Светлое Христово Воскресение, Пасха

Воскресение Иисуса Христа (греч. Ανάστασις) – главный и самый древний христианский праздник, как и следующая за ним святая Пятидесятница. Уже в апостольский век он отмечался еженедельно, подобно иудейской субботе. Это был «первый день недели» (I Кор. 16, 2; Деян. 20, 7) или «день Господень, воскресный» (Откр. 1, 10). 

История праздника

Воскресение Христа — центральное событие всей Священной истории. О нем повествуют все четыре  евангелиста (Мф. 18:6, Мк. 16:6, Лк. 24:6, Ин. 20:6).

Христос был распят и умер на Кресте за грехи всех людей, — живших на земле когда-либо и тех, кто еще придет в наш мир. После смерти Господа праведные Иосиф Аримафейский и Никодим — тайные ученики Христа — сняли с креста Его тело, положили в гроб, высеченный в скале, и, закрыв вход в пещеру большим камнем, ушли, так как уже начиналась суббота, праздник иудейской пасхи.

Рано утром на следующий день после субботы женщины — ученицы Спасителя — пришли к пещере, чтобы по традиции помазать тело Иисуса погребальными благовониями — миром. Они увидели, что тяжелый камень, закрывавший вход в пещеру, отодвинут в сторону, а во гробе никого нет: они нашли там только пустые погребальные пелены и плат, закрывавший лицо Христа. При выходе из пещеры их встретил ангел, возвестивший мироносицам, что Христос воскрес!

Смерть пришла в мир через грехопадение первых людей. Адам и Ева нарушили заповедь, данную Творцом, и были изгнаны из рая. Непослушание прародителей обрекло на смерть всех их потомков.

Пасха (древнеевр. «Прохождение мимо») — праздник, учрежденный в память избавления иудейских первенцев от смерти в день бегства народа избранного из египетского плена. В тот день по откровению Божьему, данному через пророка Моисея, каждая иудейская семья должна была заколоть и съесть ягненка, а его кровью помазать косяки дверей своих домов. Ангел Господень, истребляющий всех первенцев земли египетской, прошел мимо иудейских жилищ, не причинив им никакого вреда.

Пасхальный агнец — ветхозаветный прообраз Христа. Как иудеи, избавленные от смерти кровью невинного ягненка, бежали из плодородной, но убивающей их народ страны, так и христиане получают избавление от смерти и греха Кровью Спасителя.

Христос победил смерть Своим страданиями, смертью и Воскресением. Когда безгрешный Бог принял на себя смерть и спустился в преисподнюю, ад не смог его удержать. Христос вывел оттуда всех праведников и навсегда открыл двери всем, кто захочет последовать за Ним.

Каждый седьмой день недели посвящен Воскресению Христа из мертвых, и воскресный день именуется «малой Пасхой». Его христиане посвящают Богу, участвуя в Евхаристии. 

В древнехристианской Церкви с самого начала существовал обычай отмечать Пасху — самый первый христианский праздник. В Деяниях апостолов рассказывается о том, как христиане собирались вместе (по-гречески — «в Церковь») в первый день после субботы (то есть  в воскресенье) для благодарения и преломления хлеба — совершения Евхаристии. Апостол Павел говорит в своих посланиях: «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2 Тим. 2:11), «зная, что ветхий наш человек распят с Ним… дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6:4-6). Воскресение Христово – это дарованная нам победа над адом, смертью и грехом. 

Обычаи празднования Пасхи у древних христиан отличались от сегодняшних. В I в. она отмечалась в форме поста, в память Христовых страданий и смерти. Во II-III вв. это тоже пост, хотя характер празднования уже скорбно-радостный. Отцы Церкви II-III вв. Ириней Лионский, Мелитон Сардийский, Климент Александрийский и другие упоминают о разделении Пасхи на крестную и воскресную. Об этом же говорит христианский писатель-апологет Тертуллиан (160 – ок. 223), различая «пасху распятия» и «пасху воскресения». Пасха распятия (крестная) совпадала с иудейским песахом, в память о том, что Господь был распят во время этого ветхозаветного праздника. Пасха воскресная отмечалась в следующее воскресенье. В III веке, по замечанию профессора-литургиста М. Скабаллановича, разрешение поста «в ночь после субботы обставляется… с особенною торжественностью и дает начало Пасхе с ее нынешним характером…» 

Иудейская пасха всегда праздновалась в 14-й день первого месяца Авив (Нисан) независимо от дня недели (Исх. 12.6). Различие становилось все более заметным, возник «пасхальный спор», угрожавший церковному единству. Конец разногласиям был положен на I Вселенском соборе, созванном императором Константином в 325 году в Никее. По словам церковного историка Евсевия Кесарийского, все епископы  не только приняли Символ Веры, но и условились праздновать Пасху в один день. Был выбран первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия. Если в это воскресенье выпадает Пасха иудейская, празднование переносят на следующее воскресенье, согласно седьмому пункту Апостольских правил, запрещавшему христианам праздновать Пасху вместе с иудеями.

В IV в. празднование Пасхи продлилось «с одного дня до целой седмицы в соответствие неделе страстей Господних»   Император Феодосий Великий запретил в течение всей пасхальной седмицы судопроизводство, а Феодосий Младший – театральные и цирковые представления.    К IV-V вв.   сложился обычай, начало которому положил император Валентиниан I в 367 году: в день Пасхи освобождать из тюрем заключенных, кроме тяжких и закоренелых преступников. 

