Великий Покаянный канон святителя Андрея Критского. Понедельник первой седмицы Великого поста. Комментарии

Автор: Составила Анна Фейгина

Великий пост начинается с покаянного песнопения святителя Андрея Критского, Великого канона, который до глубины трогает сердце человека.

Слово «канон» на протяжении многих веков имел множество смысловых значений. В переводе с греческого языка слово «канон» означало прямой шест из тростника, который использовали для измерения длины, а позже это название перешло на само мерило (линейку). Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона:

«В Древней Греции композиторы, грамматики, философы, медики словом «канон» называли свод основных положений или правил по своей специальности, имевших аксиоматический или догматический характер (то, что позже, в эпоху схоластики, наз. summa, напр. summa philosophiae). У древних греческих юристов κανών означал то же, что у юристов римских regula juris ≈ краткое положение, тезис, извлеченный из действующего права и представляющий схему для решения того или другого частного юридического вопроса».

В христианской традиции правила, регулирующие большинство аспектов церковной жизни, так же называются канонами. Так же словом «канон» в церковной практике стало принято называть песнопение, посвященное празднику, святому и так далее.

Великий канон святителя Андрея Критского по своему содержанию и структуре можно отнести к мерилу покаянной духовной жизни верующего человека. Это красивое поэтическое песнопение умиляет душу, обращает внимание человека внутрь себя, однако не всегда читающий хорошо понимает смысл некоторых стихов Великого канона, не знает тех лиц, о которых там говорится, не осознает разнообразия значений, которые представлены в примерах из текстов Ветхого и Нового Заветов и которые являются прекрасными уроками самоиспытания и покаяния. Подобные препятствия не позволяют в полной мере проникнуться глубиной великого песнопения и поэтому так быстро уходят из жизни покаянные чувства, которые были оживлены во время чтения Великого покаянного канона. 

Канон начинается как размышление автора над делами своей жизни, который сразу принимает решение встать на путь спасительного покаяния и приносит Богу покаянные слезы. Это начало универсально как исповедание Богу каждой души человеческой, обращающейся к своему Творцу. 

«Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний…» – и душа человека вдруг ощущает трепет от этих первых услышанных слов. «Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию…». 

Это введением ко всему содержанию Канона.

В первых песнях канона сюжеты Ветхого Завета постепенно предлагаются душе, все глубже вводя в суть покаянного делания. Однако автор не ставит задачи пересказать библейскую историю, только в общем сохраняя хронологию событий, чередуя образы грехопадений с примерами покаянного делания. Он может повторять уже сказанное, и это возвращение к образам позволяет полнее и глубже совершить покаяние.

Песнь первая.

Первый библейский образ, который приводится в каноне – Адам и Ева.

«И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. 

И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. 

И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.2:25–3:7; 3:21–24).

«Первозданного Адама преступлению поревновав, познах себе обнажена от Бога и присносущнаго Царствия и сладости, грех ради моих».

Адам (древнеевр. «земля, человек») — первый человек на земле.

Преступление Адама состояло в преслушании воле Божией, выраженной в данной ему первой заповеди не вкушать от древа добра и зла.

«Увы мне, окаянная душе, что уподобилася еси первей Еве? Видела бо еси зле, и уязвилася еси горце, и коснулася еси древа, и вкусила еси дерзостно безсловесныя снеди».

Ева (древнеевр. «жизнь») — жена Адама.

Поверив змию, что с вкушением плодов этого древа она и муж ее сделаются равными Богу по всеведению и не будут иметь нужды в Его руководстве, Ева, взглянув на дерево преступным взглядом, пожелала равенства с Богом, независимости и чувственного наслаждения, согрешила недоверием и непослушанием своему Творцу.

«Вместо Евы чувственныя, мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл, показуяй сладкая и вкушаяй присно горькаго напоения».

«Достойно из Едема изгнан бысть, яко не сохранив едину Твою, Спасе, заповедь Адам; аз же что постражду, отметая всегда животная Твоя словеса?»

После нарушения заповеди данной Богом первым людям, они были изгнаны из Эдемского сада. Этот сад на земле, которая до грехопадения вся была раем, отличался от других мест тем, что Господь освятил его для Своего присутствия и общения с человеком. Совершив грех, человек лишил себя возможности непрестанно лицом к лицу общаться со своим Творцом. Но память о рае, о том наслаждении, которое он испытывал там, сохранилась и лишенный рая человек интуитивно ищет, чем утолить эту жажду. Однако единственное, что может вернуть истинное наслаждение – это общение с Богом, и никакими чувственными удовольствиями и материальными благами его не заменить.

История падения Адама и Евы повторяется в каждой душе, поврежденной грехом. Первородный грех стал наследством от первых людей, которые они передали всем своим потомкам. Примером греха увлекается человек иногда и против своей совести. В подаче этого примера к совершению греха состоит подражание прародителям. Но и те, кто последовав дурному примеру совершает грех, не могут переложить свою вину на других, как это попытался сделать Адам, объясняя собственный грех соблазном от жены. Каждого человека влечет ко греху «мысленная Ева», то есть страстный плотской помысл. Помысл о грехе может быть бесстрастным, если этот помысл непроизвольно приражается к душе, но не оставляет в ней следа и тотчас же забывается или отражается силой воли. Но те помыслы о грехах, которые человек вызывает в душе с нечистой целью, которыми услаждается, к которым относится с сочувствием – это уже страстные помыслы. В реализованном виде они уже становятся плотскими грехами. И как обманчивы оказываются надежды человека на наслаждение от греха, которое обещал им помысел как тот самый змий Еве, и как горьки оказываются его последствия, которые осознаются уже после совершения греха.

Совершив грех и получив за него наказание, Адам и Ева всю жизнь оплакивали свое падение и в трудах проводили жизнь в изгнании, уповая на милость и прощение от Бога, которое Он обещал послать людям. Они призывали потомков не доверять своим страстным пожеланиям, бороться с ними, как бы трудно это ни было. Этот призыв к покаянию звучит как вопль из глубины кающейся души ко Спасителю.

Совершив грех, человек лишил себя возможности непрестанно лицом к лицу общаться со своим Творцом.

Песнь 2

Во второй песни представляются образы покаяния также из Нового Завета. В начале приводятся примеры апостола Петра (хождение по водам) и блудницы.

«Вонми, небо, и возглаголю, земле внушай глас, кающийся к Богу и воспевающий Его.

Вонми ми, Боже, Спасе мой, милостивым Твоим оком, и приими мое теплое исповедание.

Согреших паче всех человек, един согреших Тебе; но ущедри яко Бог, Спасе, творение Твое.

Вообразив моих страстей безобразие, любосластными стремленьми, погубих ума красоту.

Буря мя злых обдержит, благоутробне Господи; но яко Петру, и мне руку простри»

Пётр — апостол Петр, которого ранее звали Симон, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея, называемого Первозванным, который и привел его ко Христу (Мф. 4:19). Апостол Петр был женат и имел дом в Капернауме. Симон был призван Иисусом Христом во время рыбной ловли на Геннисаретском озере (Мф. 4:19). Апостол был удостоен особенного приближения к Господу вместе с учениками Иаковом и Иоанном Богословом. 

Петр первым из апостолов со свойственной ему решительностью и верой исповедал Господа Иисуса Христом,т.е. Мессией, и был назван Им Петром – «камнем», на котором Господь обещал создать Свою Церковь, которую не одолеют врата ада (Мф. 16:18-19).

