Русская Церковь до митрополита Илариона (продолжение). Часть 2

Автор: Анна Фейгина

Митрополиты Леонтий, Иоанн, Феопемпт

Святитель Макарий (Булгаков) задается вопросом: 

«Новое недоумение то, кто был первым нашим митрополитом: Михаил или Леонтий? 

Одни летописи и памятники истории называют первым Михаила, другие – Леонтия, а о Михаиле или совсем не упоминают, или даже поставляют его вторым. Если смотреть на эти свидетельства как на свидетельства противоречащие и исключающие себя взаимно, и судить об их достоинстве по их относительной древности, то предложенного вопроса решить нельзя, потому что и о Михаиле как первом русском митрополите древнейшее сказание относится к XIII в., и о Леонтии – к тому же самому веку. 

Но дело в том, что означенные свидетельства вовсе нет нужды считать исключающими себя взаимно: их удобно примирить. Справедливы и те, которые называют первым русским митрополитом Михаила, потому что он был первый в ряду главных иерархов, прибывших к нам из Греции еще при святом Владимире, и как епископ Киева, митрополии (матери градов) русской, мог носить имя митрополита, хотя властию митрополита не пользовался, ибо подчиненных ему епископий в России еще не существовало. 

Справедливы и другие, называющие первым русским митрополитом Леонтия, потому что он первый разделил Русскую Церковь на епархии и таким образом явился в ней первым митрополитом по власти. Показание же одной росписи русских первосвятителей, упоминающей сначала о Леонтии как о первом митрополите, а потом уже о Михаиле и относящейся к концу XV или началу XVI в., не заслуживает внимания, потому что эта роспись вообще не отличается ни хронологическою точностию, ни полнотою, ни достоверностию: одних митрополитов ставит прежде их предшественников, других вовсе опускает, третьих, чужих или неизвестных, присовокупляет к несомненно русским. 

Должно присовокупить, что наиболее точные сведения о митрополите Михаиле могли сохраниться в Киеве, где он и преимущественно действовал, и скончался. А потому мы должны уважить свидетельство церковных синодиков киевских, которые, хотя дошли до нас в поздних списках, но, без всякого сомнения, были преемственно списываемы с древнейших и все до одного начинают ряд наших митрополитов именем Михаила, иногда называя его первоначальным. 

Тем более должны уважить предание Киево-Печерской лавры, что известные, покоящиеся в главном храме ее святые мощи, суть мощи первого митрополита Киевского Михаила. Предание это могло сохраниться в продолжение веков даже устно между благочестивыми иноками знаменитой обители, а еще удобнее – в той надписи, которая, по всей вероятности, от лет древних постоянно находилась над ракою святителя для отличия ее от всех прочих. Из этой-то надписи узнаем, что первосвятитель скончался в 992 г. и погребен был в Десятинной церкви; потом около 1103 г., при печерском игумене Феоктисте мощи его, обретенные нетленными, перенесены в Антониеву пещеру, а отсюда уже в 1730 г. по высочайшему указу перенесены в главную церковь Киевской лавры». 

О митрополите Леонтии свидетельствует надписанное его именем сочинение «Об опресноках», сохранившееся в списке XIII-XIV века. Как на сегодняшний день известно, — и первым на это обратил внимание Поппе, — автором его является не тот Леонтий. Автором сочинения является переславский митрополит Леон, и оно относится к более позднему времени, а именно к 70-м годам XI века. 

Миниатюра из «Повести временных лет». Освящение Десятинной Церкви в Киеве
Миниатюра из «Повести временных лет». Освящение Десятинной Церкви в Киеве

О митрополите Иоанне упоминается у преподобного Нестора Летописца в «Житии Бориса и Глеба», а также пишет о нем мних Иаков. Иоанн упоминается как архиепископ, причем в тексте «архиепископ» и «митрополит» выступают как синонимы. «Призвав митрополита с веселием сказаше ему вся…. Архиепископ же, слышав, хвалу воздав Господу». 

