Таинство Евхаристии. История формирования чина (окончание).
Формирование чина Евхаристии в Православной Церкви в целом завершилось к XIV веку и было связано с утверждением Иерусалимского устава. Однако некоторые особенности богослужения продолжали появляться и исчезать вплоть до наших дней.
ХIII век принёс в чин Евхаристии нововведения. По окончании проскомидии покрывание воздухом Даров сопровождалось молитвой, затем совершалось каждение и молитва о предложенных Дарах. В начале литургии утвердилась великая ектения. Добавилась молитва перед чтением Евангелия: в ней от лица молящихся священник просит Бога, чтобы Он дал разумения Евангельской проповеди и Его заповедей. По окончании чтения звучали ектении: сугубая и об оглашенных. Затем священник читал 50 псалом или «Царю Небесный». Во время Символа веры иереи воздвигали воздух над Дарами, охраняя от попадания насекомых. Это было особенно актуально в восточных Церквях.
Перед причащением мирян на диаконский возглас «Со страхом Божиим…» хор отвечал: «К Христу Цареви Богу нашему». По окончании причащения священник, обращаясь с Чашей от царских врат к престолу, говорил: «Преходя от силы в силу и мы, грешнии, восхвалим царствие Твое ныне и присно». После перенесения Даров с престола на жертвенник читались благодарственные молитвы. Затем следовала заамвонная молитва и раздача антидора. Священник сам раздавал антидор, а потом уходил в алтарь на потребление Даров.
В ХIV веке в Церкви утвердился устав из монастыря святого Саввы Освященного, именуемый Иерусалимский. В это время закончилось формирование литургического чина, и с тех пор он изменялся лишь незначительно. В основном эти изменения касались молитв, тайно читаемых в алтаре.
Так, после возгласа: «Благословен Бог наш…» священник и диакон совершали умовение рук, читая при этом стихи 25 псалма и «Царю Небесный». Диакон просил у иерея благословение на приготовление сосудов для совершения Евхаристии. Литургия совершалась на пяти просфорах. В виде исключения разрешалось служить на четырех или трех. На Агничной просфоре помещалось изображение креста. В конце проскомидии Дары покрывали двумя воздухами и совершали их крестообразное благословение. По окончании проскомидии священник открывал царские врата и произносил отпуст.
Перед началом литургии иерей читал молитву «Царю Небесный», 50 псалом и благословлял диакона. Малый вход сопровождался специальной молитвой, которая была позаимствована из молитв древнего чина на вхождение в храм. После малого входа появилась песнь «Приидите поклонимся». Количество тропарей увеличилось — теперь их было более трёх. Перед молитвой Трисвятого иерей читал «Царю Небесный», стоя на горнем (от слав. «горний» — «возвышенный») месте. Горнее место располагалась у престола с восточной стороны храма. Там помещалась кафедра для архиерея.
Сугубая ектения тоже претерпела изменения. На одно прошение пели «Господи помилуй» сорок раз. На великом входе стали поминать патриарха и императора, а в русской Церкви князя или епископа, если они находились в храме, и всех молящихся. При поставлении Даров на престол священник читал: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф» и «Царю Небесный». А в литургии святителя Василия Великого: «Благообразный Иосиф», «Во гробе плотски» и «Яко живоносец». Эти тропари свидетельствуют о погребении Спасителя, схождении Его во ад и пребывании на престоле с Отцом.
Некоторым изменениям подверглась анафора. Во время «эпиклезиса» (призывания Святого Духа) стали читать тропарь третьего часа — «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». При пении «Достойно есть» совершалось каждение престола. Добавляется поминовение Иоанна Предтечи, пророков и апостолов, святых и богоносных отцов, священномучеников, целителей и бессребреников. Перед причащением мирян читались молитвы, которые позднее вошли в последование ко Святому Причащению и из богослужения были удалены. По окончании литургии и потреблении Даров священник читал «Ныне отпущаеши».
