Преданный небу. Русский авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский (1889 – 1972)

Автор: Анна Фейгина

«Всего несколько веков назад считали, что все, что происходит в природе, сопряжено с непосредственным Божьим участием. Планеты передвигали ангелы, стихийные бедствия виделись проявлением Божьего гнева и т.д. И открытие законов природы сначала вызвало резкое противодействие, чуть не обвинения в богохульстве. Теперь, однако, мы признаем, что закономерности Божьего мира делают его еще удивительней и прекрасней, что величие и чудесная точность функционирования Вселенной есть результат действия естественных законов, которыми Бог пользуется как инструментом. Среди них один из главнейших — закон гравитации» (И.И. Сикорский, «Эволюция души». Лекция, прочитанная в 1949 году).

Эти слова произнес на публичной лекции, прочитанной в Фонде Вильяма Айреса, величайший русский ученый-авиаконструктор И.И. Сикорский, который вошел в историю российской и мировой науки как создатель первых оригинальных конструкций многомоторных тяжелых самолетов, первых «летающих лодок» и амфибий, и вертолетов Сикорского. И мало кому известны в настоящее время его богословские труды, выражающие глубоко религиозный взгляд на мир и современную цивилизацию. Эти труды высоко оценивал архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской). Возможно, не со всем написанным можно согласиться, но эти труды и вся сложная и удивительная жизнь И.И. Сикорского пронизаны искренней и глубочайшей верой в Бога. 

Будущий авиаконструктор родился 6 июня 1889 г. в Киеве в семье врача, профессора Университета имени святого Владимира Ивана Алексеевича и Марии Стефановны (в девичестве Темрюк-Черкасовой) Сикорских. Его отец очень внимательно относился к воспитанию сына, прививая ему с самого раннего возраста преданность Православной Церкви, Родине и развивая в нем силу воли, упорство в достижении поставленных целей и трудолюбие.

Мама маленького Игоря, которая, как и отец, также имела медицинское образование, развивала в мальчике любовь к музыке, литературе и искусству. Именно от Марии Стефановны он услышал впервые о проектах летательных аппаратов Леонардо да Винчи. В детстве Игорь очень любил читать приключенческие романы и особенно книгу Жюль Верна «Робур-завоеватель», где рассказывалось о воздушном корабле — прообразе вертолета.

Дедушка Игоря Сикорского был украинским православным священником. Протоиерей Алексий Сикорский служил в селе Антоновка, недалеко от города Сквира Киевской губернии. Впоследствии отец Алексий стал настоятелем одного из киевских храмов.

В начале Игорь учился в 1-й Киевской гимназии, а затем поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Окончив общеобразовательные классы, он уезжает учиться в Париж, в Техническую школу Дювиньо де Лано, а через год, вернувшись на Родину, поступает в Киевский политехнический институт, который он так и не закончил, отдавшись полностью воплощению своей мечты. Диплом инженера он получил только в 1914 году в Петербургском политехническом институте за создание многомоторных воздушных кораблей.

Очень рано Сикорский с упорством начинает воплощать свою мечту в жизнь, и семья поддерживает все его начинания. Первую модель вертолета юный конструктор построил, когда ему было всего 12 лет. И его все больше и больше захватывает идея построить летательный аппарат. Весной 1910 г. во дворе своего киевского дома он завершает сборку первого в России вертолета, способного поднимать свой вес. Одновременно с этим Игорь Иванович продолжает эксперименты и с аэросанями собственной конструкции, на которых отрабатывает методику проектирования и строительства воздушных винтов, а также методику конструирования самолетов. 

3 июня 1910 г. Сикорскому удается подняться в воздух на биплане БиС-2 (С-2). Весной 1911 г. им был построен биплан С-5, на котором Сикорский сдал экзамен на звание пилота, установил четыре всероссийских рекорда, совершил показательные полеты и даже покатал пассажиров, а в начале сентября 1911 г. на этом же аппарате принял участие в военных маневрах. Модернизированный самолет С-6А заслужил Большую золотую медаль Московской воздухоплавательной выставки в апреле 1912 г. 

А в марте 1913 г. уже был построен первый в мире четырехмоторный воздушный корабль, который вначале получил название С-9 «Гранд», а после некоторых доработок — «Русский витязь». Таким образом было положено тяжелому самолетостроению. А «Русский витязь» стал прообразом всех последующих пассажирских авиалайнеров, тяжелых бомбардировщиков и транспортных самолетов.

Первый четырехмоторный самолет
Первый четырехмоторный самолет "Илья Муромец"

Дальнейшее развитие конструкция «Русского витязя» получила в новом детище Сикорского – четырехмоторном самолете «Илья Муромец», поднявшемся в небо в декабре 1913 г. 

Переставленный на поплавки, он оставался до 1917 г. самым большим гидросамолетом в мире. На РБВЗ, где Сикорский занимал должность главного конструктора, впервые в мире началось серийное производство воздушных гигантов. 