В этой песни канона покаянное делание и борьба с грехом и страстями представляются как стихия, ураган, буря на море. Преподобный Андрей дает пример призывания помощи и крепкой веры в то, что она обязательно придет, потому что Господь всегда рядом и не надо сомневаться и сходить с пути покаяния, а в случае падения нужно призывать Бога. В Евангелии от Матфея (Мф.14:23–32) описывается эпизод хождения по водам: 

«И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и её било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. 

Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих».

Не всегда Господь скоро отвечает на молитвы о помощи, но это не должно приводить в сомнение человека, потому что делает Он это по Своим премудрым и благим намерениям относительно нас. Возможно в этом случае Он хочет испытать наше терпение и верность, дать возможность засвидетельствовать искренность стойкость веры и любви, научить смирению. Известно, что то, что быстро и легко достается, мало ценится и очень быстро теряется. Поэтому важно, чтобы мы не предавались беспечности о нашем спасении. Во время Своего вознесения Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф.28:20). Поэтому надо не падать духом, но непрестанно молиться не прекращая борьбы с той бурей напастей, страстей и искушений, которые захлестывают, не смущаясь тем, что не сразу приходит помощь, стараться при этом не малодушествовать, а если такое произошло, то снова подняться и с верой и надеждой взывать, подобно апостолу Петру, к своему Спасителю.

Но тут же в песни канона звучит и предупреждение для тех, кто бесстрашен и не боится нападения страстей, надеясь что со временем, с возрастом они будут затихать сами собой. Надо помнить о том, что чем дальше, тем больше будут затихать силы для борьбы со страстями, а греховные привычки при этом укрепятся, пустят крепкие корни, которые будет очень сложно вырвать из сердца. Откладывающий до времени покаяние и исправление своей жизни рискует погибнуть в буре, которая перейдёт в ураган, как беспечный капитан корабля. Никто не знает своего часа.

«Оскверних плоти моея ризу, и окалях еже по образу, Спасе, и по подобию.

Омрачих душевную красоту страстей сластьми, и всячески весь ум персть сотворих.

Раздрах ныне одежду мою первую, юже ми изтка Зиждитель изначала, и оттуду лежу наг.

Слезы блудницы, Щедре, и аз предлагаю, очисти мя, Спасе, благоутробием Твоим.

Воззрех на садовную красоту, и прельстихся умом; и оттуду лежу наг и срамляюся.

Делаша на хребте моем вси начальницы страстей, продолжающе на мя беззаконие их»

Трогательный пример покаявшейся блудницы, прощенной и возлюбившей Христа, для многих служит к обличению. Порой люди ведут такую же греховную жизнь, как и блудница, другие же пребывают в духовном блуде перед Богом, в неверности Ему, в сомнении и ропоте, служа своим страстям и похотям. Те и другие подражают блуднице в грехе, но не часто подражают ей в покаянии и любви ко Христу.

Женщина, пришедшая в дом фарисея Симона, – это, прежде всего, пример искреннего покаяния и милосердия Господа к кающимся. Женщина сидела у ног Иисуса и слушала Его учение. В ее руке был алебастровый сосуд с миром. Плача о своем грехе и недостойной жизни до этого, она обливала ноги Его слезами, помазуя драгоценнейшим миром, покрывала поцелуями и отирала своими волосами. Она не произнесла ни слова, но ее слезы и ее знаки веры, любви и безмолвные мольбы о прощения перед Господом говорили сами за себя. Велика была ее вера, и поэтому сильна была ее любовь к Нему. Еще не услышав слов, она сердцем чувствовала прощение. Слова Господа, обращенные к ней, относятся ко всем, кто придет и покаявшись встанет на путь христианской жизни: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк.7: 50). Сердце женщины было воспламенено словами Христова учения и здесь особо подчеркивается, как важно питать душу словами Священного Писания, чтобы иметь крепкую веру, любовь к Богу, которое укрепит человека, вставшего на путь покаяния.

Песнь третья.

«Огнь от Господа иногда Господь одождив, землю содомскую прежде попали.

На горе спасайся душе, якоже Лот оный, и в Сигор угонзай».

Лот — племянник Авраама, который, пожелав отделиться от патриарха со своими стадами, пришёл в крайнюю бедность и вынужден был поселиться у ворот города Содома, где селились бедные люди.

Содом — один из пяти городов в районе Мёртвого моря, которые около ХХ века до Р.Х. были разрушены Господом за греховную жизнь жителей. Города-государства Содом, Гоморра, Адма, Сигор (Цоар) и Севоим (Цвоим) помимо других преступлений, отличались большой развращённостью.

Сигор («малый») — город-государство, входивший в коалицию пяти городов вместе с Содомом, Гоморрой, Адмой и Севоимом. Был пощажён Господом, там укрылся Лот.

В книге Бытия говорится (Быт. 18-19), что Господь в образе трёх странников пришёл к праведному Аврааму, чтобы возвестить ему о рождении у Авраама долгожданного сына, а также чтобы испытать праведника, сообщив о том, что собирается истребить нечестивые города Содом и Гомморру. Авраам проявил милосердие и просил Господа помиловать эти города, если во всех них найдётся хотя бы десять праведников.

Отделившись от Господа во время Его беседы с Авраамом о предстоящей казни, два Ангела пришли в Содом и были приняты гостеприимным Лотом. Развратные содомляне подступили к дому его и требовали, чтобы он выдал им этих гостей, но Ангелы поразили толпу слепотой и заставили разойтись, а Лоту сказали, что они посланы истребить Содом. На другой день рано утром Ангелы стали торопить Лота, чтобы он вышел с женой и двумя дочерьми из Содома и не подвергался опасности. Лот медлил. Тогда Ангелы взяли за руку его, жену его и двух дочерей и вывели из города. Потом один из них сказал Лоту: «спасай жизнь свою, не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть»

Но Лот не надеялся успеть достигнуть горы и просил у Ангела позволения укрыться в ближайшем небольшом городе Сигоре. Позволение было дано с повелением, чтоб Лот спешил в этот город. Затем последовала казнь Содома, где погибли все жители, не исключая нареченных зятьев Лота, которые не послушали его совета уходить из Содома и приняли за шутку. Жена Лота ослушалась повеления не оглядываться на город и обратилась в соляной столп. После своего чудесного спасения дочери Лота вели себя так же развратно, как и все жители Содома. Их потомками стали проклятые Богом народы.

В этих строках третьей песни очень много поучительного. К Лоту были посланы Ангелы, так же и человеку дается ангел – хранитель, которые заботится о нем и направляет его на путь спасения. Призыв к спасению звучит в Священном Писании, в жизнеописаниях и наставлениях святых отцов, а также звучит в совести каждого человека, в обстоятельствах жизни его и близких. Лот бежал из Содома, остановившись в Сигоре и уже потом дошел до места, указанного ему для спасения. Так и Церковь является тем самым пристанищем для человека на пути в небесные обители. В храме находится все, что необходимо для спасения. Но надо помнить и о том, что жизнь, устремленная к Богу, совершается не только в храме, но и вне его.

Для оживления в себе духовной жизни была дана человеку возможность прибегать ко второму крещению – к покаянию, и оно должно обязательно приносить плоды. Жизнь человека должна меняться, иначе таинство может стать для человека не вторым крещением, а галочкой в отчете перед Богом, формальной необходимостью. И такая праведность его будет не лучше праведности книжников и фарисеев – только внешняя и лицемерная.