Добавление тропаря третьего часа возникло из полемических соображений. Одним из важных процессов, протекающих в ХIV веке был спор о пресуществлении Даров. Позиция Западной Церкви заключалась (и остается такой до сих пор) в том, что хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми после установительных слов: «приидите, едите…» и «пейте от нее все…» (Мф. 26:26–28) — поэтому в католической мессе нет эпиклезиса (призывания Святого Духа). Восточные Церкви поддерживали и поддерживают иную точку зрения.
Пресуществление Даров происходит после призывания Святого Духа, по прочтении всей анафоры. Для дополнительного утверждения этой позиции в эпиклезис был добавлен тропарь третьего часа, основное содержание которого – призывание Святого Духа. Однако тропарь вошёл не во все служебники и поэтому читался не везде. В настоящее время этот тропарь присутствует только в последовании русской Церкви. Остальные восточные Церкви изъяли его, поскольку эта вставка нарушала общий смысл и динамику евхаристического канона.
И когда они ели, взял Иисус хлеб и, благословив, преломил и, дав ученикам, сказал: возьмите, вкусите: это есть тело Мое.
И взяв чашу и возблагодарив, дал им и сказал: пейте из нее все;
это есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая для отпущения грехов.
(Мф. 26:26–28)
В ХV веке диаконам запретили совершать проскомидию. Перед началом литургии оглашенных добавилась великое славословие «Слава в вышних Богу…». Во время Херувимской песни помимо молитвы «Никтоже достоин» священник повторял саму Трисвятую песнь. При поминовении множества знатных лиц процессия делала остановку перед входом в алтарь и поминала всех гласно.
Помимо людей стали поминать «обитель сию» или «град сей» и весь священнический чин. После поставлении Даров на престол иерей читал тропарь «Благообразный Иосиф» и «Царю Небесный». Ранее эти молитвы присутствовали в литургии святителя Василия Великого, но потом появились и в литургии святителя Иоанна Златоуста. Начало анафоры предварялось диаконским возгласом: «станем добре, станем со страхом Божиим, святое возношение в мире приносите», который призывает принести бескровную жертву в мире со всеми людьми.
При причащении мирян диакон держал одной рукой Чашу, а другой – зажжённую свечу. После причащения иерей выносил Чашу из алтаря и благословлял молящихся со словами: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое». По окончании литургии стали произносить проповедь. Исчезнув после чтения Евангелия вместе с институтом оглашенных, проповедь снова появилась в конце службы ради борьбы с негативным обычаем мирян приходить, чтобы послушать проповедника и уйти, не принимая участия в Евхаристии.
На Стоглавом соборе в 1551 году были установлены общие для всех входные молитвы.
Их содержание было следуищим: покаяние, прославление Бога, молитва о народе, входящем в храм, молитва о предстоянии престолу и достойному принесению Даров. Проскомидия совершалась с открытыми царскими вратами. По окончании её произносился отпуст. Немного позже эта практика вышла из употребления. Перед чтением Евангелия появился возглас: «премудрость прости, услышим Святого Евангелия чтение», призывающий молящихся к особому вниманию и благоговению. Сугубая ектения содержала прошение о творящих милостыню. Символ веры читали, а не пели, как сейчас. Окончание анафоры сопровождалось возгласом: «в первых помяни Господи…», когда иерей поминал ближних, себя и братию. После возгласа «Спаси, Боже люди Твоя…» хор пел: «Видехом Свет Истинный». Это песнопение о том, что молящиеся увидели Истинный Свет, приняли Духа Небесного и поклоняются Нераздельной Троице. Литургия завершалась отпустом. После потребления Даров читались следующие молитвы: «ныне отпущаеши», Трисвятое – «Отче наш», тропарь дня, тропарь Богородице.
Несмотря на то, что служебники активно переиздавались, последующие столетия принесли лишь небольшие изменения в литургическом чине. При патриархе Никоне (XVII век) стали служить литургию на семи просфорах. Во время сугубой ектении после прошения о царе пели двенадцать раз «Господи помилуй». После отмены патриаршества в 1721 году на великом входе стали поминать Святейший правительствующий Синод, а также весь Царствующий дом. В конце анафоры на возгласе: «в первых помяни Господи…» было принято поминать патриархов поместных Церквей. Позже эта традиция утратилась.
