
«Свете Тихий» - гимн вечернего богослужения
«Свете Тихий святыя Славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе, пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит». – «Тихий свет святой Славы Бессмертного Отца Небесного, Иисусе Христе! Достигнув времени заката, видев свет вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святого Духа Бога. Ты, Сын Божий, дающий жизнь, достоин во все времена быть воспеваемым голосами преподобных. Потому мир Тебя прославляет».
Старец Паисий Святогорец сказал: «Все люди пользуются щедрыми благодеяниями от Бога, но лишь немногие благодарят Его». Может показаться странным начинать рассказ о гимне «Свете тихий» – неизменяемом песнопении на вечерне, прославляющем Спасителя Господа Иисуса Христа, именно с этого высказывания. Однако именно о благодарности Творцу, о которой святитель Игнатий (Брянчанинов) с печалью замечал, что «Благодарность – редкая добродетель между человеками» (Собр. соч. Т. 4), напоминает это дивное песнопение ежедневно за каждым вечерним богослужением.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Преступно было бы, если бы мы, наслаждаясь благодеяниями Божиими, не стали бы помнить о Его благодати, поскольку эта память приносит нам великую пользу. Ведь не Ему что-либо нужно от нас, но нам всё дано от Него. Наша благодарность ничего Богу не прибавляет, зато нас приближает к Нему. Если мы, вспоминая о благодеянии людей, загораемся к ним большей любовью, то тем более, непрестанно вспоминая о благодеяниях к нам Господа, будем усердны к заповедям Его. Потому и апостол Павел говорит: всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца (Кол. 3, 15). Память о благодеянии Божьем и непрестанное благодарение – самое лучшее средство сохранить доброе расположение к себе. Вот почему и страшное и столь спасительное Таинство, совершаемое во время наших собраний, называется Евхаристией (благодарение - греч.) – потому что оно помогает помнить о дарах Божиих и через это побуждает нас к благодарности. Станем же благодарить Бога за благодеяния, оказанные не только нам, но и другим; таким образом мы в состоянии будем истребить зависть и утвердить любовь, и сделать ее искренней. Ты уже не в состоянии будешь завидовать тем, за кого благодаришь Господа... И, как следствие, мы научаемся так любить ближних и дальних, чтобы и их блага считать нашими» (О благодарности Богу).
«Свете тихий», наряду с Великим славословием и «Сподоби Господи», — древнейшая христианская песнь, названная в греческом Часослове «Светильничное благодарение». Она приводится еще в Александрийском кодексе Библии V в.
Песнопение исполняется на вечерне за стихирами на «Господи воззвах». Под пение «Свете тихий» на великой вечерне совершается вечерний вход с кадилом, на котором клирики выходят из северной двери алтаря и становятся перед отверстыми Царскими вратами; первыми идут свещеносцы с зажжёнными свечами, затем диакон с кадилом (или Евангелием, если евангельское чтение полагается в этот день) и предстоятель.
Святитель Василий Великий († 379) описывает богословское значение этой песни. Он пишет в главе 29 своей книге «О Святом Духе к Амфилохию»:«Отцам нашим заблагорассудилось не в молчании принимать благодать вечернего света, но при явлении его немедленно благодарить. И не можем сказать, кто виновник сих речений светильничного благодарения, по крайней мере народ возглашает древнюю песнь, и никто не признавал нечествующими тех, которые произносят: «хвалим Отца и Сына и Святаго Духа Божия». А если кому известна и песнь Афиногена, которую он вместо предохранительного врачевства оставил ученикам своим, когда сам поспешал уже ко всесожжению; то он знает, какое мнение о Духе имели мученики».
Песнь можно разделить на три части:
«1. Свете тихий (Φως ίλαρόν по-гречески может быть и именительный сказуемого: Ты, Христе, свет; «тихий» ввиду вечера) святыя славы (нестерпимой для нас грешных) Безсмертнаго (в противоположность закату солнечному и истощанию Христа в крестной смерти) Отца Небеснаго (откуда и видимый свет) Святаго, Блаженнаго (два главные друг с другом связанные свойства жизни Божией), Иисусе Христе (Христос как Сын человеческий).
2. Пришедше на запад солнца (доживши до заката), видевше свет вечерний, поем, ύμνοΰμεν (в благодарность за это) Отца, Сына и Святаго Духа Бога. (Троичная песнь, за которой поем уже «песнь Христу как Богу».
3. Достоин еси во вся времена (не только вечером) пет быти гласы преподобными (более наших подходящими; греч. αισίοας, блаженными), Сыне Божий, живот даяй; темже (благодарный) мир Тя славит» (в нек. рукоп. εορτάζει – «празднует Тебе»). (Михаил Скабалланович «Толковый Типикон»)
Песнопение «Свете тихий» выражает благодарность верующих за прожитый день, за возможность обратиться к Богу на закате солнца. «…Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний…» относится к христианам: «Мы, достигнув заката дня и видев свет вечерний, воспеваем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога». А «достоин… пет быти гласы преподобными…» обозначает, что Господь, Сын Божий, достоин прославления устами (дословно — «голосами») святых, искренне верующих людей, и напоминает что каждый христианин призван быть святым.
Во время тихого, проникновенного пения «Свете тихий» верующие обращаются к Господу со словами благодарности за прожитый день. День текущий подходит к завершению, но вместе с заходящим солнцем молитва не угасает, потому что Христос остается среди людей и Он истинный Свет. И каждый христианин должен каждое мгновение помнить, что «лишь благодарное сердце может с дерзновением молиться о получении благ в будущем, ибо «как станет просить о будущем тот, кто не умеет благодарить за прошедшее?» (свт. Иоанн Златоуст).