«Ты еси сладкий Иисусе, Ты еси Создателю мой, в Тебе, Спасе, оправдаюся.

Ты еси Пастырь Добрый, взыщи мене агнца, и заблуждшаго да не презриши мене.

Исповедаюся Тебе, Спасе, согреших, согреших Ти, но ослаби, остави ми, яко благоутробен».

В эти стихах канона еще раз напоминается о том, что Господу грешник кающийся дороже гордых праведников, и что Он пришел привести не этих праведников, а грешников к покаянию.

Здесь представлен евангельский образ Господа, высказанный Им в притче о Добром Пастыре, который жизни Своей не жалеет, чтобы спасти каждую овцу из своего стада (Мф.18:12–13; Лк.15:4–7). Пастырь, который, потеряв одну овцу из ста, оставляет девяносто девять и идет ее искать, а найдя, радуется и берет на свои плечи, и принеся домой, разделяет свою радость с друзьями и соседями. «Глаголю вам, яко тако радость будет на небеси о единем грешнице кающемся, нежели о девятидесяти и девяти праведниках, иже не требуют покаяния» – говорит Господь (Лк.15:7). 

Господь не оставляет ни одного человека, и если душа, придя в несчастное состояние, удаляется от Него и попадает в бурю страстей, делается легкой добычей «диавола, всюду ищущего, кого бы поглотить», Он идет искать эту душу, зовет ее к Себе кротким, но иногда грозным голосом, взывает к ней через совесть, через Священное Писание, через священников, через беседы людей, опытных в духовной жизни, через обстоятельства жизни – благоприятные, располагающие к благодарности Богу, или неблагоприятные, располагающие к смирению и покаянию. 

И когда душа начинает откликаться, готовая к покаянию, то даже если она совсем ослабела и не способна идти дальше, бороться со стихией страстей, – Господь принимает ее на Свои плечи и несет до тех пор, пока она не становится способна к подвигам и может идти сама по пути спасения. В начале трудны эти подвиги, потому что сложно сразу расстаться с прежней жизнью, и Господь облегчает этот труд Своей укрепляющей благодатью. Это чувство знакомо всем, кто только пришел к Богу и вере, начал воцерковляться. Никогда не забыть человеку той радости от первой встречи со своим Пастырем Добрым, той любви, которую он получил от Него, той поддержки, которая ощущалась в начале пути. Эта память укрепляет в дальнейшем, когда человек уже сам начинает следовать за Господом.

Песнь 4

«Дел Твоих да не презриши, создания Твоего да не оставиши, Правосуде. Аще и един согреших яко человек, паче всякаго человека, Человеколюбче; но имаши, яко Господь всех, власть оставляти грехи.

Приближается, душе, конец, приближается, и нерадиши, ни готовишися, время сокращается, востани, близ при дверех Судия есть. Яко соние, яко цвет, время жития течет: что всуе мятемся?

Воспряни, о душе моя, деяния твоя яже соделала еси помышляй, и сия пред лице твое принеси, и капли испусти слез твоих; рцы со дерзновением деяния и помышления Христу, и оправдайся.

Не бысть в житии греха, ни деяния, ни злобы, еяже аз, Спасе, не согреших, умом и словом, и произволением, и предложением, и мыслию, и деянием согрешив, яко ин никтоже когда.

Отсюду и осужден бых, отсюду препрен бых аз окаянный от своея совести, еяже ничтоже в мире нужнейше; Судие, Избавителю мой и Ведче, пощади и избави, и спаси мя раба Твоего.

Лествица, юже виде древле великий в патриарсех, указание есть, душе моя, деятельнаго восхождения, разумнаго возшествия; аще хощеши убо деянием, и разумом, и зрением пожити, обновися».

Призывая восстать от сна душу преподобный представляет образ праотца Иакова. Иаков был младший сын Исаака и Ревекки и брат Исава. Оба они были близнецы. «И настало время родить ей (т.е. Ревекке), говорит бытописатель, и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный весь, как кожа, косматый, и нарекли имя ему Исав. Потом вышел брать ею, держась рукою своею за пяту Исава, и наречено имя ему Иаков. Дети выросли и стал Исав искусным в звероловстве, человеком полей, а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах» (Быт. 25, 27-50). 

Иаков был любимый сын Ревекки, и ее наставления очень помогали ему в некоторых важных моментах жизни. 

Однажды Исав возвратился домой с охоты голодный, и Иаков предложил продать ему свое первородство за хлеб и кушанье из чечевицы (Быт. 25:29-34). А затем по совету матери получил вместо брата благословение от отца (Быт. 27:1-40).

 

Патриарх Исаак, благословляя Иакова, нарек его господином над братом его Исавом и утвердил за первым обетование обладания землей, обильной хлебом и вином (Быт.27:28). Исав из-за того, что не получив вожделенного благословения, подумал, будто кроме благословения, потерял и материальные блага, озлобился против Иакова и грозил убить его, как только умрет отец. Иаков по совету родителей, спасаясь от гнева брата, уехал в Месопотамию к своему дяде Лавану в поисках жены. 

На первом ночлеге во время бегства в Харран Иаков сподобился чудного видения во сне. Ему показана была лестница (лествица по-церковнославянски), простиравшаяся от земли до неба. По лестнице восходили на небо и нисходили на землю Ангелы Божий, а на верху лестницы занимал место Сам Господь. Господь при этом удостоверил Иакова в Своем покровительстве во время его странствования и на всех путях его жизни и подтвердил ему обетования, данные Аврааму. Проснувшись, Иаков, ободренный видением и словами Господа, из благодарности к Нему поставил на месте видения каменный столп, принес на нем бескровную жертву Господу, возлив на верх столпа елей, и дал обет, если благополучно возвратится на родину, принести Господу десятую часть от своего имущества (Быт.28:12–22).

Это видение во сне лестницы Иаковом, помимо всего, о чем говорится в толкованиях, знаменовало тайну воплощения Сына Божия. Грех расторг союз человека с Богом. Через сошествие Сына Божия на землю и все Его искупительные действия, как через лествицу, небо снова соединилось с землей, Бог – с людьми, на земле снова водворился мир с Богом, и странникам земли открылся путь к небу. 

Именно об этом говорил Иисус Христос, когда в беседе с Нафанаилом открыл ему, что отныне верующие в Него будут видеть очами веры небо отверстое и Ангелов Божиих, восходящих на небо и нисходящих к Сыну Человеческому и в лице Его – ко всем искупленным людям (Ин. 1:51). С воплощением Сына Божия был открыт путь к небу, и Господь простирает с высоты небес объятия Своего милосердия, призывая нас к Себе, и Ангелы Божий посылаются с неба для всех хотящих наследовать спасение (Евр.1:14). 

И только привязанность человека к грехам, его нераскаянность и неблагочестивая жизнь крепко привязывают душу к земле, так, что ей не хочется даже думать о восхождении на небо. Непростой этот путь к небесному Отечеству, но нужно набраться мужества, не малодушествовать и не бояться трудностей, а подойти к этой лестнице, и ступенька за ступенькой идти наверх, уповая на Господа, «ибо если Он Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам всего?» (Рим.8:32). И подражая патриарху Иакову, следует выражать своими словами и делами и всей своей жизнью благодарность Богу, принося жертву: дух сокрушенный и смиренный, хвалу и благодарение Господу, любовь и помощь своим ближним.

