Дар благодати. Проповедь накануне праздника Крещения Господня
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Поздравляю всех с праздником Крещения Господа нашего Иисуса Христа.
Есть в году несколько праздников, которые очень радостны для духовенства и для всех церковных людей, но при этом становятся для них и неким испытанием. Наверное, Крещение – это главный из таких «праздников-испытаний» с практической точки зрения, потому что утром в сочельник храм наполняется людьми абсолютно незнакомыми для священника.
Сегодня вечером на всенощной здесь собираются на молитву прихожане, но утром придут те, кого вряд ли увидишь в храме даже на Рождество и на Пасху. Христос, Евхаристия, даже сам смысл водоосвящения им не интересны. Единственная цель пришедших – получить святую воду в таком количестве, чтобы ее хватило на год.
Интересно заметить, что у всех приходящих людей есть внутреннее, глубоко сокрытое понимание значения освященной воды, Великой агиасмы, как святыни. Но нет попыток осознания, что именно это за святыня, Кто даровал ее, как Господь освятил воду своим Крещением и почему мы в Церкви вспоминаем это событие. Пришедшим не интересен окружающий интерьер храма, воспроизведенные здесь святыни Гроба Господня, Пещеры Рождества, Гробницы Богородицы и другие места, хотя возле них можно помолиться и познать Бога через эти пространственные иконы.
Интерес пришедших может выразиться лишь в вопросе, какая вода «сильнее»: освященная восемнадцатого или девятнадцатого января? Чин освящения воды одинаковый в оба дня и благодать одинакова. Исторически сложилось, что в русской традиции воду освящают два дня подряд: в Сочельник и в сам праздник. И самое главное, один и Тот же Господь, освящающий «вод естество».
Великая агиасма – это святыня, которую христиане благоговейно хранят у себя дома. Не обязательно везти из храма многолитровые канистры, достаточно иметь небольшое количество воды и разбавлять ею в течение года нужный объем – такой, который требуется для вкушения агиасмы с молитвой или окропления ею жилища. Через эти действия, совершаемые с верой, мы приобщаемся благодати Божией.
Именно в приобщении Богу и состоит вся цель земной жизни христианской. И мне радостно видеть сейчас наших прихожан, людей, идущих к этой цели. Это значит, мы желаем иметь богообщение и можем помочь друг другу в этом. Ведь ни один священник или миссионер-катехизатор не приведет человека в храм против его воли. Священник может быть лишь помощником человеку на пути к Богу, и вы можете быть помощниками священнику своими молитвами, чтобы Господь его укреплял быть быть достойным служителем Бога, благодатью Которого освящается и вода – вещество, которое лежит в основании нашей физической жизни.
Крещение Господне позволило нам принять когда-то собственное крещение во имя Святой Троицы, позволило быть христианами. Через это таинство мы получили возможность жить с Богом, и каждый из нас старается как-то ее реализовать.
Именно в этот день, в праздник Крещения мы вспоминаем о своем призвании – быть богами по благодати. Мы призваны к тому, чтобы Господь освящал нашу жизнь, наполнял ее смыслом и радостью через те дары Церкви, которые мы получаем. Пускай это стремление к богообщению сбудется в жизни каждого из нас, пусть дар благодати не пропадет и наша жизнь исполнится радостью богообщения. Аминь!