Об установлении киевской митрополии говорить можно гипотетически или как об учреждении некоего института с приглашением митрополита-грека или о строительстве резиденции у Святой Софии. И то и другое подходит по смыслу. 

Из цитаты ненапечатанного стихотворения А.С. Пушкина: «Дай, Никита, мне одеться, на митрополии звонят» очевидно, что имеется в виду  резиденция митрополита.

По мнению митрополита Макария, митрополия — это кафедральная церковь святой Софии и находящийся при ней двор митрополита. «Устави» - означает «заложил, основал»

Ссылается митрополит при этом на сообщение 1036 года в «Повести временных лет»

«Иступишеся печенеги на месте иде же ныне стоит святая София митрополия русская». Как известно, святую Софию построили на месте последней решительной битвы с печенегами во время их последнего в истории набега на Киев. «В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах – святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины».

Храм святой Софии в Киеве. XI в. Реконструкция
Храм святой Софии в Киеве. XI в. Реконструкция

Академик А.А. Шахматов, историк М.Д. Преселков, и некоторые другие исследователи, более близкие к нам по времени, и их последователи считают, что Ярослав учредил русскую митрополию около 1037-1039 годов, а первым известным митрополитом называют Феопемпта. 

Митрополит Феопемпт — первый, о ком точно известно из летописей и документов. Письменно зафиксирован сам факт его существования и прибытия на Русь в 1035 году. Согласно, например, Ипатьевской летописи, он был поставлен в Киев Константинопольским патриархом Алексием Студитом в 1038 году. 

Однако есть  исследователи, например, Л. Мюллер, полагавшие, что, скорее всего, митрополия на Руси была основана примерно в 997 году, то есть вскоре после Крещения

Стоит так же и вопрос о расположени митрополий. Здесь следует различать прежде всего властные и титулярные митрополии. После раздела между детьми Ярослава Мудрого территорий, так называемого траумвирата Ярослава, каждый из наследников считал важным, чтобы в его уделе была своя митрополия. 

Так стали возникать так называемые титулярные митрополии. Например, имеются упоминания о митрополитах Черниговских и Переславских в XI веке. Так, титулярный митрополит Неофит Черниговский присутствует при открытии мощей преподобного Феодосия Печерского, а Ефрем Переславский до митрополичьей кафедры подвизался в Киево-Печерском монастыре. Когда Ярослав делит Русскую землю на три больших удела, то епископы стольных городов Чернигова и Переславля титулярно — без права власти, а только с правом чести —именуются митрополитами.

Древний храм Чернигова
Древний храм Чернигова

Профессор Е.Е. Голубинский предполагает, что Русская Церковь вообще изначально была автокефальной. Основывается он на том, что древние источники упоминают нашего Предстоятеля Русского как архиепископа. 

В греческой традиции архиепископ оказывается выше митрополита в том случае, если он непосредственно подчиняется Патриарху. Если это глава автокефального образования, как на Кипре, то по сану он архиепископ, но выше митрополита. По мнению Голубинского, на Руси была аналогичная ситуация, поэтому архиепископами именует русских святителей отечественные и западные источники. 

Титмар Мерзебургский в своих «Хрониках» указывает, что поставлен архиепископ, то есть глава автокефальной Русской Церкви. Однако впоследствии греки поменяли позицию в отношении Русской Церкви и установили там собственную митрополию (Глава третья. Управление, История Русской Церкви. Том II. Часть 2. Профессор Е.Е. Голубинский).

Существует также и гипотеза о том, что Русская Церковь сначала подчинялась Охридской архиепископии. Гипотеза эта в целом основана на близости культур. Болгары крестились в IX веке от Византии, приняв на тот момент времени восточную традицию.

И Русь вполне могла бы обратиться к болгарской охридской юрисдикции. Представительские функции мог выполнять Анастас Корсунянин, который был настоятелем Десятинной церкви – первого кафедрального собора, построенного князем Владимиром. Некоторые исследователи, в частности А. В. Карташов, считают, что он представлял Охридского архиепископа. 