«Зной дневный претерпе лишения ради патриарх, и мраз нощный понесе, на всяк день снабдения творя, пасый, труждаяйся, работаяй, да две жене сочетает.

«Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении, Лию убо деяние, яко многочадную, Рахиль же разум, яко многотрудную; ибо кроме трудов, ни деяние, ни зрение, душе, исправится».

Лия и Рахиль — две жены патриарха Иакова.

Иаков, убежавший в Месопотамию к дяде Лавану, прожил у него 20 лет, пася его стада. Первые 7 лет он работал на Лавана, чтобы получить в супружество младшую его дочь – Рахиль, но, будучи обманут и получив вместо нее старшую – Лию, согласился иметь обеих и за это служил у Лавана еще 7 лет. Остальные 6 годов Иаков служил Лавану за вознаграждение, которое состояло в агнцах и козлятах известного цвета, какие народятся в порученной его надзору части Лаванова стада. В эти 6 лет Иаков разбогател и по прошествии срока вернулся к отцу с семейством, рабами и многочисленным скотом. Тяжело было положение у Иакова, но он самоотверженно и усердно трудился на службе у Лавана. 

Уходя от дяди, он сказал ему: «Овнов стада твоего я не ел. Растерзанного зверем я не приносил к тебе, это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днем ли что пропало, ночью ли что пропало. Я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих» (Быт.31 :38–40). И все эти тяготы Иаков нес, «да две жене сочетает». В песни приводится пример христианского подвига души в преодолении страстей и приобретении добродетелей. Шаг за шагом она идет по пути к этой цели и должна завоевывать каждый шаг тяжелой борьбой с искушениями внутренними и внешними, преодолевать самолюбие, чтобы оно не охладило ее, должна работать Господу с таким же усердием и верностью, с какой Иаков работал на Лавана. Он не жалел никаких усилий, чтобы услужить Лавану и заслужить право быть мужем его дочерей. Куда больших трудов и подвигов стоит для души стяжание вечного спасения.

«Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении: Лию убо деяние, яко многочадную, Рахиль же разум, яко многотрудную , ибо кроме (без) трудов ни деяние, ни зрение, душе, исправится».

Жена – самый близкий человек для мужа, так и добродетели и мудрость должны сродниться с душой, а не злые свойства характера и страсти. И сродниться с добродетелями и мудростью человек может только посредством смирения. Образом добродетели здесь ставится Лия, которую Господь благословил многочадием и тем преимуществом, что один из ее сыновей был родоначальником колена, давшего миру Спасителя Иисуса Христа. Рахиль была красива, ее особенно любил Иаков и по любви к ней служил Лавану дополнительно 7 лет, прилагая еще больше трудов, чем в первые семь лет. Подобное усердие ради любви необходимо человеку, чтобы достигнуть совершенства в духовной жизни. Огромный труд, самоотвержение и подвиги требуются для очищения от всего страстного и греховного для преуспеяния «в деянии», то есть в добродетельной жизни.

Песнь пятая.

«В нощи житие мое преидох присно, тьма бо бысть, и глубока мне мгла, нощь греха, но яко дне сына, Спасе, покажи мя.

Рувима подражая окаянный аз, содеях беззаконный и законопреступный совет на Бога Вышняго, осквернив ложе мое, яко отчее он».

Рувим — старший из двенадцати сыновей Иакова (Израиля) от его брака с Лией. Он родился в Месопотамии. Рувим воспротивился намерению братьев умертвить Иосифа и сохранил ему жизнь, посоветовав лучше бросить его в ров, чем проливать невинную кровь. 

Рувим осквернил ложе своего отца, переспав с его наложницей: «И отправился Израиль и раскинул шатер свой за башнею Гадер. Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего. И услышал Израиль»(Быт.35:21-22). 

В благословении Иаковом своих сыновей (Быт.49:3–4) из уст отца вместо благословения Рувиму звучит проклятие за этот грех. В предсмертном завещании Иакова Рувим был лишен прав первородства, которые перешли на Иуду (Быт. 49:3–4, 49:8).

Любодейство, особенно же кровосмешение, в котором провинился Рувим, – очень тяжелый, смертный грех. Но совершается он не только физически: подобный грех может быть совершен и в отношении к Богу. В Священном Писании союз Бога с человеком нередко представляется в образе брака и нарушении верности Богу. Отступление от истинного богопочитания, уклонение к иным богам, вера в приметы, ношение амулетов относится к этому тяжкому греху (Исх.34:15; Ис.62:5; Иез.16:8–15; Мф.9:15; Апок.19:7; 21:2). 

Во время таинства Крещения человек заключает союз с Богом, самостоятельно или через восприемника он приносит обет верности Христу, принимает в Таинстве Миропомазания печать дара Духа Святаго как залог верности Богу, подобно обручальному перстню. И нужно заглянуть в свое сердце, просмотреть свою жизни, чтобы определить, не подменил ли ты верность Христу служению миру с его нехристианскими обычаями, самоугодием, не совершил ли какими-то делами, словами и мыслями отступления от своих крещальных обетов.

Печально состояние души человека, совершившего подобный грех и не покаявшегося и не принесшего плоды покаяния. Уподобится эта душа Рувиму, потерявшему первородство и вместе благословений получившему проклятие, и вместо обетованных небесных обителей разделит участь отверженных духов.

«Исповедаюся Тебе Христе Царю: согреших, согреших, яко прежде Иосифа братия продавшии, чистоты плод и целомудрия.

От сродников праведная душа связася, продася в работу сладкий, во образ Господень; ты же вся, душе, продалася еси злыми твоими. Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи.

Аще и в рове поживе иногда Иосиф, Владыко Господи, но во образ погребения и востания Твоего, аз же что Тебе когда сицевое принесу?»

Иосиф — один из двенадцати сыновей Иакова (Израиля), брат Рувима, старший сын от Рахили, родоначальник двух колен Израилевых — Ефрема и Манассии. О жизни Иосифа рассказывается в 37, 39–50 главах книги Бытия. Иосиф был любимым сыном Иакова. Он отличался от своих братьями нравственными достоинствами, целомудрием и чистотой. Братья завидовали ему и из зависти продали Иосифа в рабство в Египет. В Египте праведный Иосиф проявляет себя целомудренным, отказавшись стать любовником жены знатного вельможи. Разгневанная жена вельможи ложно обвиняет Иосифа и его бросают в подземную темницу. Но сделанное братьями зло Господь обратил ко благу — за свою мудрость Иосиф был призван правителем Египта, возвышен при дворе фараона и смог спасти семью своего отца от голода во время засухи. 

Иосиф послужил прообразом Христа Спасителя, Которому призваны подражать все христиане и соблюдать заповеди Его. Иосиф был праведным, чистым и целомудренным, и Иисус Христос ни в чем не был виновен, греха не знал и не совершал. Иосиф был продан родными братьями. Иисус был продан учеником Своим враждебным Ему иудеям , они, являясь братьями Ему по плоти – предали Его Пилату. Иосиф был продан за 20 сребреников, Иисус – за 30. Брошенный в ров Иосиф был обречен на то, чтобы умереть голодной смертью. «Положиша мя в рове преисподнем , в темных и сени смертной». (Пс. 87:7), то есть привели Иисуса к смерти и погребению. Но как Иосиф был выведен живым от рва, так и Иисус Христос воскрес от гроба.

