Икона благоверного князя Александра Невского
Икона благоверного князя Александра (в схиме Алексия) Невского
Образ святого благоверного князя Александра Невского имеет особое значение для русской истории, православной Церкви и всей отечественной культуры. Свою жизнь этот государственный деятель завершил как инок. В конце жизни он принял великую схиму с именем Алексий, о чем рассказывает памятник литературы – его житие, созданное спустя всего сорок лет после блаженной кончины князя. Однако обстоятельства истории России сложились так, что через два столетия на первый план снова выступил его мирской образ как защитника русских земель и православной веры, а также искусного дипломата.
Благоверный великий князь Александр Ярославич родился 13 мая 1221 г. в городе Переславле-Залесском. В 1227 его отец, князь Ярослав, принял княжение в Великом Новгороде, куда и перевез обоих своих сыновей, Федора и Александра. Александр был призван на княжение в Новгороде в 1236 г.
Западные рубежи Руси в этот период страдали от нападения со стороны тевтонских и ливонских рыцарей, между тем как с востока беспокоили постоянные набеги Золотой Орды. Летом 1240 года корабли под командованием ярла Биргера подошли к Неве. Согласно житию, узнав об этом, юный князь Александр, которому не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: "Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем!". С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем» – сообщает житие. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., князь получил прозвание Александра Невского.
Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В походе 1241 г. князь Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав оттуда тевтонов. 5 апреля 1242 года он дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя св. Александра прославилось по всей Руси, а на западных ее пределах установился мир.
Настало время обезопасить Русь с востока и определить ее отношения с Ордой. Золотая Орда, не будучи империей, не стремилась установить на русских землях свои законы и навязать чуждую веру, ограничить свободу исповедовать православие. Все, что требовалось монголо-татарам, это своевременная уплата дани в надлежащем размере. Ярлык на великое княжение, получаемый в Орде, был своего рода принятием ответственности перед татарами за сбор дани. Несколько раз путем дипломатических усилий и переговоров князь Александр отводил от русских земель карательные походы ордынцев. Получив ярлык на великое княжение, благоверный князь Александр давал возможность укрепиться русским княжествам, объединяя их. В 1253 г. он отразил новый набег на Псков, в 1254 г. заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 г. ходил в поход в финскую землю. В тьму язычества Александр нес свет евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.
В 1256 г. умер хан Батый. Князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261 г. стараниями св. Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.
Возвращаясь из своей четвертой поездки в Сарай, князь заболел. Не доезжая до Владимира, в монастыре Городца князь-подвижник принял святую иноческую схиму с именем Алексий и предал дух Господу 14 ноября 1263 года. Святое тело его понесли к Владимиру, и в течение девяти дней пути оно оставалось нетленным. 23 ноября при погребении князя в соборной церкви Рождественского монастыря города Владимира было явлено Богом "чудо дивно и памяти достойно": святой сам протянул руку за разрешительной молитвой. Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении. Великий князь Иоанн Иоаннович (1353–1359) в своем духовном завещании, писанном в 1356 году, оставил своему сыну Димитрию (1363–1389), будущему победителю Куликовской битвы, "икону Святый Александр". Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, перед Куликовской битвой – в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление благоверного князя Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 года.
30 августа 1721 года царь Петр I после продолжительной и изнурительной войны со шведами заключил Ништадтский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую северную столицу – Петербург, расположившуюся на берегах Невы. 30 августа 1724 года святые мощи были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, где почивают и ныне. Особое церковное празднование было установлено императорским указом от 1724 года на этот день.
Житие благоверного князя и его блаженная кончина свидетельствует о том, что власть и земная слава может быть справедлива и благословенна лишь тогда, когда она освящена истинной верой в Подателя всех благ – Господа Иисуса Христа.
Святой благоверный князь Александр Невский, в схиме Алексий, икона которого находится в храме Всех преподобных отцев Киево-Печерских, является небесным покровителем настоятеля храма иерея Алексия Ишкова (именины 23 ноября / 6 декабря).