Из наставлений о духовной жизни старца Киево-Печерской лавры иеросхимонаха Парфения

Автор: Преподобный Парфений (Краснопевцев)

 Рассуждение выше всех добродетелей; чрез него душа противится страстям и помыслам, обуревающим ее.

Рассуждение выше всего; терпение нужнее всего; молчание лучше всего; многоречие хуже всего.

Потеря благодати страшнее всех потерь; нет бедственнее состояния, как состояние человека, потерявшего благодать. Весьма немногие возвращали ее величайшими подвигами. Надобно иметь непрестанную бдительность, чтобы сохранить ее. Она дается нам туне, по единому милосердию Божию: но к сохранению ее мы должны прилагать все свое тщание.

Враг неусыпно борется с нами. Прежде борет он нас с шуей стороны, т. е. искушает нас нашими же страстями и похотями; а когда не успеет побороть с шуей, борет нас с десной, т. е. в самых добрых делах наших устрояет нам сети к падению.

Чем ближе приблизишься ты к Богу, тем сильнее враг ухватится за тебя. Потому-то аще приступавши работами Господеви, уготови душу твою во искушение.

Враг во все наше доброе всевает свои плевелы.

Никогда не должно скоро последовать своему помыслу, хотя бы он и благ являлся, но испытывать его временем.

Чтобы стяжать терпение в скорбях и искушениях, веруй, что все делается с нами по воле Божией.

Крайне опасно последовать своим мыслям и рассуждению в деле спасения. Наш ум – ограниченное око плоти, которое может только видеть и распределять дела внешние и вещественные; а пути высшие должны мы предавать Самому Богу чрез отца нашего и наставника, и во всем следовать его рассуждению.

Наши желания и намерения беспрестанно изменяются и рассеиваются как прах. Итак всеконечно должны мы умертвить свою волю и предаться воле водителя нашего.

Берегись осуждать ближнего, а чтобы не впасть в сие искушение языка, не присматривайся к чужим поступкам.

Нищелюбие и нестяжание великие сокровища уготовляют душе.

Неизреченная польза проистекает от уединения, но с ним неразлучна должна быть молитва.

Уединение и молитва выше всякого блага.

Стяжавший молитву не имеет времени и подумать о чем-либо земном; ему тяжелы и беседы и видения людей и все отвлекающее его от Бога.

Истинную молитву стяжать неизреченно трудно. Не раз душа за подвиг сей приблизится ко вратам смертным. Но кто уже сподобится стяжать ее, у того она как болячка вростет в сердце и ничто не измет ее.

Любовь к Богу можно возжечь в душе только одною непрестанною молитвою.

Враг наводит уныние на всякую душу, хотящую спастись.

Человек всеми своими усилиями, без содействия Божия, не может располагать ни внешнею жизнью своею, ни состоянием души своей. Без Бога ни до порога.

  Наша человеческая воля есть только пожелать доброго и изыскивать на то средства, а совершитель и делатель всякого доброго есть Бог; а злое от нас.

  И добре жительствовать и добре творить и добре мыслить – несть жертва Богу, а долг человеческий пред Ним.

Смерть вожделенна для любящих Бога, но страшна не уготовавшимся.

Хранение чистоты телесной должно сопровождаться хранением чистоты мысленной.

Чистоту телесную и мысленную можно стяжать только непрестанною молитвою и устремлением ума к Богу; пришествие Святого Духа попаляет и истребляет все страсти.

Гнев, тщеславие или высокоумие и осуждение ближнего отгоняют благодать Святого Духа.

Честь от человек бываемая должна быть ненавистна душе, ищущей спасения и познающей свою немощь.

Излишество в пище наносит душе больший вред, нежели телу, и излишний сон – от излишней пищи.

Малейшее пристрастие не только к человеку, но и к вещи, наводит гнев Божий и дает место тли.

Молчание есть великая добродетель; язычный не исправится на земле.

Многоречие отгоняет благодать и погубляет теплоту души.

Кто сам не достиг в меру совершенства и начинает учить других, – погубляет и то, что имел.

Все средства употребляй для снискания мира душевного, и ничем, кроме молитвы и уединения, не обретешь его.

От того впадаем мы в немирствие с ближним, что не хотим, по слову Господню, отвергнуться самих себя.

Человек облагодатствованный не может быть немирен, или досадовать за что на ближнего.

Должно быть мирным и равнодушным во время гнева ближнего на нас, не трогаться словами, не смущаться угрозами: ибо он не могут иметь на наше будущее ни малейшего влияния; будет только то, что определил Бог.

«Царствие Божие нудится», нуждницы восхищают его. Это насилие не ограничивается одним воздержанием от страстей и пищи, но простирается на все внутренние и внешние действия и движения наши. Делай все вопреки хотения плоти: хочется лечь покойнее, – принудь себя на противное; хочется облокотиться сидя, – воздержись; и так во всем.

Должно нудить себя и не хотяща к молитве и ко всему благому.

В простых сердцах почивает Дух Святой. Простота внутренняя должна изливаться и на все внешнее наше, – простота во всем: в речах, в наружности. Не представляйся благоговейным, не смотри вниз, не говори притворно тихим гласом; а то, хотя и с добрым намерением сочиняешь наружность свою, – благодать отступит от тебя.

Всякая благословенная душа есть проста, справедлива, милостива, любезна, негорда, незлобива, невеличава, непрезорлива, воздержна и боящаяся Бога.

Незлобие и простота паче всех добродетелей низводят на нас благодать и милость Божию.

От памятозлобного отвращается Бог. Молящемуся и питающему злобу на ближнего, вместо ангелов соприсутствуют демоны, и молитва его бывает в грех.

«Не хитри в деле спасения»; не изыскивай особенных путей; не налагай на себя особенных подвигов; а как придется, как пошлет Господь силу, так только непрестанно и нещадно нудь себя на все благое.

Зло пристает к нам как заразительная болезнь. Если будешь часто обращаться с язычным, с клеветником, с миролюбцем, – и сам незаметно впадешь в те же пороки. И наоборот: обращайся часто с мужем духовным и молитвенником, – и в тебя перельются те же добродетели.

У человека нечистого и страстного и вещи его заражены его страстями; не прикасайся к ним, не употребляй их.

Не должно рассказывать другим о своих подвигах и молитвенном правиле. Хотя бы это было и не из тщеславия, но у тебя отнимется дар, который ты обнаружил.

Чтение псалтири укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших: ибо Слово Божие огнь поядаяй есть. Однажды в продолжении сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне души, и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огнь с небесе, попаляет терние, покрывавшее поле, и поле остается чисто. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: терние, покрывавшее поле – грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший его, – Слово Божие, тобою за нее чтомое.

Хорошо с Богом везде, а без Него очень скучно и в раю и в аде: ибо подобный небесному и на земле есть рай, есть и ад, только невидимые, так как и Бог на небеси, Он же и на земле; только здесь все невидимо, а там все видимо, – и Бог, и рай, и ад.

Если Бог с нами невидимо на земле, – это знамение, что будет с нами и на небеси. Если же не узрим сердцем на земле Бога, и в небе не узрим.

(Благословенная душа : жизнь, труды и подвиги преподобного Парфения Киевского / [сост. Ирина Хрулева]. - Москва : Синтагма, 2008. – 319 с)

Требы онлайн

Также вы можете отправить заявку на поминовение, поставить свечу, пожертвовать в алтарь на богослужение и помочь приходу, приняв участие в целевых благотворительных сборах.

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.lavravcheremushkah.ru