Зачастую многие поступают как братья Иосифа, завидуя, ревнуя, клевеща, злословя, осуждая и относясь несправедливо или равнодушно к тем, кто их окружает и даже к своим самым близким людям, лишают их заботы, теплоты, внимания, любви, ко всему прочему оправдывая это какими-то надуманными благочестивыми предлогами. Печальный пример, когда дети отказываются от своих родителей и в лучшем случае помещают их в дома престарелых или нанимают сиделку, но при этом забывают о них, не навещают, не ухаживают, хотя родители их много лет растили, ухаживали, не спали ночами, когда те болели. И при этом выросшие дети говорят «мы же не оставили родителей, у нас просто нет времени посещать их, мы трудимся, чтобы заработать в том числе и на уход за ними». По совести ли это, решать каждому.

Но многие ли подражают примеру Иосифа?

Живя среди братьев, которые не любили его, презирали, старались причинить ему скорбь, Иосиф не смущается этим, не отвечает им тем же, а наоборот старается помочь. Братья всячески вредят ему, безжалостно обрекают на позор неволи, но он прощает их сразу и ни на мгновение не посещает его чистое сердце и ум обида и помысел о мести. Он честно и добросовестно и со смирением трудился, находясь в услужении у царедворца Пентефрия и в заключении. Он не поддавался соблазнам, которых вокруг него было множество, не падал, оправдываясь этими соблазнами, а сохранял честность, целомудрие и чистоту. И находясь на высоте славы среди соблазнов языческой жизни, он не забывал, где его родина и кто его родные, не отказался от них, но непрестанно помнил милости к нему Господа, благодарил Его и сохранил истинную веру. Вот истинный пример для подражания тому, кто стал прообразом Самого Господа.

«Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6: 8-11).

Песнь шестая.

«Слезы, Спасе, очию моею и из глубины воздыхания чисте приношу, вопиющу сердцу: Боже, согреших Ти, очисти мя.

Уклонилася еси, душе, от Господа твоего, якоже Дафан и Авирон, но пощади, воззови из ада преисподняго, да не пропасть земная тебе покрыет».

Во время сорокалетнего странствования евреев в пустыне не раз вспыхивали их возмущения против вождей Моисея и Аарона. Одно из них было поднято Кореем-левитом в сообщничестве с Дафаном и Авироном. Это были родные братья, принадлежавшие к потомкам Рувима, старшего сына Иакова, первородство которого перешло затем к Иуде. Дафан и Авирон стали вместе с Кореем во главе движения против Моисея и Аарона, оправдывая себя благовидным предлогом: «И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Чис.16:3).

После стольких чудес, совершенных через Моисея, свидетельствовавших о его близости к Господу, решиться так дерзко нападать на его власть, оспаривать у него и Аарона права значило восставать против Самого Бога, хотя заговорщики прямо не отрекались от Господа. Одни из них, которые вместе с Аароном по приглашению Моисея явились пред скинию с кадильницами, для того чтобы узнать, кого изберет Господь служить Ему, были попалены огнем. А Дафан и Авирон, не принявшие этого приглашения и остававшиеся в своих шатрах, поглощены были разверзшейся под ними землей вместе с семействами и со всем их имуществом. С ними погиб и Корей.

Пример Дафана и Авирона, казненных Господом за непокорность законной власти, показывает тяжесть этого греха. Власть гражданская и церковная – это установление Божие и неповиновение той или другой власти есть неповиновение Самому Богу. В Священном Писании сказано о гражданской власти: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение». (Рим.13:1–2). Равно и власть церковная, известная под названием священноначалия, имеет Божественное происхождение. Сам Христос, Глава Церкви, поставил в ней «апостолов, пророков, благовестников, пастырей и учителей, к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова» (Еф.4:11–12).

Степень послушания церковной власти видна из слов Иисуса Христа, сказанных апостолам и в их лице преемникам апостольского служения, пастырям Церкви: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня». (Лк.10:16). «Елика аще свяжете на земли, будет связано на небеси, и елика аще разрешите на земли, будет разрешено и на небеси» (Мф.18:18).

«Яко юница, душе, разсвирепевшая, уподобилася еси Ефрему, яко серна от тенет сохрани житие, вперивши деянием ум и зрением»

Ефрем — один из сыновей Иакова, родоначальник одного из двенадцати колен Израилевых. Колено Ефремово на протяжении истории Израильского народа проявляло непокорность повелениям Божиим и восставало против других колен.

«Рука нас Моисеова да уверит душе, како может Бог прокаженное житие убелити и очистити, и не отчайся сама себе, аще и прокаженна еси».

Моисей — пророк Божий, выведший израильский народ из египетского плена (XIII век до н. э.) и получивший от Бога на горе Синай заповеди для всего человечества.

Когда Господь из купины возвестил Моисею повеление идти в Египет и вывести отсюда евреев в землю, кипящую медом и млеком (Исх.3:8), Моисей уклонялся от исполнения этого повеления, выражая опасение, что евреи не поверят его словам о явлении ему Бога (Исх.4:1). 

Господь дал Моисею знамения против этого неверия. Одно из них состояло в том, что рука Моисея покрылась проказой, как только он вложил ее в пазуху и потом вынул, и мгновенно очистилась от проказы, когда он снова вложил ее в пазуху и снова вынул. 

Совершив над Моисеем это чудо, Господь повелел Моисею повторить его перед старейшинами израильскими, что он и сделал и через это и другое чудо приобрел их доверие.

Греховное состояние очень сходно с проказой. Грех расстраивает здоровье души и повреждает все силы, омрачает ум, расслабляет волю, притупляет в сердце чувствительность к добрым чувствам, заглушает голос совести до того, что человек утрачивает понятие о различии добра и зла и привычка к греху делается у него как бы второй природой. 

Оно заразно, оно вводит в соблазн видевших и слышавших греховные дела и слова. Оно лишает человека внутреннего мира «несть мира в костех моих от лица грех моих» (Пс.37:4), «несть радоватися нечестивым» (Ис.48:22). Самолюбие, неудовлетворение плотских страстей и желаний вызывает в человеке раздражительность и даже гнев, удовлетворение же оставляет пустоту и скуку, а временами пробивающиеся через нечувствие угрызения совести терзают сердце человека упреками. Человек становится со временем как живой труп, в нем останавливается духовная жизнь, духовные мысли, стремления и желания в нем подавляются. И даже добрые дела и поступки внешне могут быть благовидными, но совершаются не по внутреннему расположению , а механически, по обычаю, а порой просто по тщеславию и лицемерно.

Рука Моисея как чудесно покрылась проказой, и так и чудесно была исцелена Господом. Подобное чудо милосердия Божия совершается и в таинстве Покаяния, когда человек прибегает к милосердию Божию и, искренне раскаиваясь в своих грехах, желает изменить свою жизнь.

Песнь седьмая.

«Согреших, беззаконновах и отвергох заповедь Твою, яко во гресех произведохся, и приложих язвам струпы себе; но Сам мя помилуй, яко благоутробен, отцев Боже.

Тайная сердца моего исповедах Тебе, Судии моему, виждь мое смирение, виждь и скорбь мою, и вонми суду моему ныне, и Сам мя помилуй, яко благоутробен, отцев Боже.

Саул иногда, яко погуби отца своего, душе, ослята, внезапу царство обрете к прослутию; но блюди, не забывай себе, скотския похоти твоя произволивши паче Царства Христова».

