«Мертвые» монастыри Сирии: преподобный Марон Пустынник и его город
Значительную часть мирового культурного наследия Сирии представляют храмы и монастыри, история которых уходит в глубину веков. Когда-то величественные святыни определяли жизнь целых городов, развивавшихся вокруг них. Останки этих архитектурных памятников до сих пор красноречиво свидетельствуют о великих христианских подвижниках, живших на земле Ближнего Востока. О значении древнего города Брада, близ которого подвизался преподобный Марон Пустынник, об истории этой местности и ее современном положении рассказывает уроженец Дамаска, член Антиохийской Православной Церкви, филолог Фади Мфарредж.
Святой Марон (сир. ܡܪܝ ܡܪܘܢ) – отшельник, монах и священник, живший на севере Сирии в V веке (скончался до 452 г.), считается одним из самых известных сирийских подвижников. Память преподобного Марона совершается 14/27 февраля, в западных церквях 9 февраля. Следует заметить, что имя «Марон» в Сирии очень распространено, и его носили еще несколько прославленных святых.
Но ниже речь пойдет только о преподобном, чье житие описано епископом Феодоритом Кирским.
О жизни и деятельности святого Марона повествует епископ Феодорит Кирский в книге «История избранных Богом», написанной им около 423 года. Также сохранилось письмо святого Иоанна Златоуста, адресованное святому Марону в начале V века, которое может подтвердить факт священнического служения Марона. Хотя о подлинности существования данного письма среди церковных историков ведутся споры, есть и другие аргументы, свидетельствующие в пользу того, что св. Марон был священником.
Святой Марон родился во второй половине IV века, был сирийцем по языку и национальности. Он жил в пределах северного региона Сирии, также называемого Аль-Джавфа, столицей которого в то время была Антиохия. В юности отшельник Марон оставил мирскую жизнь и удалился на гору в районе Кира к северо-западу от города Алеппо.
Там он освятил заброшенный языческий храм на вершине этой горы, где когда-то местные язычники совершали ритуалы поклонения своему богу – Набу (месопотамское божество). Святой проводил день и ночь под открытым небом, лишь изредка укрываясь в небольшой палатке. Вскоре слава о подвижнике широко распространилась, так что жители окрестных сел и городов стали приходить послушать его проповедь и учение, а также посмотреть на чудеса исцелений и изгнания нечистых духов, которые совершал Марон.
Феодорит Кирский сообщает, что «…по кончине святого Марона между окрестными жителями произошла ожесточенная битва с целью захватить его тело, и близлежащий город был переполнен людьми».
Эти события относятся к городу Брад, который был административным центром на севере Сирии. Он расположен в трех километрах к югу от горного хребта, в ареале которого находится множество христианских и языческих памятников. Реликвии, обнаруженные при раскопках в Браде, могут сообщить многое о почитании христианских святых в северной Сирии.
Жители города Брад построили небольшую церковь, примыкающую к большому Юлианскому храму, для погребения мощей святого Марона. Церковь имела форму небольшого квадратного здания, состоящего из одного коридора и каменной апсиды. Диаметр каждого камня составляет 1 метр 10 сантиметров. Очевидно, некоторые из этих камней были перенесены с близлежащего языческого капища, что свидетельствовало о влиянии святого отшельника на его окружение.
Преподобный Марон имел добродетель преобразовывать идолопоклоннические капища в храмы, где прославлялся Господь.
Пол в храме был украшен мозаикой с надписью на греческом языке, которая гласит, что «к северу от сего места находится каменная гробница, в которой погребен святой Марон».
Сирийские христиане на протяжении столетий чествовали преподобного Марона, поклоняясь его мощам.
Позднее вокруг храма возникла монашеская обитель, впоследствии достигшая большого значения и процветания. Согласно древним источникам, в начале второго тысячелетия христианской эры число насельников достигало 800 человек. Из-за частых набегов обитель подвергалась разграблениям и разрушению, но регулярно отстраивалась и пополнялась новыми насельниками вплоть до конца византийской эпохи.
Немного расскажем читателю о самом городе Брад.
Слово «Брад» на сирийском языке означает «холод». Также Брад известен в греческих текстах как «Кефро Брада». По мнению русского историка Георгия Тчаленко, история возникновения города восходит ко II веку. Поселение возникло вокруг языческого храма и активно развивалось в начале третьего века. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что в городе была гостиница, и в тот же период был построен район для богатых людей: просторные виллы, окруженные садами, а также огромный мавзолей с квадратными сторонами и римскими банями, старейшими в этом регионе.
Город Брад еще известен тем, что здесь в 402 году была построена церковь, являющаяся второй по величине во всей северной Сирии после церкви святого Симеона аль-Амуди (Симеона Столпника) в Алеппо. Гора Симеон, связанная с подвигом святого Симеона Столпника, находится всего в шести километрах от Брада (о монастыре преподобного Симеона см. мою статью – Ф. М.).
Брад особенно процветал в византийскую эпоху, затем наступило время запустения. Теперь сам город занимает небольшую площадь, скорее это древняя сирийская деревня, считающаяся частью Забытых городов (т.н.«Мертвые города» [1]). Население Брада сейчас составляет около пятисот человек, проживают там только курды-мусульмане. Брад расположен в сорока километрах к северу от Алеппо и административно входит в состав Алеппского городского округа.
С 2004 года это место снова стало посещаемым, и причина заключалась в признании города Брад официальным местом почитания преподобного Марона пустынника, которое сделала маронитская архиепископия Алеппо.
Meстонахождение мощей святого Марона до сих пор точно неизвестно. Согласно одним источникам, мощи преподобного Марона находятся в сирийском городе Эр-Растан в провинции Хомса; по другим – в селении Брад к северу от города Алеппо. По утверждению Маронитской архиепископии Алеппо и Университета Святого Духа в Каслике (Ливан), при основании на трудах археологических миссий США, основным местом паломничества признан монастырь в Браде. Эта версия официально поддерживается сирийским министерством туризма.
Часть мощей (глава) св. Марона в Средние века была увезена крестоносцами в Италии в город Фолиньо, где до сих пор хранится в серебрянном сосуде, выполненном в виде бюста преподобного. В 2013 в дар Русской Православной Церкви была передана частица мощей, которая теперь находится в московском храме преподобного Марона-пустынника Сирийского в Старых Панех на Якиманке.
С 2004 года это место снова стало посещаемым, и причина заключалась в признании города Брад официальным местом почитания преподобного Марона пустынника, которое сделала маронитская архиепископия Алеппо.
До начала сирийской войны район, где находились руины монастыря святого Марона, был местом масштабного паломничества христиан со всего мира. Были подготовлены проекты восстановления монастыря, сообразного древнему, с комплексом паломнических служб при нем. Война помешала осуществлению этих планов.
Археологические останки монастыря располагаются на территории, контролируемой вооруженными формированиями в округе Идлиб, которые в настоящее время находятся в состоянии войны с сирийским государством.
Большинство информационных источников сообщают, что этот район подвергся большим разрушениям и разграблению древних памятников. Реальные потери невозможно оценить до тех пор, пока не прекратятся боевые действия и не воцарится мир на нашей земле.
Об этом мы постоянно молимся и просим молитвенной поддержки у всех христиан.
[1] Мертвые или Забытые города – группа из 700 заброшенных поселений на северо-западе Сирии между Алеппо и Идлибом. В поселениях хорошо сохранились архитектурные остатки жилищ, языческих храмов, церквей и т. п.
Источник: Монастырский вестник