Виды литургий
В настоящее время в Русской Православной Церкви совершаются четыре вида литургий: святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого, Преждеосвященных Даров и апостола Иакова.
Наиболее распространена в настоящее время литургия святителя Иоанна Златоуста. В IV веке, когда жил святитель, окончательный чин литургии еще не сформировался, не существовало единообразия: в разных областях служили различными чинами, а также отсутствовала практика ежедневного совершения Евхаристии.
Когда святителя Иоанна Златоуста назначили на Константинопольскую кафедру, там было распространено совершение литургии, относимой к авторству святителя Василия Великого. Святитель Иоанн привез с собой древнюю антиохийскую анафору святых апостолов, отредактировал ее и ввел в богослужение.
Также он отредактировал и сократил практикуемый в то время чин литургии Василия Великого. Существует мнение, что святитель Иоанна сделал эти изменения «ради немощи молящихся».
Однако повсеместное замещение чина литургии происходило постепенно. Во-первых, литургия Василия Великого носила особо торжественный характер, была более продолжительна и совершалась по большим праздникам. С появлением практики ежедневного совершения евхаристии широко распространился чин литургии Иоанна Златоуста. Во-вторых, такое замещение было связано с пережитой эпохой иконоборчества: в анафоре Иоанна Златоуста отсутствуют термины, которые можно было бы трактовать в иконоборческом ключе.
Упоминание об авторстве Иоанна Златоуста впервые встречается в византийских рукописях VIII века. Однако сомнений в его авторстве не возникает, поскольку в анафоре присутствуют выражения, встречающиеся в творениях, принадлежность которых творчеству святителя Иоанна абсолютно доказана.
Литургия Иоанна Златоуста состоит из подготовительной части – проскомидии и двух частей: литургии оглашенных и литургии верных. Проскомидия – подготовка к совершению Евхаристии –приготовление вещества к совершению Евхаристии, для дальнейшего священнодействия и молитвенное поминовение всей полноты Церкви. Литургия оглашенных включает молитвы и чтение Священного Писания и совершается для назидания верных и просвещения оглашенных (готовящихся к принятию святого Крещения). Литургия верных представляет собой часть службы, на которую ранее допускались только верные. В это время совершается таинство Евхаристии.
Упоминание об авторстве Иоанна Златоуста впервые встречается в византийских рукописях VIII века. Однако сомнений в его авторстве не возникает, поскольку в анафоре присутствуют выражения, встречающиеся в творениях, принадлежность которых творчеству святителя Иоанна абсолютно доказана.
Литургия святителя Иоанна Златоуста совершается каждый день, за исключением будних дней Великого поста, тех дней, когда служится литургия Василия Великого и иных дней, когда полная литургия по уставу не положена.
Литургия святителя Василия Великого впервые упоминается в VII веке. Однако, к этому времени она уже была широко распространена на Востоке и ее авторство не подвергалось сомнению, так как оно было установлено на основе сравнения анафоры святителя и его творений – связь этих текстов была очевидна.
Из жития святителя Василия известно, что он создал «свою собственную» литургию. Однако из других источников известно также, что святитель отредактировал и сократил (по немощи молящихся) древний чин литургии апостола Иакова, распространенной в то время в Кесарии Каппадокийской.
Сохранились две редакции анафоры святителя Василия Великого – краткая и пространная. Они довольно сильно отличаются друг от друга. Во всех Православных Церквях сейчас совершается пространная анафора. Краткая же версия анафоры распространена в Коптской и Эфиопской Церквях, а также в богослужениях католиков западного обряда.
В Византии литургия Василия Великого совершалась по воскресеньям и праздникам. Полностью она была замещена литургией святителя Иоанна Златоуста в Х-ХI веках по причинам, описанным выше.
Из жития святителя Василия известно, что он создал «свою собственную» литургию. Однако из других источников известно также, что святитель отредактировал и сократил (по немощи молящихся) древний чин литургии апостола Иакова, распространенной в то время в Кесарии Каппадокийской.
Литургии великих святителей имеют сходную структуру и немного различное содержание. Они имеют разные молитвы об оглашенных и верных, молитвы приношения, анафору, молитву перед святым причащением, которая читается между просительной ектенией и молитвой «Отче наш», молитву главопреклонения, благодарственную молитву по причащении, молитву на потребление Святых Даров, а также поминания святителей на проскомидии и отпусте.
Литургия Василия Великого совершается всего десять раз в году: в воскресные дни Великого поста, в Рождественский и Крещенский сочельник, в Великий четверг и Великую субботу, а также в день памяти святителя Василия Великого.