Кроме тяжелых бомбардировщиков, Сикорский создал в 1914—1917 гг. легкие истребители, морской разведчик, легкий разведчик-истребитель, двухмоторный истребитель-бомбардировщик и штурмовик. Всего в России с 1909 по 1917 гг. Сикорским было создано два с половиной десятка базовых моделей самолетов, два вертолета, трое аэросаней и один авиадвигатель.

Однако произошедшая в 1917 году революция круто изменила жизнь выдающегося авиаконструктора. Вынужденный эмигрировать в начале во Францию, а затем в США, он оказался   без средств к существованию и был вынужден работать учителем вечерней школы. И только в 1923 г. учредил в Нью-Йорке небольшую самолетостроительную фирму «Сикорский Аэроинжениринг Корпорейшн». Первый построенный в эмиграции самолет Сикорского S-29 был собран в 1924 г. Этот самолет стал лучшим в американской авиапромышленности, а на родине, в большевистском СССР имя Сикорского было предано анафеме. 

Позже Сикорским были созданы одномоторный разведчик, затем одномоторный пассажирский, десятиместная двухмоторная амфибия S-38. Продолжая развивать направление, Сикорский создал серийные амфибии: пятиместную «летающую яхту», шестнадцатиместную амфибию и сорокапятиместный «воздушный клипер» S-40. Четырехмоторные самолеты этого типа стали первыми серийными тяжелыми пассажирскими авиалайнерами, которые эксплуатировались на регулярных авиалиниях большой протяженности, в этой области и произошло становление авиакомпании «Пан Америкэн».

S-58
S-58

Первая «летающая лодка» S-42 поступила в 1934 г. на пассажирскую линию, связывающую два материка Америки, вторая в 1935 г. открыла рейсы через Тихий Океан. В 1937 г. на серийных самолетах этого типа начались первые пассажирские перевозки через Атлантику. Двухмоторная амфибия S-42 была приобретена многими странами, в том числе и Советским Союзом. Она приняла участие в съемках фильма «Волга-Волга».

Последним самолетом Сикорского стала большая четырехмоторная «летающая лодка» S-44, созданная в 1937 г . А затем он снова вернулся к вертолетостроению. 

Самый лучший вертолет S-58, созданный Сикорским, поднялся в воздух в 1954 г. Эта модель до сих пор находится в эксплуатации. В США им было создано 17 базовых типов самолетов и 18 вертолетов. 

Оставаясь вдали от родины, И.И.Сикорский глубоко переживал все события, которые происходили на родной земле, и хотя не мог вернуться, но всегда оставался ее патриотом.

 «Нам нужно работать, а главное — учиться тому, что поможет нам восстановить Родину, когда она того от нас потребует», — говорил он. 

Во время жизни в эмиграции он старался по мере сил помогать всем нуждающимся. На его фирме трудились в основном русские эмигранты. И на протяжении всей своей жизни он оставался глубоко верующим человеком и четко осознавал присутствие Бога в своей жизни. Сикорский особенно поддерживал развитие Русской Православной Церкви в США. На его средства была построена Николаевская церковь в г. Стратфорд (штат Коннектикут) (РПЦЗ), прихожанином которой он оставался до последнего своего часа. 

Им были написаны несколько книг и брошюр на богословские темы, в том числе «Невидимая встреча», «Эволюция души» и «В поисках Высших Реальностей». В них он выразил все те искренние  переживания и глубину своей веры, восхищение красотой творения Божьего. Слова, произнесенные этим легендарным покорителем неба, благодаря чьим творческим способностям человечество теперь имеет возможность в считанные часы пересекать огромные пространства, поражают тем, насколько через свои научные изыскания он приблизился к познанию величия Божия. 

Вот что пишет Сикорский в предисловии к книге «Молитва Господня»: 

«С незапамятных времен люди связывали солнце и звёзды непосредственно или образно с идеей Божественного провидения. Свет и жизнь, исходящие от солнца, равно как и безмолвная и таинственная красота звёзд, казалось, олицетворяют саму волю Божью и пути её осуществления. Тысячелетиями человечество пыталось понять и растолковать это высшее творение. Ребёнок или первобытный человек поняли бы его по-своему и были бы поражены той спокойной простотой, за которой можно было почувствовать торжественное и таинственное величие. У современного человека, когда-либо размышлявшего об этом, возникает аналогичное чувство, но он также с трепетом осознает необъятность, красоту и динамичную силу материальной вселенной, созданной Богом».

Во время своих размышлений Сикорский затрагивает вопрос о том, как наука может привести человека к вере: 

«…Не касаясь обсуждения так называемого конфликта между наукой и религией, или, точнее, богословием, я только упомяну, что среди самых первых людей, увидевших и принявших Христа, были и богатые иноземные учёные астрономы. Им принадлежит завидная честь первыми признать Христа и поклониться Ему, а также оказать Ему важную услугу, потому что их своевременные ценные дары, несомненно, помогли Иосифу уехать в Египет, чтобы спасти жизнь маленькому Христу. В то время, как прямой смысл Вифлеемской Звезды возможно никогда не станет известным, символическое значение его ясно и важно. Оно показывает, что наука может привести людей к Богу и Христу».

