Из наставлений о духовной жизни старца Киево-Печерской лавры иеросхимонаха Парфения
- Рассуждение выше всех добродетелей; чрез него душа противится страстям и помыслам, обуревающим ее.
- Рассуждение выше всего; терпение нужнее всего; молчание лучше всего; многоречие хуже всего.
- Потеря благодати страшнее всех потерь; нет бедственнее состояния, как состояние человека, потерявшего благодать. Весьма немногие возвращали ее величайшими подвигами. Надобно иметь непрестанную бдительность, чтобы сохранить ее. Она дается нам туне, по единому милосердию Божию: но к сохранению ее мы должны прилагать все свое тщание.
- Враг неусыпно борется с нами. Прежде борет он нас с шуей стороны, т. е. искушает нас нашими же страстями и похотями; а когда не успеет побороть с шуей, борет нас с десной, т. е. в самых добрых делах наших устрояет нам сети к падению.
- Чем ближе приблизишься ты к Богу, тем сильнее враг ухватится за тебя. Потому-то аще приступавши работами Господеви, уготови душу твою во искушение.
- Враг во все наше доброе всевает свои плевелы.
- Никогда не должно скоро последовать своему помыслу, хотя бы он и благ являлся, но испытывать его временем.
- Чтобы стяжать терпение в скорбях и искушениях, веруй, что все делается с нами по воле Божией.
- Крайне опасно последовать своим мыслям и рассуждению в деле спасения. Наш ум – ограниченное око плоти, которое может только видеть и распределять дела внешние и вещественные; а пути высшие должны мы предавать Самому Богу чрез отца нашего и наставника, и во всем следовать его рассуждению.
- Наши желания и намерения беспрестанно изменяются и рассеиваются как прах. Итак всеконечно должны мы умертвить свою волю и предаться воле водителя нашего.
- Берегись осуждать ближнего, а чтобы не впасть в сие искушение языка, не присматривайся к чужим поступкам.
- Нищелюбие и нестяжание великие сокровища уготовляют душе.
- Неизреченная польза проистекает от уединения, но с ним неразлучна должна быть молитва.
- Уединение и молитва выше всякого блага.
- Стяжавший молитву не имеет времени и подумать о чем-либо земном; ему тяжелы и беседы и видения людей и все отвлекающее его от Бога.
- Истинную молитву стяжать неизреченно трудно. Не раз душа за подвиг сей приблизится ко вратам смертным. Но кто уже сподобится стяжать ее, у того она как болячка вростет в сердце и ничто не измет ее.
- Любовь к Богу можно возжечь в душе только одною непрестанною молитвою.
- Враг наводит уныние на всякую душу, хотящую спастись.
- Человек всеми своими усилиями, без содействия Божия, не может располагать ни внешнею жизнью своею, ни состоянием души своей. Без Бога ни до порога.
- Наша человеческая воля есть только пожелать доброго и изыскивать на то средства, а совершитель и делатель всякого доброго есть Бог; а злое от нас.
- И добре жительствовать и добре творить и добре мыслить – несть жертва Богу, а долг человеческий пред Ним.
- Смерть вожделенна для любящих Бога, но страшна не уготовавшимся.
- Хранение чистоты телесной должно сопровождаться хранением чистоты мысленной.
- Чистоту телесную и мысленную можно стяжать только непрестанною молитвою и устремлением ума к Богу; пришествие Святого Духа попаляет и истребляет все страсти.
- Гнев, тщеславие или высокоумие и осуждение ближнего отгоняют благодать Святого Духа.
- Честь от человек бываемая должна быть ненавистна душе, ищущей спасения и познающей свою немощь.
- Излишество в пище наносит душе больший вред, нежели телу, и излишний сон – от излишней пищи.
- Малейшее пристрастие не только к человеку, но и к вещи, наводит гнев Божий и дает место тли.
- Молчание есть великая добродетель; язычный не исправится на земле.
- Многоречие отгоняет благодать и погубляет теплоту души.
- Кто сам не достиг в меру совершенства и начинает учить других, – погубляет и то, что имел.
- Все средства употребляй для снискания мира душевного, и ничем, кроме молитвы и уединения, не обретешь его.
- От того впадаем мы в немирствие с ближним, что не хотим, по слову Господню, отвергнуться самих себя.
- Человек облагодатствованный не может быть немирен, или досадовать за что на ближнего.
- Должно быть мирным и равнодушным во время гнева ближнего на нас, не трогаться словами, не смущаться угрозами: ибо он не могут иметь на наше будущее ни малейшего влияния; будет только то, что определил Бог.
- «Царствие Божие нудится», нуждницы восхищают его. Это насилие не ограничивается одним воздержанием от страстей и пищи, но простирается на все внутренние и внешние действия и движения наши. Делай все вопреки хотения плоти: хочется лечь покойнее, – принудь себя на противное; хочется облокотиться сидя, – воздержись; и так во всем.
- Должно нудить себя и не хотяща к молитве и ко всему благому.
- В простых сердцах почивает Дух Святой. Простота внутренняя должна изливаться и на все внешнее наше, – простота во всем: в речах, в наружности. Не представляйся благоговейным, не смотри вниз, не говори притворно тихим гласом; а то, хотя и с добрым намерением сочиняешь наружность свою, – благодать отступит от тебя.
- Всякая благословенная душа есть проста, справедлива, милостива, любезна, негорда, незлобива, невеличава, непрезорлива, воздержна и боящаяся Бога.
- Незлобие и простота паче всех добродетелей низводят на нас благодать и милость Божию.
- От памятозлобного отвращается Бог. Молящемуся и питающему злобу на ближнего, вместо ангелов соприсутствуют демоны, и молитва его бывает в грех.
- «Не хитри в деле спасения»; не изыскивай особенных путей; не налагай на себя особенных подвигов; а как придется, как пошлет Господь силу, так только непрестанно и нещадно нудь себя на все благое.
- Зло пристает к нам как заразительная болезнь. Если будешь часто обращаться с язычным, с клеветником, с миролюбцем, – и сам незаметно впадешь в те же пороки. И наоборот: обращайся часто с мужем духовным и молитвенником, – и в тебя перельются те же добродетели.
- У человека нечистого и страстного и вещи его заражены его страстями; не прикасайся к ним, не употребляй их.
- Не должно рассказывать другим о своих подвигах и молитвенном правиле. Хотя бы это было и не из тщеславия, но у тебя отнимется дар, который ты обнаружил.
- Чтение псалтири укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших: ибо Слово Божие огнь поядаяй есть. Однажды в продолжении сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне души, и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огнь с небесе, попаляет терние, покрывавшее поле, и поле остается чисто. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: терние, покрывавшее поле – грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший его, – Слово Божие, тобою за нее чтомое.
- Хорошо с Богом везде, а без Него очень скучно и в раю и в аде: ибо подобный небесному и на земле есть рай, есть и ад, только невидимые, так как и Бог на небеси, Он же и на земле; только здесь все невидимо, а там все видимо, – и Бог, и рай, и ад.
- Если Бог с нами невидимо на земле, – это знамение, что будет с нами и на небеси. Если же не узрим сердцем на земле Бога, и в небе не узрим.
(Благословенная душа : жизнь, труды и подвиги преподобного Парфения Киевского / [сост. Ирина Хрулева]. - Москва : Синтагма, 2008. – 319 с)