Саул был первый царь Израильский. До избрания в цари он был простым земледельцем в колене Вениаминовом и жил при своем отце. Однажды у отца пропали ослицы и он послал Саула отыскать их. Три дня Саул искал их, но не мог найти, пока не зашел в место, где жил Самуил – пророк и судия Израильский, чтобы спросить о пропаже. Бог открыл Самуилу, что пришедший к нему гость предопределен царствовать над Израилем. Самуил сказал Саулу, чтобы он не беспокоился об ослицах: они нашлись, – угостил его; на другой день, провожая Саула, остановился с ним на дороге, возлил елей на его голову и наименовал его царем Израиля. С тех пор почил Дух Божий над Саулом и направил его мысли к царственным делам. Обретши царство, он перестал думать о рабочих скотах (1Цар.9,10).

Человек подверженный плотским страстям, не дорожит благами Царства Христова и предпочитает удовлетворение своих похотей. Такому человеку незнакома духовная радость общения со Христом, почерпаемая в Евангелии, в молитве, в Таинствах, он предается удовлетворению своих страстей до забвения своего человеческого достоинства. Пьянство, например, убивает в человеке все чувства и совесть. «Били меня, - говорит он, - мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же» (Притч.23:35).

Пока человек уверен в своей безнаказанности и пока ему доступен объект вожделения, он не может остановиться. И при этом такой человек никогда не бывает доволен – даже сильно напившись, он все равно пьет, пока не дойдет до бесчувствия. Привычка к такой жизни делает человека или совсем нераскаянным, или неспособным к истинному раскаянию. Даже однажды покаявшись, такие люди могут сорваться и снова вернуться к прежней жизни. Чем это кончится в вечности, если человек не покается и не оставит подобную жизнь, не известно, «сеяй в плоть от плоти пожнет истление (погибель)», - говорит апостол (Гал.6:8).

«Совокупи убо Давид иногда беззаконию беззаконие, убийству же любодейство растворив, покаяние сугубое показа абие; но сама ты, лукавнейшая душе, соделала еси, не покаявшися Богу.

Давид иногда вообрази, списав яко на иконе песнь, еюже деяние обличает, еже содея, зовый: помилуй мя, Тебе бо Единому согреших всех Богу, Сам очисти мя».

Давид — второй израильский царь (ок. 1005 — 965 до н. э.), назван Богоотцом, так как от его рода произошёл Спаситель. Автор большей части псалмов Псалтири. В 7‑й песне канона вспоминается эпизод из жизни царя Давида, описанный во 2 книге Царств, 11–12 главах. Давид царь соблазнился женой своего воина Урии — Вирсавией. Чтобы отобрать её у мужа, послал Урию в опасное сражение, где тот был убит. Пророк Нафан обличил царя Давида, после этого царь покаялся. Плодом его покаяния стал 50‑й псалом, читаемый ежедневно на богослужении. Вирсавия стала женой царя Давида. От их брака родился Соломон — последний царь единого Израильского царства.

Велико было падение Давида, с блудом соединившего убийство, но велико также было и его раскаяние. Он с сердечной скорбью исповедал свою вину пред Господом, со смирением покорился суду Божьему, когда Нафан объявил ему, что за преступление меч не отступит от его дома, что мститель за грех любодейства возникнет в самом его доме (2Цар.12).

Мститель появился в лице сына его Авессалома, возмутившегося против отца. Давид вынужден был бежать от него и на пути подвергся жестокому оскорблению от Семея, внука Саулова. Семей бросал камнями в Давида, проклинал его, называл его кровопийцей и злодеем.

Один из спутников Давида просил у него позволения умертвить этого дерзкого человека. Давид не согласился, смиренно сказав: «Оставьте его проклинать меня. Верно Господь повелел ему» (2Цар.16:11).

Давид совершил такие преступления, за которые, если бы был он подданным, а не царем, подлежал бы уголовной ответственности. В отношении к царю была неприменима строгость законов, карающих преступления против 6-й и 7-й заповеди. Но царь не снял себя ответственности за свой грех, не оправдался этими законами, а прежде всего думал о суде Божием, поскольку понимал, что может избежать наказания от людей, но не от Бога. И предпочел понести это наказание в земной жизни, а не в вечности. 

Давид трепещет перед праведным Судом Божиим и умоляет только о милосердии. «По грехам я достоин строгого наказания и готов понести его, но я надеюсь на беспредельную милость Твою – поступи со мною по милости, но не обличи меня яростью, не накажи меня в гневе Твоем». Смирение Давида пред Господом было велико, все наказания посланные ему за грех, он принимал как должное и всей жизнью засвидетельствовал это раскаяние. Каждую ночь он оплакивал свой грех, каждую ночь заливал слезами постель свою и, сверх того, оставил по себе вечный памятник покаяния в 50-м псалме: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей»

Давид не только сам лично покаялся, но своим примером и своим покаянным псалмом показал, каким должно быть настоящее искреннее раскаяние. Кто своими грехами подает повод к соблазну, тот сугубо увеличивает тяжесть своей вины, ибо должен будет отвечать не за себя только, но и за других, увлекаемых его примером. Это очень хорошо осознавал Давид. Тем более что чем выше положение человека совершившего грех, тем быстрее и заразительнее мог оказаться поданный пример. Поэтому, чтобы предотвратить такое бедствие, Давид написал обличительный на самого себя псалом не для собственного только употребления, но и в руководство своим ближним, особенно своим подданным, от которых не могли скрыться его преступления. 50-й псалом – это памятник всенародного, публичного покаяния Давидова.

Если человек неискренне кается, оправдывает свои грехи, и уповая на милосердие Божие, совершает то, что не должен, то он находится в большой опасности. Нужно как можно скорее осознать это состояние и подобно Давиду, очистить себя слезами, смирением пред Богом и принести плоды покаяния. И дело совсем не в том, чтобы твердо помнить покаянный псалом Давида, а в том, чтобы под его руководством проникаться таким же смирением пред Богом, теми же чувствами своего недостоинства и безответности пред Ним, но вместе с тем и упованием на Его милость как на единственное условие прощения от Него и помилования.

Песнь восьмая.

«Колесничник Илиа колесницею добродетелей вшед, яко на небеса, ношашеся превыше иногда от земных; сего убо, душе моя, восход помышляй».

Илия («мой Бог — Яхве») — пророк северного Израильского царства (IX век до н. э.).

Пророк Илия окончил земную жизнь подобно Еноху: с телом был восхищен в горний мир на огненной колеснице (4Цар.2: 11). Его нравственным качествам, его любви и ревности по Богу, удалению от того, что отдаляет от Бога, можно и должно подражать не только в уединенной обители, но и живя в миру.

«Елисей иногда прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание.

Иорданова струя первее милотию Илииною Елиссеем ста сюду и сюду; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание»

Елисей («Бог спасёт») — ученик пророка Илии, пророк Израильского царства (IX век до н. э.). Со времени Самуила вокруг пророков истинного Бога собирались их ученики, которые назывались сынами пророческими, ибо пользовались отеческим руководством, упражняясь в духовном пении и молитве. Через эти упражнения они очищали свою душу для благодатных воздействий и часто возвышались до божественного вдохновения. Пророк Елисей просил у Илии благодать большую, чем была у его учителя, и получил её. Он присутствовал при вознесении Илии на Небо на колеснице. К ногам пророка Елисея упала милоть (верхняя одежда) Илии, которой впоследствии Елисей чудесным образом разделил воды Иордана, пройдя по реке как посуху (4Цар.2).