В своих размышлениях о молитве Господней Сикорский задается вопросом, ответ на который важен для каждого верующего: 

«Пожилой всеми уважаемый преподаватель военно-морской академии, где я учился, однажды задал мне вопрос, читал ли я книги, написанные моим отцом, и добавил при этом, что сын должен интересоваться творениями своего отца. Я считаю, что это мудрое высказывание применимо и к верующему человеку, считающему Создателя Вселенной своим Небесным Отцом. Что бы мы подумали о сыне Рафаэля или Шекспира, если бы его не интересовали работы отца? Или что бы мы сказали об исследователе, который, рассказывая нам о Томасе Эдисоне, опирался бы только на биографические данные, расценивая при этом творческую работу Эдисона как что-то незначительное, не заслуживающее интереса?»

Говоря о личных отношениях между Богом и человеком, И.И.Сикорский ставит вопрос, ответ на который он получил через свой опыт духовной жизни. 

«…в связи с мыслями, возникшими при чтении молитвы Господней, возникает следующий основной вопрос — может ли быть так, что человек возденет руки к Богу и произнесет “Отче наш”, надеясь и веря, — и все же молитва не дойдет до Бога? А все потому, что этот человек может оказаться не вправе обращаться к Богу: “Отче наш”? И существует ли какое-то правило или кто может решить, имеет ли право данный человек обращаться к Богу, как Отцу: “Отче наш”?» 

Здесь автор этих слов уверен, что ничто не поможет человеку лучше развиваться духовно, чем руководство священника и Церкви. Но никто и ничто на земле не обладает такой властью, чтобы дать человеку право называть Бога своим Отцом или лишить его такого права. Этот вопрос связан с духовными отношениями между Богом и каждым человеком.

В рассуждениях И.И. Сикорского о молитве можно также ощутить полученный духовный опыт и глубину веры автора этих слов: 

«Помимо того, что эта молитва (Отче наш – ред.) является основной для чтения в церкви и дома, Молитва Господня имеет особенное предназначение для каждого отдельного человека и должна произносится наедине с собой. Стих, предшествующий тексту Молитвы, гласит (Матф. 6:6): «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне…». 

Эти слова как нельзя лучше подчеркивают то, что по крайней мере иногда человек должен остаться в полном одиночестве и отгородить себя от внешней суеты, посылая своё прошение непосредственно Создателю Вселенной.

«Человек может просить о помощи во всех разумных нуждах его земной жизни, но его молитвы не будут эффективны без стремления этого человека самому вложить все усилия в работу и сделать то, что он может сделать сам. Человек, который, потратив немало сил, сам вспахал поле и засеял его, может молиться об урожае, надеясь на помощь от Бога, и никто не может доказать, что эти молитвы не имеют силы. Но если лентяй молится о том, чтобы его поле само вдруг чудесным образом было вспахано и засеяно, его молитвы практически безнадежны. В тоже время, если человек болен или физически неспособен сам осуществить что-либо, то его молитвы могут принести результат». 

Здесь, говоря о молитве Господней, возможно, Сикорский подразумевает не только эту конкретную молитву, но и молитву к Богу вообще: 

«Универсальная и выдающаяся значимость молитвы Господней хорошо известна. Ежедневно сотни миллионов людей произносят её. Для многих молитва Господня, возможно, является их главной связью с религией. Для людей гонимых или преследуемых, у которых нет Библии и возможности получить поддержку духовного наставника, с детства запомнившаяся молитва может стать их единственным средством спасения». 

Говоря о душе человека и смысле земной жизни Сикорский отмечает, что «душа человека, хоть она и не состоит из плоти и крови, является тем не менее самым высшим проявлением земной жизни, и неотделима от неё». 

Николаевский храм в г.Стратфорд, построенный на средства И.И. Сикорского
Николаевский храм в г.Стратфорд, построенный на средства И.И. Сикорского

«Несомненно, перерождение в вечную жизнь, — это не нечто символическое, не просто изменение обстановки. Это действительно происходит по законам высшего порядка и так же реально, как рождение человека... Развитие и становление человеческой души в подготовке к её таинственному переходу в высший порядок жизни — самое важное явление, происходящее на нашей планете. Именно этот факт придаёт еще больше благородства, достоинства и значимости процессу человеческой жизни в целом.». 

(И.И. Сикорский «Эволюция души», лекция, прочитанная  в 1949 году)

Игорь Иванович Сикорский умер 26 октября 1972 года и был похоронен в городке Истон, штат Коннектикут. Но память о нем жива не только как о величайшем авиаконструкторе, но и как о человеке, который примером своей христианской жизни смог зажечь в душах ближних искорку веры, постоянно поддерживая их и служа им жертвенно и безгранично.

Требы онлайн

Также вы можете отправить заявку на поминовение, поставить свечу, пожертвовать в алтарь на богослужение и помочь приходу, приняв участие в целевых благотворительных сборах.

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.lavravcheremushkah.ru