Крещение младенцев и взрослых в Антиохийской Православной Церкви

Автор: Мфарредж Фади

Крещение в Православной Церкви – это рождение человеческой души «водой и Духом» в вечную жизнь, участие в Смерти и Воскресении Христовом. Крещение есть таинство вхождения в Церковь, которое дает человеку возможность участвовать в ее благодатной жизни, приобщаясь другим спасительным Таинствам. 

Заповедь о крещении Своим последователям дает Господь Иисус Христос: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк 16. 16); «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3. 5). Ученикам Господь велит не просто проповедовать Свое учение «всем народам», но и «крестить их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19-20). 

Прообраз Таинства в Ветхом Завете – т.н. «крещение покаяния», совершаемое Иоанном Предтечей на реке Иордан.

Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (Мк.16:16)

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. (Ин.3:5)

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Мф.28:19-20)

В Православной Церкви Таинство крещения совершается над младенцами, по вере родителей и восприемников, чтобы с малых лет дети могли напитываться благодатью христианской жизни и пребывать в духовном единении с другими верующими членами семьи. 

Св. Киприан говорит: «Если старики, впавшие в великие грехи, заслуживают благодати святого крещения, тем более дети, не согрешившие по природе, заслуживают ее»

В Новом Завете в разных местах рассказывается о крещении пяти семей: это крещение семьи сотника (Деян. 10:44), семьи Лидии, продавщицы пурпура (Деян. 16:14), семьи тюремщика, который обратился после сокрушения цепей апостолов Павла и Силы (Деян. 16:32), семьи главы синагоги (Деян. 18: 8), семьи Стефана (1 Кор. 16: 1). Несомненно, все члены этих семейств приняли крещение, включая также и малых детей.

Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святой сошел на всех, слушавших слово. (Деян.10:44)

И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. (Деян.16:14)

И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. (Деян.16:32)

Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились. (Деян.18:8)

При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. (1Кор.16:1)

Практика крещения младенцев в столетие после апостольской эры отражена в святоотеческих писаниях. Например, Ориген (чье наследие почитается в Церкви, за исключением его христологических взглядов) пишет: "Церковь, подражая апостолам, крестила и детей"

А святой Ириней, ученик святого Поликарпа, говорит: "Дети крестились на востоке и западе". В Книге Апостольского Предания мы читаем: "Когда петух кричит, ищущий крещения приближается к воде, и дети крестятся первыми". В Северной Африке со времен святого Киприана Карфагенского крещение совершали на восьмой день рождения ребенка или раньше. Св. Иоанн Златоуст свидетельствует о том, что крещение младенцев было обычной практикой. Если и имелись в Древней Церкви расхождения во взглядах и мнениях, то речь шла не о принятии или отказе от крещения несовершеннолетних, а о возрасте, в котором оно должно быть совершено.

Св. Иоанн Златоуст свидетельствует о том, что крещение младенцев было обычной практикой.

Крещение в зрелом возрасте – это не просто формальное условие присоединения к Церкви. Человек должен подойти к этому Таинству осознанно. Чтобы стать истинным христианином, он должен жить после Крещения согласно евангельскому учению. 

Вначале человек встречается со священником и объявляет о своем желании креститься. Затем священник объясняет ему в огласительных беседах катехизис – учение Церкви, специально изложенное для желающих креститься. Этот этап часто сопровождается обширным чтением духовной литературы.
 

Таинство Крещения – единственное из Таинств, которое может совершить не только священник, но любой верный член Церкви, в тех случаях, когда жизни угрожает опасность (например, мать может покрестить ребенка сразу после родов, если младенец рождается слабым). Для этого надо произнести тайносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия, имярек) во имя Отца (первое погружение), аминь, и Сына (второе погружение), аминь, и Святаго Духа (третье погружение), аминь» и окропить (либо погрузить) крещаемого в воду. В случае, если человек умирает, то его поминают в Церкви как усопшего христианина. Если же он остается жить, то Таинство восполняется потом в церкви Миропомазанием. Если неизвестно, был ли когда-то человек крещен и нет возможности это узнать, то он может креститься вновь, хотя Таинство Крещения – неповторяемо. В этих ситуациях неведение не вменяется в вину для крещеного.

Порядок чинопоследования Крещения, которое совершается при обычных обстоятельствах в храме, таков: при крещении младенцев Таинству предшествует чтение молитв на 1й, 8й и 40й день; затем крещаемый (или его восприемник) произносит отречение от сатаны, сочетается Христу и исповедует свою веру (читает Символ веры). Дальнейшее последование Крещения включает помазание освященным маслом (елеем) и погружение в купель. Потом тут же совершается помазание освященным миром (таинство Миропомазания). В завершение Таинства священник постригает волосы крещаемого с особой молитвой, в знак преданности этого человека в полное послушание Христу и как принесение «первого плода» духовной жизни. В ближайшее после принятия Крещения время новокрещеный человек причащается святых Христовых Таинств во время литургии.

Сегодня верующие родители и крестные приносят ребенка к приходскому священнику обычно вскоре после рождения, на восьмой или на сороковой день.

Если неизвестно, был ли когда-то человек крещен и нет возможности это узнать, то он может креститься вновь, хотя Таинство Крещения – неповторяемо.

Многие родители и крестные одевают ребенка, приняв его от крещальной купели, в белое платье, называемое крестильным. Наряды для крещения часто становятся памятными подарками, которые передаются из поколения в поколение. Традиционно это платье белого или слегка кремового цвета с большим количеством кружев и украшений. Сейчас можно встретить большое разнообразие таких нарядов, но некоторые родители либо крестные шьют их самостоятельно для этого важного дня. Взрослые новокрещеные также облачаются в белые одежды в знак обретенной чистоты новой жизни.

Крещение в Антиохийской Церкви

В Православной Антиохийской Церкви обычно крестят детей через несколько месяцев после рождения. Если же крестится взрослый, то это обычно происходит втайне, чтобы избежать проблем с семьей этого человека (как правило, из исламского общества).

Крещение взрослых в реке Иордан. Поскольку большинство имен верующих Антиохийской Православной Церкви – арабские, при крещении они меняются на церковные имена святых. Некоторые арабские имена имеют значения, идентичные значениям церковных имен, тогда это имя сохраняется.

Требы онлайн

Также вы можете отправить заявку на поминовение, поставить свечу, пожертвовать в алтарь на богослужение и помочь приходу, приняв участие в целевых благотворительных сборах.

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.lavravcheremushkah.ru