Милоть Илиина, доставшаяся в наследство Елисею, – это образ таинственной одежды, которою облекаются верующие в купели Крещения:«елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал.3:27).

Благодать живет в человеке, но он зачастую ее не использует для того чтобы развивать данные ему таланты, не используют для подвигов благочестия и добродетели, ни мыслями, ни чувствами, ни желаниями не уподобляется к Христу, а на деле служат только своим страстям.

Духовное бесплодие возникает от невоздержания. Духовная жизнь не требует от человека отречения от чувственных потребностей, а всего лишь воздержания, умеренности в их удовлетворении. 

Но многие из христиан не сохраняют воздержания даже в пределах, указываемых естественным благоразумием, переоценивая их необходимость, оправдываясь несуществующими на деле причинами, и через это убивают в себе духовную жизнь, закрывают возможность данной им благодати расти. Примеров этому неисчисленное количество, и каждый, если по честному взглянет на свою жизнь, найдет в себе подобное.

Елисей, чудесным образом разделивший воды Иордана и перешедший по дну реки, – это образ всякого верующего и уповающего на Промысл Божий, силой веры и упования благополучно избавляющегося от бед и скорбей, которые в Писании нередко представлены в образе бурных и угрожающих потоплением вод.

«Соманитида иногда праведнаго учреди о душе, нравом благим; ты же не ввела еси в дом ни странна, ни путника. Темже чертога изринешися вон, рыдающи»

Соманитида (соманитянка) — женщина из города Сонам в северном Израильском царстве (ныне — селение Солем), семейство которой неоднократно давало приют странствующему пророку Елисею. По молитве пророка Елисея у бесплодной сонамитянки родился сын, впоследствии пророк в благодарность за гостеприимство воскрешает её ребёнка, умершего от солнечного удара, предупреждает эту семью о приближении семи лет голода, чтобы они успели уйти в филистимскую землю, помогает вернуть сонамитянке отнятый царём дом (4Цар.4:8–37; 8:1–6).

К делам милосердия и в их числе великой добродетели странноприимства призывает этот пример каждого человека. Одинаковое значение с этой добродетелью имеет забота и попечение о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию, о сиротах, пожилых одиноких людях, больных и тех людях, чьи возможности ограничены. Помогать можно как личным участием, например, трудясь в братствах и сестричествах, окормляющих дома престарелых, детские дома, хосписы, участвуя в работе социальной службы храма, так и жертвуя посильные средства. Если же при всем желании нет возможности потрудиться или оказать материальную помощь, то духовно поддержать страждущих может каждый, молясь о всех тех, кто нуждается в помощи.

«Гиезиев подражала еси, окаянная, разум скверный всегда, душе, егоже сребролюбие отложи поне на старость; бегай геенскаго огня, отступивши злых твоих».

Гиезий — слуга пророка Елисея. После того, как пророк Елисей исцелил больного проказой сирийского военачальника Неемана и отказался от материального вознаграждения, Гиезий соблазнился имением Неемана. Он догнал сирийского вельможу и обманом, якобы для милостыни, выпросил у него два таланта (около 90 кг) серебра и две перемены одежд, утаив их от Елисея. В наказание за этот грех проказа Неемана перешла на Гиезия.

Пример Гиезия показывает, насколько бывает пагубно корыстолюбие, которое как сказал апостол, – «корень всех зол» (1Тим.6:10). Оно отвлекает людей от служения Богу, по слову Христа: «не можете работати Богу и маммоне» (Мф.6:24).

Прибегая к обману и ухищрениям, человек обогащается за счет ближнего, прикрывая свои действия видом законности и даже цинично человеколюбием и помощью Церкви. Но эти дела невозможно скрыть от Бога, Который читает сердце каждого человека, и избежать наказания в жизни вечной.

Песнь девятая

«Ум острупися, тело оболезнися, недугует дух, слово изнеможе, житие умертвися, конец при дверех. Темже, моя окаянная душе, что сотвориши, егда приидет Судия испытати твоя?

Моисеово приведох ти, душе, миробытие, и от того все Заветное Писание, поведающее тебе праведныя и неправедныя; от нихже вторыя, о душе, подражала еси, а не первыя, в Бога согрешивши».

Моисей – см песнь 6.

Моисеово миробытие — ветхозаветная книга Бытия, написанная пророком Моисеем, которая повествует о событиях библейской истории от начала бытия мира.

Святитель Андрей Критский в своем Великом каноне собрал из ветхозаветной истории черты жизни праведной и греховной. Указание на примеры ветхозаветных праведников и грешников он начал с первых дней мира, то есть с Адама, провел через историю Церкви патриархальной и подзаконной по писаниям Моисея и прочим ветхозаветным книгам и довел до Вавилонского плена. 

Христианину дана возможность сравнить свое нравственное состояние с этими примерами, чтобы видеть, каким путем он идет. Возможно, чистосердечное и беспристрастное сравнение покажет, что он подражает больше ветхозаветным грешникам, чем ветхозаветным праведникам. Но при этом ответственность его за свою жизнь перед Богом огромна, в разы больше чем та, что несли ветхозаветные люди, потому что за каждого человека принесена была искупительная жертва Христа. 

«Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе),дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою. (Гал.3:13-14). Благодатию есте спасет чрез веру; и сие не от вас, Божий дар; ни от дел, да никтоже похвалится (Еф.2:8–9). Но и вера спасительна для только в соединении с добрыми делами. «Вера без дел мертва» (Иак.2:17), следовательно – неугодна Богу, «ибо такую веру и бесы имеют» (Иак.2:19). «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Божие, но творяй волю Отца Моего, говорит Христос» (Мф.7:21). 

Воля же Отца Небесного, которую возвестил Христос, требует не одной веры, но и жизни, сообразной с верой.

«Закон изнеможе, празднует Евангелие, Писание же все в тебе небрежено бысть, пророцы изнемогоша и все праведное слово; струпи твои, о душе, умножишася, не сущу врачу, исцеляющему тя.

Новаго привожду ти Писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению; праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся и умилостиви Христа молитвами же и пощеньми, и чистотою, и говением.

Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы; душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытари и прелюбодеи кающиися

Христос вочеловечися, плоти приобщився ми и вся елика суть естества хотением исполни, греха кроме, подобие тебе, о душе, и образ предпоказуя Своего снисхождения».

Святитель Игнатий Брянчанинов пишет:

 «Предвечное Слово – Сын Божий – силой творчества Своего составил Себе плоть во утробе Девы: зачался Богочеловек и родился Богочеловек. Сын по Божественному естеству сделался сыном и по естеству человеческому. Родился от Девы Иисус Христос, одно Лицо в двух нераздельных и неслитных естествах – Божеском и человеческом. Божеское естество, несмотря на Свою беспредельность, не уничтожало естества человеческого, и человеческое естество, несмотря на свое неслитное существование, нисколько не стесняло беспредельности естества Божественного. Такое чудное соединение, принимаемое верой и рождаемым ею духовным разумом, непостижимое для разума плотского и душевного, произведено всемогуществом Божества.