С течением времени люди стали все реже участвовать в Евхаристии. К ХVIII веку считалось благочестием причащаться во все многодневные посты. В среднем верующие причащались один раз в год. Находящиеся на государственной службе люди обязаны были предоставлять справку о Святом Причащении.
В служебниках XIX века были зафиксированы некоторые нововведения. Проскомидию совершали с закрытыми царскими вратами. Служили на пяти просфорах. Дары после приготовления покрывались двумя воздухами, при этом иерей читал стих 92 псалма, в котором прославляется Бога и просил собрать молящихся под Его покров, удалить врагов и сделать жизнь мирной. Далее совершалось каждение со славословием и молитвой, в которой у Бога просят, чтоб Он благословил и принял «предложение сие». Затем священник произносил славословие, отпуст проскомидии и совершал каждение.
Начиналась литургия с возгласа: «Благословенно Царство…». На малом входе стих: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу…» и далее изменяемая часть, в зависимости от дня недели. Например, в воскресение: «…Спаси ны Сыне Божий, воскресый из мертвых поющия ти, аллилуия». Затем тропари и кондаки: в честь Господа, Богородицы, храма и дня. Сперва пели тропари, потом кондаки. Далее литургия совершалась своим чередом.
Появилась просительная ектения. В ней молились о Дарах, чтобы Господь принял их, ниспослал благодать Святого Духа, а также об избавлении от скорби, опасности и нужды.
Во время ектении иерей читал молитву приношения, в которой просил Бога принять моления и сделать всех молящихся достойными принести Ему жертвы и Дары за грехи их, и чтобы Он удостоил их обрести благодать перед Ним, дабы жертва была угодна Ему, а также чтобы Дух сошел на Дары, молящихся и весь народ. Далее следовала анафора без изменений и после неё вновь просительная ектения. В ней молились об уже пресуществленных Дарах, дабы Господь принял эту жертву и ниспослал благодать Святого Духа. Затем, после «Отче наш» священник в алтаре читал молитву главопреклонения, в которой он благодарил Бога, воззвавшего все из небытия к бытию, и просил, чтобы Он воззрел на склонённые головы молящихся и сделал, чтобы предлежащее (Тело и Кровь) были во благо всем.
Перед возношением Даров диакон призывал молящихся к вниманию. На возглас «Святая – Святым» хор отвечал: «Един свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца, аминь». И далее читался причастен — стих, взятый из пророков, который поётся во время причащения священнослужителей. По смыслу он относится к празднику, дню или празднуемому святому. После возгласа: «Со страхом Божиим…» хор теперь отвечал: «Благословен грядый во имя Господне». После причащения мирян иерей уносил Чашу на престол и полагал в неё частицы просфор, вынимаемые за живых и умерших, прося Бога чтобы Он отмыл Его Кровью грехи поминающихся здесь людей.
После возгласа «Спаси Боже…» священник благословлял народ Чашей, и поставив ее на престол, кадил со словами: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя». В последний раз иерей являл молящимся Святые Дары с возгласом: «Благословен Бог наш (далее тихо) всегда, ныне и присно, и вовеки веков», после чего относил Дары на жертвенник. Затем благодарили Бога за то, что Он сподобил молящихся причаститься Святых Его Тайн песнопением: «да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи» и ектенией. Далее хор воспевал: «буди имя Господне благословенно от ныне и до века». По окончании пения иерей благословлял народ и произносил краткое славословие.
XX–XXI века не принесли особых изменений в литургический чин. После установления патриаршества на великом входе стали поминать Святейшего патриарха. После революции вместо Царственного дома стали поминать правящие власти.
Поминовение приобрело юридический характер: фактом поминовения признавались власть и священноначалие. Также после отпуста литургии стали петь многолетие патриарху, правящему архиерею, настоятелю, братии и прихожанам.
Существовало несколько редакций служебников, поскольку одни переписывались с греческих книг, а другие с более ранних версий русских книг. Редакции отличались друг от друга наличием или отсутствием тех или иных молитв, или просто имели разные молитвы в одном и том же моменте литургии. Однако такое разнообразие встречалось исключительно в незначительных деталях — основной «каркас» литургического чина был один и тот же. Новые редакции вводились в производство постепенно.