день беспрерывно толпился. Многие деревенские нарочито приезжали и приходили смотреть и удивляться такому делу. Начально был поставлен столб сажени две, и в нем было проверчено несколько дыр, и в них во все стороны вода струилась. Я сделал на площади около столба чан, и из него начали воду брать».

На тот момент Елабуга была всего лишь четвертым городом России, где был проведен деревянный водопровод. В Санкт- Петербурге он появился только в 1857 г, а в Казани и в 1874г. Часть построенного Иваном Васильевичем Шишкиным водопровода работала в Елабуге вплоть до начала XXI в. А в 1900-1901 годах инженер Стахеев спроектировал и оплатил строительство в Елабуге нового чугунного водопровода.

Купец-археолог и строитель

Увлёкшись историей Елабуги, Шишкин занялся делом совсем нехарактерным для купца – археологией и раскопками. 

Плоды деятельности Ивана Васильевича по сей день украшают город. Например, старинная Булгарская башня уцелела только благодаря Шишкину – он отреставрировал ее на собственные деньги.

Елабуга. Вид на город. Булгарская башня и собор
Елабуга. Вид на город. Булгарская башня и собор

На чугунной плите в стене башни была выбили надпись «Сей памятник до разрушения не допущен, возобновлен елабужскими гражданами в 1867 году». 

Иван Васильевич не счел себя достойным для упоминания его имени на памятной доске. Благодаря Шишкину был открыт и сохранён уникальный памятник древности — трёхтысячелетний Ананьинский могильник, датированный ранним железным веком. 

В 1858 г. Шишкин сам участвовал в археологических раскопках этого уникального памятника, в результате которых было установлено, что финно-угорские племена жили здесь в восьмом веке до Рождества Христова. За проведённую исследовательскую работу Ивана Васильевича удостоили звания члена-корреспондента Московского археологического общества.

Иван Васильевич с супругой Дарьей Романовной воспитали шестерых детей, и каждый из них смог реализовать свои способности и интересы в жизни. С ранних лет отец приучал детей к любознательности, а заметив интерес сына Ивана к рисованию, делился с ним навыками резьбы по дереву и камню, выписывал книги по искусству и биографии знаменитых художников, проводил исторические экскурсии, которые и побудили младшего Ивана в будущем путешествовать по окрестностям России и зарисовывать их.

И.И. Шишкин. Сосна на песке
И.И. Шишкин. Сосна на песке

Когда сын бросил учебу в гимназии и проявлял совершенную неспособность к купечеству, Иван Васильевич, как мудрый отец, «не отнимал у него свободного времени, полагая справедливо, что позволит оно сыну глубже вдуматься в каждую прочитанную статью, отдать себе отчет в каждом вопросе, поднимаемом в ней». 

Видя желание сына посвятить себя искусству, он согласился отпустить его в Москву, куда в начале 1852 года двадцатилетний Иван Шишкин отправился вместе с Дмитрием Ивановичем Стахеевым, который был женат на Александре, сестре Ивана Ивановича. Именно Дмитрий Иванович Стахеев поспособствовал тому, что Иван стал студентом Училища живописи и ваяния, и оказывал ему поддержку.

Хотя Иван Васильевич Шишкин входил в гильдейское купечество, торговое дело являлось для него лишь подспорьем, позволявшим содержать семью. Занимаясь мельничным делом, он самостоятельно изучил технологии строительства мельниц и возвел одну в устье Тоймы у села Подмонастырка. Результатом изучения технологии послужило написанное им и изданное в 1857 году «Практическое руководство по построению мельниц» с подробными чертежами.

Результатом  изучения родного края явились его книга «Записки достопримечательностей разных»

Изучая историю своего города, Иван Васильевич стал собирать исторические документы, предания, все это использовал в своей книге «История города Елабуги», которую издали елабужские купцы Д. И. Стахеев и Н. И. Ушков в Москве в 1871 году. А на титульном листе издания имеется надпись: «На память добрым и благотворительным моим согражданам». 

Все заработанные средства Шишкин тратил не на умножение капитала, а на осуществление своих замыслов, вкладывая большие суммы в благотворительность. Иван Васильевич пользовался в городе исключительным уважением, имел от общества неоднократные благодарности за «безвозмездное усердие и пользу оного»

За общественную деятельность по царскому указу был пожалован парадным мундиром, расшитым золотом, с орденами и лентой. Однако, несмотря на явные достоинства его начинаний, финансовой поддержки  И. В. Шишкин не нашел. Он постоянно вкладывал собственные средства и в результате разорился: коммерческие дела шли на убыль, и купец вынужден был перейти сначала из второй гильдии в третью, а затем и вовсе выйти из купеческого сословия и стать елабужским мещанином. 

Он писал: 

«Я всю жизнь чувствовал, что делаю вполовину или еще менее того, что бы мог сделать. Но не привелось мне быть на своем месте. А в своем маленьком городе, чем мог отличиться, особенно без финансовых средств, кроме только местной общественной службы и деятельности». 

Один из читателей «Истории города Елабуги», житель города Чистополя Зотиков, отправил Ивану Васильевичу письмо: 

«Я всегда с сердечным удовольствием читаю о вашем крае. Люди такого века, как вы, явление весьма редкое, а Елабуга никогда не увидит подобного вам человека, столь любознательного, за всем следящего 80-летнего старца. Ваша Елабуга должна поставить памятник в пример своим гражданам в назидание грядущему поколению; так как жизнь ваша изобильна приключениями и всякими превратностями, где вы во всём сохранили нравственный долг».

Требы онлайн

Также вы можете отправить заявку на поминовение, поставить свечу, пожертвовать в алтарь на богослужение и помочь приходу, приняв участие в целевых благотворительных сборах.

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.lavravcheremushkah.ru