Вочеловечившийся Господь имел все принадлежности человека: дух, душу и тело. Именем духа обозначается разумная часть человека: его ум, его мысли, его словесные сердечные ощущения, чуждые естеству зверей и скотов, общие естеству человеческому и ангельскому. Собственно душа выражается в жизненной силе; душе свойственны желание, или воля и энергия, или естественный гнев, не переходящий в раздражительность. Эти свойства видим и в животных. Человеческий дух Христов упражнялся молитвой и изложением словами человеческими Слова Божия; душа Христова выражала радость, скорбь, гнев, томление; тело Христово зачалось, родилось, питалось, возрастало, утруждалось, ощущало голод и жажду, упокоевалось сном, страдало, было распято и погребено, воскресло. 

По нераздельности естеств во всех случаях, когда проявилось естество человеческое как бы действующим исключительно, содействовало ему нераздельно и неразлучно, хотя и не слитно, естество Божие, действуя сообразно Себе. Таким образом, хотя зачался во утробе Девы человек, но он в самом зачатии уже был и Бог; хотя родился от Девы человек, но вместе родился и Бог, возрастал, вкушал пищу, утруждался от пути, был связан в саду Гефсиманском, ударяем по ланитам, ударяем жезлом по главе, увенчан терновым венцом, распят человек, но вместе и Бог. Таким образом, апостолы были очевидцами, учениками, посланниками Бога; Иуда Искариотский предал Бога; архиереи иудейские и Пилат суть богоубийцы; Приснодева есть Божия Матерь. По нераздельности естеств в одном Лице совершавшееся относительно одного естества неизбежно относилось и к другому»

Господь добровольно вместе с человеческим естеством принял его немощи, добровольно подвергся страданиям и позорной смерти, добровольно прошел путь беспримерного самоуничижения. И все это ради того, чтобы спасти человека от вечной гибели, избавить от гнева Божия, который люди заслужили своими грехами пред Богом, преступив в лице прародителей Его заповедь и умножая свою виновность пред Ним личными грехами, личным противлением Его святой воле.

«В нас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп.2:5), – говорит апостол и указывает на Его смирение и послушание до смерти Крестной. Пример Христа, послужившего в образе раба нашему спасению, располагает нас также к услужливости в отношении к ближним. Если любовь Христа к людям простиралась до самоотвержения, то и христиане должны любить ближних и заботиться о их благе до готовности положить за них жизнь свою. Каждому человеку по природе свойственно самосохранение, самоугождение. 

Но когда идет дело о благе ближнего, когда ближний нуждается в помощи, то мы должны победить в себе самоугодие. «Мы, сильные, пишет апостол, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему ко благу, к назиданию, ибо и Христос не Себе угождал» (Рим.15:1–3).

«Христос волхвы спасе, пастыри созва, младенец множества показа мученики, старцы прослави и старыя вдовицы, ихже не поревновала еси, душе, ни деянием, ни житию, но горе тебе внегда будеши судитися».

Восточные волхвы, пришедшие на поклонение новорожденному Христу, были первенцами Церкви спасаемых из язычников. Они принесли в дар Христу золото, ливан и смирну. В этих дарах они выразили исповедание Его владычества, или Царского достоинства (злато), Божества (ливан) и предопределенной Ему искупительной смерти (смирну). Подобное исповедание должен приносить каждый христианин и руководствоваться им в жизни, жить по заповедям Божиим, любить Бога, не изменять служению Ему служением миру и страстям, молиться, благодарить, просить о помощи в нуждах, совершать добрые дела веры, но при этом не думать, что может угодить Богу и спастись единственно самодельной праведностью, и всю надежду спасения возлагать на благодать Божию, даруемую нам ради Крестных страданий и смерти за нас Богочеловека, и понимать, что добрые дела могут быть богоугодны только в соединении с верой в Него и успешны только при Его благодатной помощи. 

Христос, пострадав за каждого человека, оставил пример, которому должен следовать каждый христианин, и истинным последователем Его может быть только тот, кто, веруя в силу Его Крестной смерти, сам возьмет свой крест, с самоотвержением подвизаясь в борьбе с искушениями, и с этим крестом неуклонно будет следовать за Христом (Мф.16:24).

Иисус Христос, пришедший спасти всех людей, родился среди иудейского народа, который преимущественно перед всеми народами несколько тысячелетий был приготовляем к принятию Его многочисленными обетованиями, пророчествами и судьбами своей истории. Но счастье узреть Христа и уверовать в Него прежде всех досталось пастырям, несшим ночную стражу у своего стада. В ночь рождения Христова перед ними явился Ангел Господень и им первым благовествовал радость, которая будет всем людям, – о рождении Спасителя мира, они одни услышали, как сонмы Ангелов воспевали славу в вышних Богу и на земле мир, и по указанию Ангелов пришедши в Вифлеем, они вошли в пещеру и здесь в яслях для скота узрели Богомладенца. Это были простые, кроткие и смиренные люди, более всех угодные Тому, Кто, призывая к Себе всех труждающихся и обремененных, назвал Себя кротким и смиренным (Мф.11:29), Кто заповедал Своим ученикам быть простыми, как голуби (Мф.10:16), Кто в простосердечных детях указывал для Своих последователей пример для подражания и говорил: если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф.18:3).

«Старцы прослави и старыя вдовицы» – здесь говорится о старце Симеоне Богоприимце и Анне пророчице. Старец Симеон был человек праведный и благочестивый. Он жил надеждой на Пришествие обетованного Христа и был удостоен откровения свыше, что не умрет до тех пор, пока не дождется Христа Господня и не увидит Его. Симеон дождался и увидел Его в храме, куда Матерь Иисуса в сороковой день по Его рождении пришла с Ним по закону. И не только увидел, но и принял Его на свои руки и, держа на руках, прославил Бога и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего по глаголу Твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое» (Лк.2:29–30). 

Вместе с Симеоном встретила Младенца Иисуса святая Анна пророчица, престарелая вдова, жившая при храме и здесь день и ночь служившая Богу молитвой и постом. И она в лице Этого Младенца узнала обетованного Христа и, славя Господа, говорила о чудном Младенце всем чающим избавления. Это примеры, достойные подражания в крепости веры, в уповании и надежде на Бога, в любви к Нему, в жизни добродетельной и праведной, в служении Богу и людям, в любви к Церкви, храму, богослужениям. Молитва и пост не были им в тягость, хотя немощи также были им не чужды. Пример праведных Симеона и Анны для многих христиан служит обличением, показывая, как многого недостает им в сравнении жизнью этих праведников.

«Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится».

Сорокадневный пост Христа Спасителя (Мф.4:2) в пустыне пред выступлением Его на общественное служение явился примером и основанием для церковного поста Четыредесятницы. Христос постился, готовясь к предстоявшим Ему подвигам для спасения людей. Пост служит для укрепления сил к подвигам христианской жизни для нашего спасения. Пост содействует в этом делании тем, что и сам по себе есть подвиг самообладания, и ослабляет давление на дух со стороны чувственности. Христос постился все сорок дней, не вкушая пищи, и взалкал, почувствовав крайнюю нужду в ней уже в последний день. 

Но никто не требует буквального подражания примеру Христову. Уклоняться от поста значит идти против церковного Устава, и притом не без вреда для духовной жизни.

Пост должен включать в себя не только воздержание от скоромной пищи, и умеренность в еде, но прежде всего сопровождаться духовными упражнениями, борьбой со страстями, пересмотром своей жизни, покаянием и исправлением греховных привычек.

Требы онлайн

Также вы можете отправить заявку на поминовение, поставить свечу, пожертвовать в алтарь на богослужение и помочь приходу, приняв участие в целевых благотворительных сборах.

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.lavravcheremushkah.ru