Монастырь святого Наума Охридского
Монастырь святого Наума Охридского

По традиционной версии историков, митрополит Леонтий организовал иерархическую структуру Церкви,  учредив епархии. 

В 992 году были  епархии в Новгороде, Чернигове, Ростове Великом, Владимире Волынском, Белгороде (княжеская резиденция того времени). Одним из основных критериев, по которым  современные исследователи определяют создание епархий, состоит в том, что оно совпадает по времени с началом строительства первых каменных храмов.  

Историк Церкви А.В. Карташев описывает этот этап: 

«При князе Владимире-Святом возникли епархии в Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире-Волынском и Белгороде.

Вероятно при нем же открылись епархии Туровская и Полоцкая. Сюда же к общему составу молодой русской церкви присоединилась и старая епархия Тмутараканская. 

Принимая во внимание гражданское значение городов, в которых учреждены были епископии, подмечаем, что то были в большинстве случаев стольные княжеские города, ставшие впоследствии удельными. Значит, единицы административного деления русской церкви сразу же стали сообразоваться с делениями гражданскими, хотя и не всегда. 

Муром был стольным городом, но епископа не получил, может быть как город инородческий, принадлежавший к окраинной Руси, Чернигов, напротив, ставший удельным городом только после кн. Владимира, был еще при нем почтен епископской кафедрой, как город древний и богатый. 

По особым соображениям была учреждена кафедра в Белгороде, находившемся всего в 20-ти с небольшим верстах к юго-западу от Киева (в наст. время местечко Белгородка). Вероятно в лице Белгородского епископа кн. Владимир давал викария киевскому митрополиту, нужного на случай хиротоний и для отправления церковных служб в столице. В Белгороде у Владимира был свой дворец. Подобно западным episcopi curiales и Белгородский епископ мог быть на положении и «придворного епископа» при великом князе. 

После св. Владимира и до нашествия монголов, в связи с дроблением Руси на уделы, возникло еще 8 новых епархий. При Ярославе: – в Юрьеве и Переяславле. Позднее в Смоленске в 1137 г., в Галиче до 1165 г., в Рязани до 1207 г., во Владимире на Клязьме в 1214 г., в Перемышле около 1220 г. и в Угровске около того же времени. 

В Угровске, лежавшем на территории быв. Люблинской губ. (при впадении речки Угер в Зап. Буг, против местечка Опалина), епископская кафедра была открыта князем Даниилом Романовичем после того, как он покинул Галич и захотел основать свою новую столицу Галицкого княжества в Угровске. Но вскоре князь Даниил перенес свою резиденцию и эту епископию в соседний г. Холм. 

В виде второго викариатства при митрополите Киевском была открыта Ярославом Юрьевская кафедра, потому что помещалась она в той же киевской области, верстах в 30-ти к юго-западу от Киева (ныне город Белая Церковь, железнодорожная станция на юго-западной линии от Киева на Николаев, а может быть, городище Райгород (Юрайгород) несколько южнее Белой Церкви).

Таким образом, за весь изучаемый период у нас образовалось всего только пятнадцать епархий, исключая шестнадцатую Тмутараканскую, прекратившую свое существование к XII веку, вместе с политической потерей этого удела для Руси».

Древний каменный храм в Юрьеве-Польском
Древний каменный храм в Юрьеве-Польском

В 1051 или 1052 году, впервые в истории митрополии Руси собором русских иерархов по воле Ярослава Мудрого был поставлен русский епископ  — Иларион. 

Причиной стало резкое ухудшение отношений с Византией. О значении личности митрополита Илариона для Русской Православной Церкви и о ее дальнейшем историческом развитии расскажем в следующих статьях.

Требы онлайн

Также вы можете отправить заявку на поминовение, поставить свечу, пожертвовать в алтарь на богослужение и помочь приходу, приняв участие в целевых благотворительных сборах.

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.lavravcheremushkah.ru