Литургия Преждеосвященных Даров впервые упоминается в VI веке. Она берет свое начало от практики домашнего причащения, когда после воскресной литургии верующим раздавали Святые Дары для ежедневного приобщения дома. С ростом общины и снижением благочестия людей, во избежание применения Даров не по назначению церковные власти вынуждены были заменить ежедневное домашнее причащение церковным. Приобщались Святыми Дарами, освященными в воскресенье, предположительно по будним дням и не только Великим постом. С увеличением количества церковных праздников Евхаристию стали совершать чаще, а практика Преждеосвященной литургии была перенесена на пост.
Преждеосвященная литургия носит имя святителя Григория Двоеслова, папы Римского, поскольку он возобновил ее совершение на Западе. Позднее на VI Вселенском Соборе было утверждено совершение Преждеосвященной литургии во время Великого поста.
Литургия Василия Великого совершается всего десять раз в году: в воскресные дни Великого поста, в Рождественский и Крещенский сочельник, в Великий четверг и Великую субботу, а также в день памяти святителя Василия Великого.
По своей сути литургия Преждеосвященных Даров – это причащение после вечерни. На вечерне священник переносит Святые Дары с Престола на жертвенник. После этого совершается малый вход с последующим чтением паремий (отрывков) из книг Бытия и Притч Соломоновых. Появление чтений связано с периодом оглашения во время Великого поста. Дальше поется стихира «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…». Существует предположение, что раньше стихира исполнялась во время причащения. После стихиры начинаются молитвы об оглашенных и о готовых к просвещению, после чего совершается Великий вход, во время которого Святые Дары переносятся с жертвенника на Престол. Далее читается молитва Господня и совершается причащение священнослужителей в алтаре и затем мирян. Богослужение завершается как обычная литургия.
В древности Преждеосвященная литургия совершалась вечером.
О радости и важности вечернего приобщения Святых Христовых Тайн протопресвитер Александр Шмеман пишет:
«Каким серьезным и важным становится день, который я должен провести в обычных занятиях, но который весь проходит во свете приближающейся встречи с Христом; … Всякое слово, сказанное мной, всякое действие, … становятся важными, единственными, непреложными; или они по существу связаны с ожиданием Христа, или противоречат ему».
В настоящее время в некоторых храмах возрождается практика совершения Литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время.
Совершается Преждеосвященная литургия по средам и пятницам, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, а также на Благовещение, память 40 мучеников Севастийских, день обретения главы Иоанна Предтечи и в храмовые праздники, когда они выпадают на будний день Великого поста.
Литургия апостола Иакова, брата Господня, апостола от семидесяти, представляет собой несколько типов чинов, восходящих к литургической традиции Иерусалимской Церкви. Свое название она получила в основном из-за принадлежности к Иерусалимской кафедре, возглавляемой изначально апостолом Иаковом. Впервые чин литургии упоминается в IV веке, а традиция связывать богослужение с именем апостола Иакова возникает лишь в VII веке.
Существуют два варианта этих чинов литургии: греческий и сирийский. Сирийский текст был переведен с греческого после Эфесского собора 431 года. После этого каждый чин развивался самостоятельно.
Литургия апостола Иакова была распространена на Востоке до IХ века. С возвышением Константинопольской кафедры и распространением литургии святителя Иоанна Златоуста она почти вышла из употребления и совершалась лишь в Иерусалимской Церкви и на острове Закинф в Греции.
Совершается Преждеосвященная литургия по средам и пятницам, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, а также на Благовещение, память 40 мучеников Севастийских, день обретения главы Иоанна Предтечи и в храмовые праздники, когда они выпадают на будний день Великого поста.
В XIX веке литургия апостола Иакова вновь распространяется в Иерусалимской и Элладской Церквях, а в ХХ веке она стала иногда совершаться и в Русской Церкви. Славянский перевод чинопоследования был осуществлен с греческих текстов Русской Духовной миссией в Иерусалиме.
По своей структуре литургия апостола Иакова подобна чинопоследованиям святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. Отличия ее состоят в следующем: тайные молитвы читаются вслух, ектении возглашаются лицом к народу, Священное Писание читается в центре храма, также лицом к молящимся. Причащение мирян происходит под двумя видами раздельно Телом и Кровью Господа Иисуса Христа.
Литургия апостола Иакова совершается в некоторых храмах Русской Православной Церкви в день памяти апостола Иакова – 5 ноября, 8 и 17 января, а также в Неделю праотец или в Неделю по Рождестве Христовом, когда вспоминается апостол Иаков.