«Свете Тихий» - гимн вечернего богослужения
«Свете Тихий святыя Славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе, пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит».
«Тихий свет святой Славы Бессмертного Отца Небесного, Иисусе Христе! Достигнув времени заката, видев свет вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святого Духа Бога. Ты, Сын Божий, дающий жизнь, достоин во все времена быть воспеваемым голосами преподобных. Потому мир Тебя прославляет».
Старец Паисий Святогорец сказал: «Все люди пользуются щедрыми благодеяниями от Бога, но лишь немногие благодарят Его». Может показаться странным начинать рассказ о гимне «Свете тихий» – неизменяемом песнопении на вечерне, прославляющем Спасителя Господа Иисуса Христа, именно с этого высказывания.
Однако именно о благодарности Творцу, о которой святитель Игнатий (Брянчанинов) с печалью замечал, что «Благодарность – редкая добродетель между человеками» (Собр. соч. Т. 4), напоминает это дивное песнопение ежедневно за каждым вечерним богослужением.
Святитель Иоанн Златоуст говорит:
«Преступно было бы, если бы мы, наслаждаясь благодеяниями Божиими, не стали бы помнить о Его благодати, поскольку эта память приносит нам великую пользу. Ведь не Ему что-либо нужно от нас, но нам всё дано от Него. Наша благодарность ничего Богу не прибавляет, зато нас приближает к Нему. Если мы, вспоминая о благодеянии людей, загораемся к ним большей любовью, то тем более, непрестанно вспоминая о благодеяниях к нам Господа, будем усердны к заповедям Его. Потому и апостол Павел говорит: всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца (Кол. 3, 15). Память о благодеянии Божьем и непрестанное благодарение – самое лучшее средство сохранить доброе расположение к себе. Вот почему и страшное и столь спасительное Таинство, совершаемое во время наших собраний, называется Евхаристией (благодарение - греч.) – потому что оно помогает помнить о дарах Божиих и через это побуждает нас к благодарности. Станем же благодарить Бога за благодеяния, оказанные не только нам, но и другим; таким образом мы в состоянии будем истребить зависть и утвердить любовь, и сделать ее искренней. Ты уже не в состоянии будешь завидовать тем, за кого благодаришь Господа... И, как следствие, мы научаемся так любить ближних и дальних, чтобы и их блага считать нашими»
(О благодарности Богу)
И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. (Кол.3:15)
«Свете тихий», наряду с Великим славословием и «Сподоби Господи», — древнейшая христианская песнь, названная в греческом Часослове «Светильничное благодарение». Она приводится еще в Александрийском кодексе Библии V в.
Песнопение исполняется на вечерне за стихирами на «Господи воззвах». Под пение «Свете тихий» на великой вечерне совершается вечерний вход с кадилом, на котором клирики выходят из северной двери алтаря и становятся перед отверстыми Царскими вратами; первыми идут свещеносцы с зажжёнными свечами, затем диакон с кадилом (или Евангелием, если евангельское чтение полагается в этот день) и предстоятель.
Святитель Василий Великий († 379) описывает богословское значение этой песни. Он пишет в главе 29 своей книге «О Святом Духе к Амфилохию»:
«Отцам нашим заблагорассудилось не в молчании принимать благодать вечернего света, но при явлении его немедленно благодарить. И не можем сказать, кто виновник сих речений светильничного благодарения, по крайней мере народ возглашает древнюю песнь, и никто не признавал нечествующими тех, которые произносят: «хвалим Отца и Сына и Святаго Духа Божия». А если кому известна и песнь Афиногена, которую он вместо предохранительного врачевства оставил ученикам своим, когда сам поспешал уже ко всесожжению; то он знает, какое мнение о Духе имели мученики».
Песнь можно разделить на три части:
«1. Свете тихий (Φως ίλαρόν по-гречески может быть и именительный сказуемого: Ты, Христе, свет; «тихий» ввиду вечера) святыя славы (нестерпимой для нас грешных) Безсмертнаго (в противоположность закату солнечному и истощанию Христа в крестной смерти) Отца Небеснаго (откуда и видимый свет) Святаго, Блаженнаго (два главные друг с другом связанные свойства жизни Божией), Иисусе Христе (Христос как Сын человеческий).
2. Пришедше на запад солнца (доживши до заката), видевше свет вечерний, поем, ύμνοΰμεν (в благодарность за это) Отца, Сына и Святаго Духа Бога. (Троичная песнь, за которой поем уже «песнь Христу как Богу».
3. Достоин еси во вся времена (не только вечером) пет быти гласы преподобными (более наших подходящими; греч. αισίοας, блаженными), Сыне Божий, живот даяй; темже (благодарный) мир Тя славит» (в нек. рукоп. εορτάζει – «празднует Тебе»).
(Михаил Скабалланович «Толковый Типикон»)
Песнопение «Свете тихий» выражает благодарность верующих за прожитый день, за возможность обратиться к Богу на закате солнца. «…Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний…» относится к христианам: «Мы, достигнув заката дня и видев свет вечерний, воспеваем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога».
А «достоин… пет быти гласы преподобными…» обозначает, что Господь, Сын Божий, достоин прославления устами (дословно — «голосами») святых, искренне верующих людей, и напоминает что каждый христианин призван быть святым.
Во время тихого, проникновенного пения «Свете тихий» верующие обращаются к Господу со словами благодарности за прожитый день. День текущий подходит к завершению, но вместе с заходящим солнцем молитва не угасает, потому что Христос остается среди людей и Он истинный Свет. И каждый христианин должен каждое мгновение помнить, что «лишь благодарное сердце может с дерзновением молиться о получении благ в будущем, ибо «как станет просить о будущем тот, кто не умеет благодарить за прошедшее?» (свт. Иоанн Златоуст).