Догмат о сошествии Христа во ад – часть православного учения о спасении. По словам греческого богослова, профессора Н. Василиадиса «Господь добровольно и победоносно сошел во ад, «общее вместилище» душ. Он посетил все души, находившиеся там, и проповедовал грешникам и праведникам, иудеям и иноверным. И как «живущим на земле воссияло Солнце правды», так же воссиял свет Его и находившимся «под землей во тьме и сени смертней». Как на земле провозгласил Он мир, прощение грешникам, прозрение слепым, так и находившимся в аду, чтобы смиренно склонилось пред Ним «всяко колено небесных, земных и преисподних сил». Богочеловек, сойдя не только на землю, но «и под землю», открыл истинного Бога для всех и всем проповедал Евангелие спасения, чтобы все было «исполнено Божества», чтобы Он стал Господом и мертвых и живых» (см. Рим. 14: 9) .

 

Святые отцы о Пасхе Христовой 

Ныне спасение миру – миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, – восходите и вы; Христос из гроба, – освобождайтесь из уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый. Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды.

Святой Григорий Богослов

Сегодня Воскресением Христовым открыта преисподняя, земля обновляется крещением оглашенных, небо отверзается Духом Святым. Открытая преисподняя возвращает мертвых, обновленная земля произращает воскрешаемых, отверстое небо приемлет восходящих. Преисподняя возвращает узников к горнему, земля шлет погребенных на небо, небо им восприятых представляет Господу.

Святой Амвросий Медиоланский

Мудрость изрекла, что в день веселия забывают о бедствии. Настоящий день заставляет нас забыть первый, произнесенный на нас приговор. Тогда мы ниспали с неба на землю: ныне Небесный соделал и нас небесными. Тогда чрез грех воцарилась смерть: ныне жизнь опять получила владычество чрез правду. Тогда один отверз вход смерти: и ныне единым же вводится снова жизнь. Тогда чрез смерть мы отпали от жизни: ныне жизнию упраздняется смерть. Тогда от стыда крылись под смоковницею: ныне со славою приблизились к древу жизни. Тогда за преслушание изгнаны были из рая: ныне за веру вводимся в рай. Что же после сего нам должно делать? Что иное, как не взыграть подобно громам и холмам, о коих возвещал пророк, говоря: «горы взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии». Итак, приидите, возвеселимся о Господе! Он сокрушил силу врага и водрузил для нас победное знамение креста, поразив противника. Воскликнем гласом радости, каким обыкновенно восклицают победители над трупами побежденных.

Святой Григорий Нисский

Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это праздник есть залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с Ангелами, и обложенные плотию, вкупе с безплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном.

Святитель Иоанн Златоуст

Пасха – праздник всемирный и величайший… Ибо Воскресение Христово коренным образом изменило и землю, и ад, и Небо… На землю воскресший Господь послал Духа Святого и освятил на земле Христову Церковь – столп и утверждение Истины, которая будет на земле до скончания века, и врата ада не одолеют ее… Во ад сошла душа Господа по Его смерти, сокрушила ад и воскресла… На небо взошел Воскресший Христос и основал там Церковь, в которую вошли и продолжают входить души всех праведников… Церковь соединила Небо и землю. У нас одна Церковь – земная и Небесная. Все сделал для нас Господь, не будем же предателями и убийцами самих себя. Очистим и освятим свои души в таинствах Святой Церкви.

Святитель Макарий, митрополит Московский

Слово святителя Иоанна Златоуста в день Святой Пасхи

Если кто благочестив и любит Бога, пусть насладится этим светлым торжеством. 

Если кто раб благоразумный, пусть исполнится радости Господа своего. 

Если кто утомился от поста, пусть примет ныне награду. 

Если кто с первого часа работал, пусть получит ныне должное вознаграждение.

 Если кто после шестого часа явился, пусть не сомневается, потому что ничего не теряет.

 Если кто замедлил до девятого часа, пусть является без всякого опасения.

 Если кто пришел только в одинадцатый час, пусть не страшится замедления, так как щедрый Владыка и последнего принимает наравне с первым; дает отдых в одинадцатый час пришедшему, равно как и работавшему с первого часа; и последнего милует, и о первом заботится; и тому платит, и этому дарит; и дело ценит и расположение хвалит.

 Поэтому войдите все в радость Господа нашего: и первые и вторые мзду получите, богатые и бедные, друг с другом ликуйте.

 Воздержаные и нерадивые день почтите! Постившиеся и непостившиеся – возвеселитесь сегодня! Трапеза полна пищи! Наслаждайтесь все! Телец огромный: пусть никто не уйдет голодным! Все пользуйтесь богатством благости!

 Никто пусть не плачет от бедности, потому что явилось общее царство! Никто пусть не оплакивает согрешений: прощение возсияло из гроба! Никто пусть не страшится смерти, потому что освободила нас смерть Спасителя! Схваченный ею попрал ее, сошедший во ад пленил ад, огорчил его, вкусившего от плоти Его. Это и Исаия предвидел, когда взывал: ад, говорит, огорчися (Ис. 14, 9). Встретив Тебя в преисподней, он огорчился, потому что потерпел поражение, огорчился, потому что потерпел посмеяние. Взял тело, а нашел Бога, взял землю, а встретил небо, взял то, что видел, а напал на то, чего не видел.  Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15, 55) Воскрес Христос, и ты низвержена! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются Ангелы! Воскрес Христос, и нет ни одного мертвого во гробе! Христос, воскресший из мертвых, стал начатком умерших. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. 

Требы онлайн

Также вы можете отправить заявку на поминовение, поставить свечу, пожертвовать в алтарь на богослужение и помочь приходу, приняв участие в целевых благотворительных сборах.

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.lavravcheremushkah.ru